Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Мишкинский район arrow Село Дубровное (Травянское)
Летопись села Дубровное (Травянское) Мишкинского района Курганской области.
                                 Из книги «Живая летопись села

                            Скоблино». Н.А. Лазуко,

                            О.А. Щеткова. 2008 год.

                            Город Челябинск.

        Сто лет назад  в Зауралье и во всём Челябинском уезде в сёлах и деревнях Введенской, Таловской и др. ближайших волостей проживали старообрядцы всех толков.  Если и посещали церковь, то только единоверческую, строго соблюдали и чтили традиции предков. В литературных источниках того времени шла непрерывная дискуссия о вере, чья правильнее. Не обошла стороной эта борьба за души верующих и село Травянское Челябинского уезда (ныне  село Дубровное Мишкинского района Курганской области). Старообрядцы из села Травянское посещали церковь в селе Сладко-Карасинское, а в самом селе Травянское была православная церковь. В 1875 году священник этой церкви Пётр Виноградов написал о своем селе церковно-приходскую летопись, которую мы представляем Вашему вниманию:

 

 

      «...Материал строений, равно, как и устройство домов одинаковы с прочим челябинским людом: сосна для избы, берёза для служб.  В домах по старому устройству: во дворе всегда изба, на улицу - горница с 1 или 2-мя окнами. У богатых обе комнаты содержатся опрятно: лавки и стены выкрашены красной краской, поверх нанесены цветы, у заоконников стены и потолок выбелены. Горница - чистенькая, украшена дорогими полотенцами с вышивкой. С непременною высокою кроватью с пологом из белого редкого тканья или из ситца. На разноцветном шкапе со стёклами красуется самовар с доброе ведро, впрочем, редко для употребления хозяина, а больше для гостей.  Самоваров в настоящее время у крестьян 16-ть.

       Мужик в будни неопрятен, грязен,  в праздники щеголеват: зимой в суконном тулупе или полушубке, в дорогой мерлушьей шапке, летом в бумажном или суконном кафтане с полушёлковой опояской, в плисовых шароварах, спускающихся на голенища знатных кунгурских сапогов.

       Женщины, особенно девицы, очень нарядны: шубки, крытые драпом или сукном. Летом полушёлковые пальто с отделкой и шёлковые сарафаны - не редкость. Вообще, девицы даже и в будни не носят самодельщины, везде и всегда - в фабричном.

       Для лакомств и на всякую потребу в селе есть мелочная лавочка, где от пряников, конфет, сахару, орехов - рябит в глазах.  От махорки до мелкого гвоздя - всё можно купить и селянину, и проезжему.

       Для веселия на самом видном месте, впрочем, далеко за церковью, стоит кабак с надлежащею вывескою «На вынос» и неизбежной ёлкой. Кабак всего один.... Из этого, впрочем, не следует, что травянцы не падки на выпивку, содержат кабак из подражания или так себе, ради проформы. Большинство любят выпивать, хотя постоянных завсегдателей в заведении не очень-то много.

       Для поддержания общественного порядка существует от волостного правления староста, от полиции - сотский, избираемые из местных пьяниц, ибо трезвые, умные, честные мужики бегут от этих должностей, лавируя болезнею или прямо откупаются от подведомого начальства.

       Пожарами Бог миловал и милует. Но вот  гасительные снаряды находятся в самом плачевном состоянии. Пожарных труб уже и одной не имеется. Уже девятую зиму собираются купить машину, может статься, купят к весне - будем ждать и это хоть сколько-нибудь утешительно.

       Из этого краткого очерка можно видеть, что село Травянское в настоящее время знакомо, несколько с цивилизацией, даже и с комфортом.

       Сто лет назад мужикам-переселенцам, забитым барщиной и прежней каторжной обстановкой, место очень понравилось.  Нашел его первопоселенец - Гаврила Терентьевич Ветлугин.

         Раньше, лет сто назад, о рамах и стёклах не было и помину. В избах были отдушины, которые закреплялись пузырём. Крышу достаточные крыли тёсом - это уж роскошь. Бедные же и большая часть крестьян довольствовались драньём.  И теперь в Травянском существует такой дом, с которого взято описание.

       Когда прошёл слух о Пугачёвском бунте, встрепенулись мужики, общими силами устроили с трёх сторон частокол, вроде рогаток, с дневным и ночным караулом.  Слух оправдался, на выселок однажды напала шайка башкир.  Завидев разбойников, пост у рогаток торопливо отступил в деревню. Всполошились все: баб с ребятишками загнали в большую избу, кто мог, вооружился топором, дубиной, косой,  мотыком. Ветлугины и Бабиновы засели на вышке с ружьями. С гиком прискакала  беспорядочная толпа, и вдруг, встала перед рогатками, сообщаясь, спешиться  ли или искать свободного проезда.  В эту минуту грянул выстрел. Это выстрелил из своего саженного ружья, называемого «турка», как говорили, Ветлугин. Кроме произведённого эффекта, выстрел оказался убийственным. Один башкир упал с лошади, товарищи подняли его на седло и, взяв с собой, ускакали. У башкир были луки со стрелами, но они, объятые страхом, ускакали.  Убегая, они в камышах на озере убили Павлушенку, прозываемого в селе, неизвестно почему - Шумихиным. Забрали всех коней, которых он в это время пас, как на грех,  и уехали.                                                                   

       В селе Травянском с самого начала жили староверы, которые со временем стали переходить в православие на правах единоверия, только относились они не к православной церкви села Травянского, а к единоверческой церкви села Сладко-Карасинского.

       А духовенство села Травянского примерно до 1865 года влачило жалкое существование. Священник и дьячок местной церкви едва сводили концы с концами.  А с 1-го января 1865 года православную церковь этого села стали относить к IV классу, причт стал получать больше - 285 рублей.

       Много было в селе Травянском священников, но такого доброго и отзывчивого батюшки, как Лев Семёнов Емельянов - не было. Он  начал в селе строительство храма, но были какие-то недочёты, недоработки, может и грубые, но их вполне можно было исправить, однако, благочинный округа, куда входило село Травянское Пётр Бирюков начал так отчитывать о. Льва, что тот от расстройства, когда все уснули после обеда, вышел в закуток во дворе и повесился. Прибежала матушка - жена священника Емельянова, запричитала, но было уже поздно. Остались после него семеро детей сирот от 5 до 18 лет, да матушка попадья.  Старшие двое сыновей учились в духовном училище. После смерти отца Льва Емельянова этих детей перевели на казённое обучение - пошли навстречу, зная об их горькой судьбе.

      ...Жив ли кто из этой многочисленной семьи Емельяновых? Вспоминают ли дети несчастного отца - игрушки жестокосердного корыстолюбивого деспота?...

        Новым священником после священника Льва Емельянова был Михаил Васильевич Левитский. На замечания благочинного он реагировал легкомысленно и сами замечания не расстраивали его. «Не всем,  - говорит, - давиться-то!!!»  Но дела в селе Травянском пошли плохо и при ремонте церкви подрядчик, руководящий этим строительством запил и, в конце концов, попал под суд.

         1843 год памятен нашему крестьянину! В те времена картофель считали омерзительнее антихристовой скверны - табаку.  Курили только отставные солдаты, а старики в деревнях - отплёвывались.  Считалось, - поешь картофеля - прослывёшь поганью... Но, по высочайшему указу от 30 апреля 1842 года духовенство и волостные чины ради примера стали сажать картофель, потчуя, зачастую, недоверчиво косившихся мужиков. Было всеобщее крестьянское недовольство, так как стали гнать крестьян в поле  для возделывания новых земельных участков под картофель.

       Много претерпели и чиновники, и служащие от крестьян. (По всему Уралу прокатилась волна картофельных бунтов - авт.) Чиновников освежали весенней  Миасской ванной, нечиновных, вроде Дмитрия Варуткина и сельских старших потчивали оплеухами и плевками, трепали бороду, оскорбляли всячески не только мужики, но даже бабы и мальчишки...»    (Речь идет о близлежащем селе Воскресенском. Алексей Канунников).

                                               (Из церковно-приходских летописей

                                               села Травянского Челябинского уезда

                                               (ныне село Дубровное Мишкинского

                                               района Курганской области).

                                               Священник   Пётр Виноградов.

                                               1875 год).

                                          ***

 

       К большому сожалению, церковно-приходские летописи сёл  и деревень в нашей стране повсеместно уничтожены, остались крохи...

       Драгоценные знания о быте и жизни крестьян донесли до нас  обыкновенные сельские  батюшки,  зачастую подписывающиеся  под своими рассказами  просто «Священник». Не будем забывать о том, что поначалу только они с 1850-х годов во всей Оренбургской губернии несли в народ просвещение.  Церковно-приходское образование получали  некоторые крестьяне из далёких деревушек в ближайших к ним сёлах.  Крестьяне не хотели учить детей, так как считалось, что главное для сельских жителей - умение грамотно вести хозяйство. Сколько нужно было разъяснять, увещевать, для того, чтобы убедить консервативно настроенных  к освоению грамоты крестьян!...

        Почти все имена сельских батюшек незаслуженно забыты. Очень важно восстановить память о них. Ведь именно священники, а не коммунисты,  являются основоположниками образования в России.

 

                              (Эта глава входит в состав книги

                              «Живая летопись села Скоблино»).

 

Прислал на сайт:  АЛЕКСЕЙ  КАНУННИКОВ  14 июня 2009 года.


               Село Травянское - Дубровное.


   Село Травянское (Дубровное с 1927 г.), село Окуневской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии, расположено на восточном берегу озера Дубровное, 18 верст северо-западнее села Окуневское, 20 верст северо-восточнее села Воскресенское (Кирово с 1935 г.) по трактовой дороге в г. Шадринск. Предположительно, село Травянское основал в 1760 г. беглый крепостной крестьянин из-под г. Кунгура Пермской губернии Лаврентий Бабиков. Его семья жила в избе у болотистого лесного озерка Травянское, в 3 верстах на северо-запад от озера Дубровное.
Рядом с Бабиковым поселился беглый крестьянин раскольник Гавриил Терентьевич Ветлугин. Спустя 5 лет Ветлугин и другие жители Травянки переходят жить на большое озеро Дубровное и там заново строят дома. На карте Челябинского уезда 1802 г. отмечены д. Травянка и новая д.Травянская. В 1813-1825 гг. травянцы и их соседи дубровинцы (плетневцы), жители деревень Кокуй и Штанная (Троицкое) возвели на восточном берегу озера Дубровное Свято-Троицкую церковь. Строили долго. Несколько лет подряд были отличные урожаи пшеницы. Но цены стояли такие низкие, что пришлось продать 2 тысячи пудов (пуд - 16,1 кг), чтобы воздвигнуть кирпичную церковь. 12 июля 1825 г. храм освятили, и деревня стала селом, центром прихода из 150 дворов, 728 лиц мужского и 819 лиц женского пола. В самом с. Травянское насчитывалось 67 дворов, 368 лиц мужского и 419 лиц женского пола.
В 1825 г. в селе родилось 48 мальчиков и 39 девочек, вступило в брак 18 пар, умерло 27 лиц мужского и 24 лица женского пола. Из всех умерших 14 человек было в возрасте 80 - 95 лет. Долгожители Е.В. Глазунова (1738-1832), К.П. Банников (1746-1836). В 1840 г. от горячки умерло 19 человек в возрасте до 30 лет.
Во время "картофельного бунта" в апреле 1843 г. травянцы поддержали восставшее село Воскресенское и сместили старосту С.А. Показаньева. После подавления бунта новоизбранного старосту К.М. Сапожникова, И.М. Бабикова, А.И. Ветлугина и 7 человек из соседних деревень, сослали в Сибирь. От холеры в 1848 г. и в 1850 г. в Травянском приходе умерло 13 человек.
В 1856-1859 гг. были неурожаи пшеницы и полбы. В приходе стоял голод. Получив хорошие урожаи 1860-1861 гг. травянцы продали хлеб в Шадринск и купили одежду, обувь и самовары. На свадьбы и годовые праздники покупали и Шадринскую водку. Она была дорогая: за четверть ведра (большой бутыль) платили стоимостью в полвоза пшеницы. Поэтому обычно потчевались домашним хмельным пивом, вишневым и смородиновым квасом. В 1838 г. в селе открылся питейный дом (кабак), и в 1844 г. в нем первый из травянцев запился до смерти.
Незаконнорожденных с 1825 по 1839 годы учтено: 15 мальчиков, 8 девочек,
почти все от вдов и солдаток. Нередко венчали 15 летних мальчиков и 13 летних девочек. С 1830 года норма лет, вступающих в брак, повышена: 18 лет у юношей и 16 - у девушек. Воров не было. Ни сундуки и лари, ни амбары и избы при отлучке замками не запирали. С появлением питейного заведения появилось много пьяниц, которые не гнушались воровством. С 1844 г. по 1874 г. в селе и в трех ближних деревнях запились З мужика, убиты 1 мужчина и З женщины, 1 самоубийца, 1 замерз, 1 убита молнией, утонуло 2 мужика и 2 женщины.
В 1838 г., неудачно организовав ремонт церкви, скоропостижно умер и был похоронен на приходском кладбище первый сельский священник Лев Емельянов. С 1839г. по 1854 г. священником Травянского прихода служил Михаил Васильевич Левитский. При нем в 1840 г. крышу храма покрыли железом. Священник Василий Иванович Бурдин по болезни (чахотка) в 1865 г. переведен на пенсию. Он умер в 1869 г. в возрасте 39 лет и был похоронен в церковной ограде. Новый священник Порфирий Никандрович Виноградов стал первым почетным гражданином с. Травянское. В 1874 г. он опубликовал в газете "Оренбургские епархиальные ведомости" свои статьи по истории с. Травянское и прихода. Его сын Сергей, потомственный почетный гражданин, в 1880- е годы работал учителем Шадринского городского училища.
С 1866 г. по 1903 г. служил псаломщиком Травянской церкви и с 1887 г. работал учителем Травянско-Дубровинской церковно-приходской школы Вениамин Лаврентьевич Комаров (1843-1906). Его сын Василий также стал псаломщиком, а дочь Серафима в 1900-е годы работала учительницей женской начальной школы в с. Введенское (ныне Мишкинского района). Травянский священник в 1880-1893 гг. Петр Малышев получил чин протоиерея и должность благочинного Окуневского церковного округа (18 храмов). Будучи благочинным, продолжал жить в с. Травянское. В 1889 г. дьяконом в с. Травянское служил Василий Александрович Воскресенский.
В селе застраивались улицы Передняя, Задняя и Загуменная. В 1874 г. на них имелось 242 двора, 675 лиц мужского и 677 лиц женского пола. Первый краевед села П.Н. Виноградов писал, что травянцы "хлеб выращивают всякий, кроме гречихи, достаток крестьян посредственный. Особо богатых и особо бедных нет. Одежду и обувь им шьют прохожие ремесленники.      В домах  старого  устройства во двор глядится изба, а на улицу горница с двумя окнами.Обе комнаты у богатых содержатся опрятно. В избе лавки и стены выкрашены красной краской с цветами, а заоконник, стены и потолок выбелены. Горница чистенькая, украшенная дорогими полотенцами, с непременно высокой кроватью, с пологом из марли или ситца. На стеклянном посудном шкафу, покрашенном в 2-3 краски, красуется медный самовар, размером в доброе ведро. Он редко служит для употребления хозяина, а больше для гостей. В настоящем году (1874) самоваров у травянских крестьян 16 на 242 двора.
Мужчины щеголяют в праздники: зимой в суконном тулупе или полушубке, в дорогой мерлушковой шапке, летом - в хлопчатобумажном или суконном кафтане с полушелковым поясом, в плисовых шароварах, спускающихся за голенища знатных кунгурских сапог. Женщины, особенно девицы, в зимние праздники очень нарядны: шубки. Крытые драпом или сукном, летом - полушёлковые платья с отделкой и шёлковые сарафаны - не редкость. Даже в будничные дни здешние девицы носят не самодельные, а фабричные вещи. Лавка в селе зовётся «мелочной». В ней пряники, конфеты, чай, сахар, орехи, а так же иная мелочь от махорки до мелкого гвоздя. Кабак с вывеской «Вино на вынос» стоит на видном месте, причём далеко от церкви.большинство травянцев - любители выпить, но настоящих завсегдатаев в кабаке мало. Для поддержания общественного порядка существует от Окунёвского волостного правления староста, от полиции - сотский, избираемые из местных пьяниц, ибо трезвые, умные и честные мужики бегут от этих должностей».
 Медицинскую помощь травянцам оказывал отставной военный фельдшер, уроженец города Перми Д. Д. Масленников. Умер он 2 мая 1875 года. В селе жили семьи со следующими Фамилиями: Банников, Ветлугин, Глазунов, Дунаев, Мокин, Никитин, Показаньев, Пономарёв, Потанин, Портных, Сапожников, Шульгин, Ямбаев (от Енбаев).
В 1900 г. в селе насчитывалось 260 дворов, 1366 жителей. Вблизи церкви построено кирпичное здание церковно-приходской школы. Вокруг села возвышались 11 деревянных мельниц об 1 поставе.
В июле-декабре 1902 г. от скарлатины умерло 99 детей в возрасте от месяца до 14 лет из с. Травянское, д. Дубровное, д. Кокуй. В семье Федора Мокина умерли Федор 6 лет, Евгений З лет, Надежда 10 лет. Умер от скарлатины и 27-летний Михаил Сапожников. В соседней д. Дубровное (Плетни) в сентябре-декабре 1911 года полуголодные крестьяне - 12 взрослых и 6 подростков - умерли от тифа. Еще один травянский священник умер в возрасте 39 лет от чахотки (туберкулеза) и был похоронен в церковной ограде: Михаил Александрович Михайлов (1862-1901). В начале 20 века в селе последовательно служили священники И. Преображенский,   М. Пеньковский, Н. Словцов.
На 1 октября 1909 г. в приходе Травянской Снято-Троицкой церкви состояло 543 двора. 1692 лица мужского и 1686 лиц женского пола. Из них духовного ведомства -7 мужчин и 8 женщин (их дети: 13 мальчиков, 9 девочек), военных из крестьян (унтер-офицеров, рядовых запаса и их жен, вдов) - 287 мужчин и 303 женщины (Дети: 402 мальчика, 390 девочек), мещан (горожан) - З мужчин, 10 женщин (дети: 5 мальчиков, 12 девочек), крестьян 899 мужчин, 1050 женщин (дети: 1272 мальчика, 1275 девочек). Итого всех - 3378 человек. В 1914 году в селе стало 366 дворов, 544 ревизские души, 969 лиц мужского пола, 971 лицо женского пола, 10 дворов посторонних жителей. Работали паровая мельница, 4 лавки. В 1910 г. организовано Травянское общество потребителей, годом позже открыто в селе кредитное товарищество. Еженедельные базары проводились по понедельникам. Ярмарки длились по неделе: Успенская - 11-16 августа, Митрофаньевская
- 19-24 ноября, Рождественская - 21-24 декабря.
Еще в 1906 г. с возов торговал крестьянин Владимирской губернии Руби- лов, а в 1912 г. он построил кирпичный магазин в центре с. Травянское.
В 1905 г. на войне с Японией за боевой подвиг был награжден Георгиевским крестом унтер-офицер Дмитрий Яковлевич Масасин (1865-1921) В 1913 г. его дочь Анфия (1898-1926) с Похвальным листом окончила Травянскую ЦПШ. Сын, Максим Дмитриевич Масасин (1895 - 1969), также окончил ЦПШ. В январе 1918 года он вернулся домой ефрейтором с германской войны, с Петроградскими большевистскими газетами. В погожий зимний день, соорудив в санях подобие трибуны, обтянутой красным полотном, отец и сын объехали все село и призвали земляков выполнить декреты новой центральной власти "О мире" и "О земле". Вскоре Д. Я. Масасин был избран председателем сельского Совета в с. Травянское.

 По материалам А. Сычёва, Е. Морозова, М. Горбунова.
 
 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО