Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Тезисы на "Бирюковские чтения" 2008 года
Тезисы на "Бирюковские чтения" 2008 года
     1)  ТЕЗИСЫ НА БИРЮКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2008 г.

                                   по материалам книги-сборника

                          «ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕЛА СКОБЛИНО»

                                        (на десяти страницах)

                

   2)  КОНТАКТЫ:                                        

                                                                      Щеткова Ольга Анатольевна.

                                                                       Дом. телефон: (351) 740 60 24,

                                                                      и Лазуко Наталья Анатольевна.

                                                                       дом. телефон: (351) 790 45 29

                                                                       Е-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

                                                                     http://uralgenealogy.ru/

 

 

              Книга-сборник «Живая летопись села Скоблино» выйдет в тираж 25 июня 2008 года. Приблизительное количество страниц - свыше 500.

Под редакцией  С.В. Плотникова  (пос. Юргамыш Курганской области).  Авторы: А.Л. Ватутина  (г. Челябинск),  П.В. Варлаков,  Л.Ю. Иванова (г. Курган), В.Р. Кузнецова (пос. Юргамыш Курганской области),  Л.А. Лазуко, Н.А. Лазуко (г. Челябинск), М.В. Суханов (г. Курган), Е.Л. Хомутова,

К.Д. Щетков, О.А. Щеткова (г. Челябинск).

Корректор: Л.И. Богомолова (г. Курган).       

 

                                     Материалы подготовили совместно:

 

                                Зауральское Генеалогическое общество

                                     им. П.А. Свищёва в городе Кургане,

      Южно-Уральское региональное отделение межрегиональной Ассоциации

                    генеалогов-любителей в городе Челябинске.

                    454091, г. Челябинск, пр. Ленина, 60, в здании 

                               областной универсальной научной библиотеки.

                            Тел.: (351) 740 60 24, E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

***************************************************************************

   «Живая летопись села Скоблино»

               1.  Введение....................................................................................1

               2.  О происхождении фамилии Кармацких ( М.В. Суханов).........1

                    2.1.   Использованная литература.........................................3

                    2.2.   Фотографии из архива Кармацких.................................3

               3. О чём бы поведал пропавший клад?.....................................4

               4. Топонимы села Скоблино и  его жители............................5                                          

               5. Чудская деревня.........................................................................7          

               6. Заключение.................................................................................10

 

                                                 1.  Введение

       В Курганской области находится много старинных сёл, ведущих своё начало в большинстве своём с  XVIII века.  В их число входит и село Скоблино Юргамышского района Курганской области.  До 1943 года Скоблино относилось к Челябинскому уезду.

       Южно-Уральский краевед Николай Чернавский задолго до революции 1917 года работал над созданием летописей сёл и деревень Урала, мечтал, что в каждом поселении будет вестись такая летопись. И они с 1865 года в России прижились. Церковно-приходские летописи вели сельские священники. Наиболее интересные были напечатаны в популярном журнале того времени, в «Оренбургских епархиальных ведомостях». В них отражался быт народа, описание уклада жизни крестьянства, ремёсла, наиболее яркие события, даже прямая речь жителей звучала на страницах летописей.

       К большому сожалению, церковно-приходской летописи села Скоблино мы не нашли, поэтому сами решили собрать всё, что  было накоплено до нас многими поколениями и получилась  книга «Живая летопись села Скоблино».

       Главная заслуга по созданию нашей книги принадлежит Плотникову Сергею Васильевичу - краеведу из посёлка Юргамыш Курганской области. Его бескорыстное  служение людям и  желание отдавать свои знания и накопленный опыт будут оценены земляками по заслугам.

        Эта книга - совместный  труд двенадцати  краеведов  Курганской и Челябинской областей.  Небольшую его часть представляем Вашему вниманию.

 

2.  О происхождении фамилии Кармацких.*   ( М.В. Суханов).

       Русские фамилии обычно образуются  от личных имен, то есть от имен, данных тому или иному лицу при крещении, как и прозвища, даваемые человеку по его профессии, месту проживания или каким-либо другим признакам. Откуда же произошла фамилия Кармацких? Просматривая переписи ХVII - ХVIII веков, встретилось имя Кормашко: «Двор. А в нем живет крестьянин Кормашка Прокопьев. Детей у него сын Максимко 6 лет, Еремка 6 ж лет, да братья у него Герасимко 25 лет. У Герасимка сын Трошко 6 лет». (1). Но это очень и очень редкое имя и вряд ли могло послужить основой фамилии, да и фамилия довольно редкая. В Курганской области она встречается, в основном, у  выходцев из села Скоблино. 

       Моя мать  (урождённая Карматских Анна Ивановна) рассказывала, что в молодости, когда она бывала в европейской части России, ее принимали за полячку. А летом 2007 г. в Уфе я познакомился с Кармацких Вячеславом Ивановичем, и, по его словам, родом из Тюменской области.  Он  интересуется происхождением данной фамилии и также упоминал о польском ее происхождении. Возможно, и есть какое-то созвучие в произношении, но вероятнее другое.

       Если посмотреть на карту Зауралья, мы видим левые притоки р. Пышма Кармак и Малый Кармак. Со словом «кармак», «калмак» связано довольно много географических названий в Зауралье. «Несклоняемые фамилии на  -их / -ых представляют собой застывшую форму прилагательных родительного падежа множественного числа. Среди фамилий, восходящих к географическим названиям, они не очень многочисленны. Только те из них, которые образованы от прилагательных на -ский, связаны с географическим именами собственными, например:  Донских - Дон, Русских - русский... Фамилии, образованные от прилагательных  на - ый, обычно связаны с ограниченным топографическим местонахождением, например: Горных - гора, Бережных - берег...» (2).

      «У атамана Катайских беломестных казаков Андрея Липнина уже в 1661 г. имелась «на Колмацком броду деревня и роспаши большие». (3).

       «В 1687 году русские обосновали Бродо-Калмакский острог, на перехвате одного из путей калмыков в Приисетье». (4).          

        В 1640 году казак Федор «с товарищи» по приказу тюменской администрации построил на р. Мостовке  два сторожевых поста в районе Кармацкого брода (около современной деревни Шатровой); по данным Р.Г. Игнатьева, аналогичная застава находилась и в районе озера Скрибинского в 3 верстах от села Усть - Суерского. Если учесть, что именно в район Царева Городища, Белого озера и озера Скрибинского параллельно течению р. Тобол проходила известная с древности стратегически важная дорога из Средней Азии к Тобольску и Тюмени, удобная как для прохода караванов купцов, так и для отрядов кочевников, то становится боле понятной роль застав здесь, прикрывавших путь на периферии  русских владений Зауралья, подобно тому, как заставы на р. Ирюме и на Кармацкой дороге контролировали западное ответвление пути на Тюмень» (5).

       «Катайского острогу драгуны служат с пашни. Во  дворе Ивашко Васильев сын Кырчиков. Сказался: родился де он  Тюменского  уезду на Кармаках, жил в бобыльском тягле. А в Катайском остроге живет в драгунах со 187 - году ...». (6).

        Село Кармацкое (4-е благочиние Ишимского уезда); церковь в селе деревянная, на каменном фундаменте, построена прихожанами в 1890 году на собственные средства. В церкви один престол во имя св. апостолов Петра и Павла. В деревне Бобровке находится деревянная часовня во имя св. ап. Евангелиста  Иоанна Богослова. В приходе деревни: Бобровка (7 в.), Вагина (1 в.), Степаньчева (6 в.), Заваруева (3 в.), Пенькова (3 в.), Смородиновка (6 в.). Всего 391 двор, прихожан: мужского пола 1566, женского пола 1561 (7).  

      Село Кармакское (1 Благочиние Тюменского уезда); церковь в селе каменная, построенная прихожанами в 1878 г., обнесена железной решёткой с мраморными столбиками. Имеется один престол во имя Успения Божией Матери. Имеется одна приписная церковь в селе Кармакском, деревянная во имя св. Николая. Построенная в 1898 г. и две часовни: в дер. Гилевой,  деревянная во имя св. апостолов Петра и Павла, и в дер. Зырянской во имя Флора и Лавра.  В приходе деревни: Зырянская (6 в.), Мальцева (6 в.), Мостовщикова (12в.), Кошкарова (7 в.), Гилева (8 в.), Скородум (9 в.), Рябова (10 в.), Верховина (12 в.). Всего 455 дворов, прихожан: муж. пола 1823, жен. пола 1848. (8).

       «Деревня Комарская на речке Кирге. Во дворе Овдокимко Осипов сын Кармацких. Сказал: родился де он в Чюбаровской слободе. У него дети: Парфенко, Таршко 12 лет, Оска 10 лет...». (9).

      «Во дворе Офонька Семенов сын Кармацких. Сказался: родился де он  Тюменского  уезду Кармацкого погосту в деревне Скородуме, жил в оброчных крестьянах. И тот оброк сдал гулящему человеку Спирьке Иванову. А в Терсюцкой слободе живет со 187-го году. У него сын Пронька. У Проньки дети: Васька 7 лет, Самсонко 4 лет». (10).

      Из вышеуказанного мы видим, что еще до появления села Скоблино  в 1747 году, населенные пункты, а также жители, носящие фамилию Кармацких, в основном концентрировались в Тюменском уезде. В переписях других регионов, относящихся к периоду заселения Сибири ХVII - ХVIII вв., и просмотренных нами на сегодняшний день данная фамилия не встретилась. И уже в период заселения  Таловской слободы к 1747 году Кармацкие переезжают в Скоблино на вновь осваиваемые земли.  «И по другим волостям  тюменского уезда  нередко отмечалось, что у отдельных крестьян не хватало земли.  Крестьяне Андрей Турлаков и Степан Нужин на 18 душ имели 16 десятин пахотной и сенокосной земли, а у крестьянина Козьмы Уткина на 13 душ было 22 десятины.  В то же время указывалось, что у крестьянина Ивана Кормацкого  имелось «пашни в трех местах 36 десятин», а у его брата Льва Кормацкого «пахотной земли 24 десятины и сенных покосов в двух местах на 250 копен». (11). В данном случае мы видим, что фамилия  Кармацких пишется через «о».

      Сибирь, в том числе и Зауралье, заселялась выходцами почти со всей России, и многие фамилии носят название тех мест, откуда они пришли. Те же, которые желали скрыть место родины, свою фамилию по каким-либо обстоятельствам, как мне кажется, приняли фамилии по названию местных рек, городов и т.д. Во время крестьянской колонизации Урала и Сибири при большой текучести населения необходимо было фиксировать вновь прибывающие семьи, а большинство податного населения не имело фамилий или скрывало их. В связи с этим зачастую к имени и даже к фамилии добавлялось указание местности, откуда он прибыл. Так возникли фамилии Кунгурцев, Двинин, Устюжанин, возможно, так появилась и фамилия Кармацких.          

      Родоначальником данной фамилии в селе Скоблино был Иван Кармацких.

 

2.1.   Использованная  литература:

  1.   ТГИАМЗ. КП 12692. Верхотурье, 1666 год, лист 87 об.

      2.     Б. О. Унбегаун. Русские фамилии. Москва. «Прогресс», 1989 г., стр. 115.

3.    А.А. Кондрашенков.  Крестьяне Зауралья  в 17 - 18 веках. Челябинск. 1966 г.,

       том 1, стр. 30 - 31.

•4.            История Курганской области. Курган 2002 г. Том 7, стр. 99.

•5.            История Курганской области. Курган 2002 г. Том 7, стр. 85, 86.

•6.            Переписная книга Тобольского у. Л. Поскочина 7189, 7190 и 7191 гг. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5.  Д. 261. Л. 1253 об.

•7.            Справочная книга Тобольской епархии 1913 г., стр. 69.

•8.            Справочная книга Тобольской епархии 1913 г., стр.169.

•9.            Переписная книга Тобольского у. Л. Поскочина 7189, 7190 и 7191 гг. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5.  Д. 261.  Л. 512 об. 

•10.           Переписная книга Тобольского у. Л. Поскочина 7189, 7190 и 7191 гг. РГАДА. Ф. 214. Оп. 5.  Д. 261.  Л. 985. 

•11.        А.А. Кондрашенков.  Крестьяне Зауралья  в 17 - 18 веках. Челябинск. 1969 г.,

         том 2, стр. 70.

________________________________________

*Работа в архивах - Павел Варлаков, город Курган.

 

 

2.2. Фотографии из архива Кармацких.

 

Слева направо: Кармацких (Дудина) Василиса Ивановна, Кармацких Егор Семёнович, Дудина Федосья Степановна. Фото сделано до первой Мировой войны около 1912 года. Село Скоблино.

 

Второй справа Кармацких Иван Егорович. Фото сделано до первой Мировой войны около 1912 года. Дальний Восток. 

 

3.  О чём бы поведал   пропавший клад?...

(Газета «Советское Зауралье»,  22 октября 1993.   С. Шилов, сотрудник археологической лаборатории КГПИ.

       История эта началась более двадцати лет назад, когда несколько деревенских ребят, учившихся в начальной школе, наткнулись в селе Скоблино (Юргамышского района) на странный предмет. Осыпался край откоса у речушки Таловки, и на небольшой глубине показалась бронзовая стенка древнего котла. Когда же дети, торопясь и волнуясь, раскопали огромный котёл, то внутри его их ждал уникальный клад...

       Внутри, перемешанные с землёй и травой, лежали внушительные бронзовые наконечники копий, под ними - великолепный доспех из костяных пластин, скреплённых хрупкими красноватыми колечками, а в самом верху покоилась крупная бронзовая пластина (10 на 15 см) с изображением невиданного дракона с рыбьим хвостом, крыльями и шестью ногами.

     Все эти бесценные находки были перенесены в село, в амбар к отцу одного из ребят, а затем, наигравшись, дети... потеряли всё, что было в кладе. Пропали бронзовые наконечники; костяная кольчуга, которую могли даже примерить, несмотря на её многовековой возраст, также исчезла; потерялась и загадочная пластина.

     Так лишний раз было доказано, что безжалостнее Времени могут быть только люди.

     Даже тысячелетия пощадили сокровища, а люди в короткий срок растеряли безвозвратно всё. Уцелел лишь котёл, да и то потому, что один из колхозников рассчитывал вложить его в каменку в своей бане. И вложил бы, если б о редчайшем бронзовом котле не услышал юргамышский краевед Сергей Васильевич Плотников. Осознав уникальность древней находки, он приложил все усилия для спасения котла и вскоре перевёз его на хранение в запасники Юргамышского районного музея. Но и там котёл долго не залежался. Районный музей быстро разрушается, оставленный без внимания и поддержки районной администрации, экспонаты гибнут, бесполезно пылясь в крохотной комнатке Дома пионеров. И, опасаясь за дальнейшую судьбу бесценной находки, Сергей Васильевич передал её в руки курганских археологов. В настоящее время котёл - единственное, что уцелело от богатого клада, -  хранится в Курганском краеведческом музее (в постоянной экспозиции).

       Здесь интересная находка была тщательно изучена, датирована, и ей найдены широкие аналоги в других регионах нашей страны. Котёл очень крупный, на высоком полом поддоне с широким яйцевидным туловом. Верхняя часть его украшена орнаментом в виде двух линий ровной рельефной верёвочки. Котел снабжён двумя полукруглыми ручками, которые древний мастер украсил двумя шишечками, поместив между ними небольшой гвоздеобразный отросток. Высота Юргамышского котла - 40 см, а диаметр - 45 см.

     Особого труда не составило узнать, что похожие котлы были широко распространены у скифов. Они ценились очень дорого и нередко использовались в ритуальных целях, связанных с культом огня и варкой мяса жертвенных животных. Скифские котлы сохранили свою форму и в последующее время, и на большой территории - от Крыма до Сибири. Зауральские савроматы также переняли оригинальную форму скифских котлов. Особенно часто эти котлы, напоминавшие гигантскую рюмку, использовались в савроматскую эпоху - I века до н.э. - I века н. э. Археологам они попадаются чрезвычайно редко, в большинстве случаев только как случайные находки, и курганским ученым приходится только сожалеть о пропавшем содержимом юргамышского котла.

     Особенно жаль исчезнувшую пластину. Вовсе не обязательно быть археологом, чтобы понять, какую потерю понесла наука и искусство. Пластина с драконом была выполнена в знаменитом «зверином» стиле, который с VIII по III вв. до н.э. господствовал в искусстве племен степной Евразии. Эти красивые изделия с изображением хищных зверей и птиц, мифических драконов с оскаленными мордами, грифонов с телом льва и головой, и крыльями орла, змеевидных гидр и других ужасающих чудищ из давно забытых легенд ушедших народов, украшали оружие, конское снаряжение, ритуальные вещи и предметы быта скифов и савроматов. Часто украшения носили магический смысл и отражали социальный статус владельца. По-видимому, и упоминаемую нами пластинку вложили в котел с чисто магической целью - сохранить клад и отпугнуть грабителей. К тому же видно, что вещи из клада принадлежали не простому кочевнику, а богатому савроматскому вождю.

     На это указывает и сокрытый в земле костяной доспех, который мог принадлежать только тяжеловооруженному знатному коннику. В эпоху поздней античности они получили название катафрактиев. Они были защищены специальной курткой, обшитой пластинами наподобие рыбьей чешуи. Пластины делались из железа или бронзы, иногда они могли быть костяными (как, например, и было в кладе). Куртка облегала тело воина-сармата и была достаточно удобна, не стесняла свободу движений. На голову катафрактий надевал высокий остроконечный шлем с забралом. Лошади также были защищены чешуйчатым панцирем. Всем своим видом конный катафрактий походил на живую огромную и непробиваемую башню.

     История сохранила нам многочисленные изображения катафрактиев: в Риме на колонне Марка Аврелия, столкнувшегося с ними на Среднем Дунае во время Маркоманнских войн, на надгробных рельефах и росписях стен погребальных склепов Боспорского царства. Легионеры римской пограничной крепости Дура-Еуропос на Евфрате выцарапывали рисунки катафрактиев на стенах цитадели. Но вот сам целый доспех катафрактия почти невозможно найти. В сарматских могилах находят лишь отдельные части снаряжения катафрактиев - то  нескольких пластин от панциря, то почти разрушенную конскую катафракту, то истлевший шлем.

     И кто знает, может, судьба впервые давала нам возможность найти защитное вооружение знатного сарматского воина, сделать важное открытие в древнем оружеведении, восстановив костяной доспех - эту предтечу средневековых рыцарских лат! Но, увы...

     А сколько других древних находок не попадает в руки исследователей, сколько тайн так и остаются не открытыми! Создаётся впечатление, что люди начинают забывать о прошлом родного края, словно оно и не существовало. Исчезает память о своих истоках и нашей Истории, что непоправимо и приведет к тому, что наши имена могут также кануть.

 

 

         4. Топонимы села Скоблино и  его жители.*     (С.В. Плотников).

         В Горелке на краю села Скоблино жили Репины, Еланцевы, Дудины, Шумковы. Старожилы считают, что  этот край выгорал. Мурашёвка находится южнее Горелки. На правом берегу Таловки, там где сейчас  машинно-тракторные мастерские, был край села, называемый Заячьей  Слободкой. В 1970-1980 годы колхоз «Искра» застроил степь между  Скоблино и деревней Камаган. Образовавшуюся улицу назвали  Черёмушками, подражая в названии московской  новостройке. Край села  на правом берегу реки называют Пережогиным краем (в нём жили Пережогины и Багрецовы). На левой стороне дороги в село Гагарье, на  южном берегу лога, стоит Логовушка. Напротив Логовушки, за логом, был край Забегаловка. Логовушку иначе называют Чудиновым краем.

           В 1965 году исполком Скоблинского сельского Совета переименовал  улицы села: Пережогин край - улица Школьная, Логовушка -  улица  Мира, Горелка - Советская, Мурашёвка - Береговая, Черёмушки - улица Дружбы, задняя улица Пережогина края названа Озёрной. Жители   называют улицы по-старому.

       Фамилии коренных жителей села: Багрецовы, Дудины, Еланцевы,   Ивины,   Кармацкие,   Махнины,   Пережогины,   Репины,   Чудиновы,  Шестаковы.

       Жителей зовут скоблинцами или скоблянами.

        В 1925 году из Скоблина и Гайной несколько семей выехали на выселку Тарасовку, которую основали на западном берегу озера Тарасова, в 8 км восточнее села. Там жили Чудиновы, Пережогины,  Букины, Шестаковы. К 1970 году жители вернулись в село.

       Решением облисполкома № 291 от  29.07.1970 г. деревня  Тарасовка исключена из административных списков. В том же 1925 году основана выселка Бельковка в 11 км западнее села, там жили Белоусовы, Пережогины,  Мальцевы. За ней в 2 км построена Новая деревня, и ещё дальше, через три километра, -  выселка Дудиновка, в ней жили Багрецовы, Дудины, Шумковы, Пережогины, Кармацкие.   За Дудиновкой - Казаков прудок, там жила семья казахов.

         Деревня Дудиновка (выселка) основана в 1920-е годы на самых  дальних западных землях села Скоблина, в 1,5 км восточнее деревни  Лебяжье, на правом берегу речки Таловки. Таловка течет из Галкинских  лесов, из села Коровьего, возле Чечиной избушки. В деревне была одна  прямая улица, на которой стояло около 30 домов. В ней жили Багрецовы, Дудины (много семей), Еланцевы, Пережогины, Шумковы. Жители выкопали у своих домов 24 колодца, на реке соорудили пруд.

         В 1953-54 годах жители разъехались, большая часть из них вернулась в Скоблино, некоторые переехали в деревню Лебяжье.

         Топонимы в окрестностях деревни: урочище Моленка, пашня Зыковка на Песковской грани, Макарычев колодец и Макарычев колок,  Ефросиюшкин колодец, Фёклин колодчик.

       В 1930-е годы в деревне образован колхоз «Крестьянка».

       Умерших хоронили на кладбище деревни Лебяжье, которое находилось в степи, в полукилометре западнее Дудиновки.

         У южной окраины села Скоблина протекает лог с крутыми берегами. Его перекрыли плотиной, и образовавшийся пруд называют Скоблинским озерком.

        Гайновское озерко, стоявшее несколько лет без воды, вновь наполняется. В 2 км западнее села в степи  расположено небольшое Ефимово озерко диаметром около 300 метров, названо по имени крестьянина.

        Самое большое озеро в нарезке этого села - Ионичье, оно находится в  3 км севернее села Гагарье, рядом с ним озеро Тарасово, в 1,5 км северо-западнее озера Тарасова находится озеро Грошово; северо-восточнее озера Тарасова болото Слевны -  несколько низин, которые соединяются после таяния снега.     

         Болот в нарезке села много, и названы они, в основном, по фамилиям и  именам крестьян.

       Леса в досоветский период были поделены между крестьянами села, и  многие из них имеют названия.

       Названий полей сохранилось мало: Грошовская степь, Травновская  степь, Ульяново поле у Марова болота, Ефимовские поля, Штаны, Кунда,  поля у Чудинова болота, У Чебыкина болота, У Кармацкого болота, У Соснового болота, У ракит, У Садка.

       В период коллективизации в Горелке и Мурашёвке образована коммуна «Страна Советов», в Логовушке - сельхозартель им. Ворошилова, в Тарасовке - колхоз «Волна революции». Позднее все   хозяйства объединены в колхоз «Красное знамя». Сейчас в селе  расположена центральная усадьба ТОО «Искра».**

_____________

 *С.В. Плотников, Знакомые потоки, Юргамыш, 2001 г., с. 135-139.

**Численность жителей села Скоблино в 1900 году составляла 1703 чел., а в 2008 - 337    человек.  Численность населения села Скоблино падает, как и по многим сёлам и деревням России. Это тревожный знак,  ведь деревня - основа жизнеспособности страны.

 

                                         5. Чудская деревня.  ( С.В. Плотников).

       На археологическую карту Курганской области нанесено Таловское селище, иначе «Чудская деревня». Этот археологический памятник находится «...по дороге в с. Скоблино, в урочище «Чудской» или «Ямный» бор.  Р.Г. Игнатьев в 1860-е гг. обнаружил древнее поселение из расположенных в ряд «115 подквадратных ям», из которых 30 им были раскопаны, при этом были найдены очаги («каменки»), угли и «черепки битой посуды».

       В 1939 г. К.В. Сальников обследовал памятник и установил, что впадины квадратной формы размерами 4 на 4 м, глубиной до 0,4 м расположены «рядами и образуют прямоугольник». Им было локализовано 50 впадин. Памятник не датирован».

       Игнатьев Р.Г. описал памятник в 1870 году, Кастанье И.А. - в 1910 г., Сальников К.В. исследовал его в 1938 и 1948 годах.

       Оказывается, таловцы Чудскую деревню называют Кибитками. Находятся Кибитки на нижней дорожке из Табаковки в бывшую деревню Гайную. При въезде в бор видна песочная яма, а за ней по обе стороны дорожки видны жилищные ямы Чудской деревни. На местности видно, какие из них раскопал Р.Г. Игнатьев. В одной из ям культурный слой нарушен и повсюду среди песка видны угольки. Но ни одного предмета на поселении исследователи не нашли, поэтому и не могут определить, когда здесь жили люди.

       Об этом археологическом памятнике писал мне доцент Курганского университета С.Н. Шилов. Его интересует, где же находится могильник этой деревни. По предметам из захоронений можно датировать памятник.

       Мне не удалось записать топоним Ямный бор. Рядом с бором находится Ямское (но не Ямное) займище. После исследования деревни Р.Г. Игнатьевым прошло 135 лет, и топоним Ямный бор исчез из памяти жителей.

        Предлагая читателю интересную статью, напечатанную в газете «Оренбургские губернские ведомости» за 1868 год. Стоит отметить, что в ней трудно понять направления сторон света, и какие берега автор статьи называет левым и правым. 

_____________

Оренбургские губернские ведомости. Февраль 17, 1869 г.,  №7. Памятники древности при селе Таловском Челябинского уезда. Статья члена-корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева.

       Ни одна местность в пределах нынешней Оренбургской губернии не сохранила столько памятников курганного периода, как Челябинский уезд. Курганы все единообразной формы - круглые, встречаются беспрестанно близ селений, дорог, лесов и вод: народ их называет чудскими могилами, ямами, чудаками и чужками, в смысле конечно, принадлежности их народу чуждому, неизвестному, жившему в здешних местах. Курганы - это могильные памятники этого неизвестного, чуждого народа образуют целые кладбища там, где они являются группами, одно из таких кладбищ неизвестного народа, жившего в так называемый курганный период истории, существует при селе Таловском Челябинского уезда.

       В 2 1/2 верстах от селения, при дороге в дер. Скоблино и Камаган и близ речки Таловки, разбросано несколько курганов и видны остатки земляного вала, идущего в разных направлениях. На выезде из с. Таловского, на берегу речки Таловки, по правую сторону дороги, разбросано всего 5 курганов: 2 по направлению на СВ, а три на СЗ. Все эти курганы вышиной 11/2  до 3 аршин, в окружности от 10 до 15 сажень, в диаметре от 3 до 6 1/4  саж., грунт курганов черноземный и песчаный, все они поросли травою, полевыми цветами и даже сорными травами. Затем, следуя большою дорогою от  с. Таловского в д. Скоблино по направлению на ЮЗ к реке Таловка, направо от дороги, разбросаны курганы и заметны остатки земляного вала, соединённого с курганами. Мимо них, в 24 саж., идет дорога в дер. Камаган направляясь на СЗ; по левую сторону этой дороги находится курган, за которым следует вал, имеющий вид правильного треугольника; две стороны его имеют по 23 саж. длины, а третья сторона в 40 саж. подходит к кургану, соединяясь с ним; от самого кургана вал идет в дер. Скоблино и оканчивается курганом; здесь, вблизи вала, ещё два кургана, лицом на запад, где соединен с ними треугольник вала; после промежутка, вероятно, образовавшегося от совершенной осыпи от времени самого вала, за которым опять вал, идущий несколько косвеннее на запад и соединяющийся с курганом; этот последний вал в 33 саж.; от сего кургана в 8 саж. на СЗ находится ещё курган. Все эти 8 курганов вышиною от 2 аршин до 2 саж., в окружности от 10 до 14 саж., наверху насыпи имеют углубления на 1 и 2 аршина. Грунт курганов чернозёмный, с примесью песчаного и суглинистого. На насыпях растут сорные травы. Что такое знаменует этот вал, соединённый с могильными насыпями и курганами? Уж, конечно, это не вал, устроенный с военной целью, доказательством чего может служить следующие обстоятельства.

       В мае минувшего 1867 года, по поручению Московского Археологического общества и с разрешения Министерства Внутренних дел мною произведена раскопка курганов при г. Уфе, близ нынешнего магометанского кладбища. Здесь также земляной вал, вышиною от  1/2  арш., соединял между собою курганы. Я прокопал вал канавами поперек в разных местах, глубиною в 3 саж., и находил только много человеческих костей мужских, женских и детских, перемешанных между собой, тогда как в курганах находилось не более 2 или 3 костяков или скелетов. Вероятно, вал означал могильный памятник над общим кладбищем, а курганы составляли могилы людей именитых, почетных. В курганах найдены были разные мелкие вещи и остатки гробов, обитых серебряными вызолоченными скобочками; много этих серебряных вызолоченных скобочек найдено при промывке вынутой из курганов земли на ручных станках или вашгердак: раскопка курганов делана была канавами, причем находимы были остатки каменных склепов из белого плитняка, тут же близ курганов добываемого; раскрытие же вала, точнее, так же и в Уфе, как и здесь при селе Таловском, соединённого местами с курганами, не найдено ни склепов, ни признаков гробов и никаких вещей; сомнительно, чтобы эти уфимские курганы и вал возникли вследствие битвы на этом месте, тем  более, что оружия в них найдено не было, а это кладбище давно исчезнувших жителей здешнего места. Кроме курганов, соединённых валом в Уфе, точно так же, как при с. Таловском в Челябинском уезде, есть несколько курганов, отдельно стоящих и в расстоянии даже 100 саж. от вала, соединенного с прочими курганами. Эти отдельные курганы разбросаны в разных направлениях по возвышенности, образующей мыс по р. Белой. Так между этими курганами при г. Уфе и при с. Таловском Челябинского уезда нет никакой разницы; в с. Таловском чуждому народу чуди и потому называют их чудскими.

(Окончание в следующем номере).

______________

«Оренбургские губернские ведомости». 24 февраля 1868 г. № 8 (продолжение).

 

       Если бы при с. Таловском произведена была раскопка наподобие Уфимской, то, конечно, всего лучше бы открылось настоящее значение и здешних курганов и вала. По словам жителей с. Таловского никаких с какою бы ни было целью раскопок произведено не было. Мало того, жители говорят, что эти курганы трогать не следует, что на курганах в самое светлое воскресенье, как начинается благовест к заутрени, появляется свет..., что тех, кто тронет эти курганы, того накажет чудская Княгиня Анна, и не только того человека, но и весь его род искоренит с лица земли...

       Прибыв в с. Таловское для исполнения поручения Статистического комитета, я обратился с вопросом о древностях к заменявшему в это время волостного старшину кандидату, здешнему крестьянину Семену Максимовичу Махнину. Когда я повторил свой вопрос и просьбу указать на здешние древности, на лице почтенного кандидата в старшины выразился испуг, и он, сделавши мне и сам со своей стороны вопрос для чего, для какой цели мне это нужно, угрюмо мне отвечал, что никаких курганов чудаков или чудских могил при с. Таловском нет. Затем опять сделавши мне  несколько вопросов и несколько раз прочитавши мои документы и желания Статистического Комитета, предлагал мне лучших лошадей, чтобы я только скорее уехал из Таловского, что никаких древностей - хоть присягнуть готов - ей Богу нет... Не могу умолчать об этом случае: в лице почтенного кандидата в волостные старшины выразилось все верование народа в силу преданий, при которых вырос и возмужал почтенный кандидат, видевший перед собою человека незнакомого, приехавшего, по его мнению, посягать на святыню народа.

       Указанием на описываемые здесь мною древности я вполне обязан Благочинному Челябинского уезда священнику с. Таловского К.С. Протасову и преосвященному старожилу с. Таловского Н.И. Кудрину.

       Курганы и вал при селе Таловском расположены на равнине, мимо которой, как мною объяснено, проходят от села дороги в дер. Скоблино и Камаган, с С и В всю эту местность огибает речка Таловка, с Ю и 3 идут бор и перелесок, называемые «Чудскими», к бору и перелеску, с левой стороны дороги от с. Таловского в д. Скоблину, идет пашня; место же нахождения курганов - луг. Я не мог не обратить внимание на Чудской бор, он еще здесь в народе называется иначе «Ямным бором» от признаков 115 ям одинаковой, почти квадратной формы, с входом с восточной стороны. Здесь, говорят таловские жители, была Чудская деревня, и эти ямы суть, по мнению таловских жителей, основание домов, шалашей или шатров, а может быть, просто, чудь жила в этих ямах. Величина ям, по сделанному измерению, оказалась единообразною: 6 саж. в длину и около 3 саж. ширины. Я решился на раскопку некоторых ям, в чем уже не встретил никакого препятствия, это были не курганы, на которых является свет на день Св. Пасхи; напротив, тот же кандидат в волостные старшины очень обязательно и тотчас же достал мне 5 чел. рабочих, волостной писарь сам вызвался и даже с большей любезностью присутствовал при раскопке чудских ям вместе с о. Благочинным Протасовым и Г. Кудриным.

       Так раскопано было пять ям, и на глубине 1 саж. найдено было основание очагов или, лучше сказать, каменок, состоящих из массы глины и обратившихся от огня как бы в кирпич; на этих грудах обожженной глины лежали обгорелые головни  и  груды печной золы; по всему вероятно, дрова клались на груды сырой глины; эта сырая глина, служившая вместо очага, печи или каменки, наконец, обжигалась, обращаясь как бы в кирпич. Мы продолжали раскопку ещё на 1 аршин глубины и дошли до материка, не найдя ни камней, ни кирпичей, кроме такого же рода обожженной глины. Ясно, что это были землянки, имевшие, может быть, крыши с отверстием для дыма; все эти 115 землянок вытянуты в одну линию, составляя именно селение когда-то бывшего здесь народа.

       В перелеске перед Чудским или Ямным бором я не нашел никаких следов жилья; он, вероятно, зовется Чудским только по соседству с Чудским бором,  Ямный или Чудской бор в с. Таловском еще называют по поводу этих землянок «Чудскою деревней». Точно также под именем Чудской деревни слывет в Челябинском уезде одна местность, находящаяся по дороге из г. Челябы в г. Шадринск Пермской губернии, между селом Ивановым и слободою Воскресенскою или Митрополичьею. (Окончание в следующем номере).

________________

Оренбургские губернские ведомости. Марта 2 дня, 1868 г. № 9.

       Будучи в Челябинском уезде, я тщательно везде справлялся о народных преданиях по поводу чудских могил. На мой вопрос, признают ли здешние крестьяне неведомый и чуждый народ христианами, крестьяне отвечали, что они этого не знают. На вопрос мой, как же они признают чудеса над курганами в ночь на день Св. Пасхи и чудеса над теми, кто трогает курганы от Бога ли или супротивной силы? «И этого не знаем», - отвечали мне, а только всё это бывает и было над нашими дедами и прадедами. ...Кто же царица или княгиня Анна?   Крестьяне толковали мне: «Анна, значит, здесь царствовала над чудью, а вон там, в селе Островках Челябинского же уезда, похоронен в кургане их чудский царь или князь, Золотой Стул. А княгиня Анна весьма строгая, она является не во сне, а в «Явь» женскому полу; на ней белое одеяние, сама простоволосая, на руках младенец, должно быть, ея сын. Она велит женщинам, чтобы те говорили отцам, мужьям и братьям отнюдь не трогать чудских могил, это, говорит, мои подданные, и кто их тронет, того искореню со всем родом и племенем... Чудский народ в наших местах, видно, был силён, - вона сколько могил по себе оставил, а город у них был около дер. Горохиной, где теперь виден земляной круглый вал с 2-мя входами или воротами». Вал этот действительно здесь в Челябинском уезде известен под именем «Чудского городка».

       Русское население Челябинского уезда явилось здесь не более 2-х столетий; башкиры же, считающие себя древними жителями, тоже в преданиях своих относят курганы и этот городок к чудскому, т. е. неизвестному народу.

_________________

ГАЧО. Ф. 627, оп. 1, ед. хр. 44.

Комментарий к статье Р. Г. Игнатьева.

       Расстояние между Таловкой и Скоблино чуть более 4 км. На расстоянии 2,5 км от Таловки, справа от дороги, на высоком месте, сейчас распаханном, стояло 5 курганов, 2 из них по направлению ЮЗ и 3 по направлению СЗ. При распашке курганов срыли только наземный грунт, а захоронение обычно ниже поверхности земли, поэтому погребения не тронуты, но только трудно сейчас отыскать их. Древние хоронили умерших недалеко от селения, но обычно на противоположном берегу речки. Поэтому селение необходимо искать на правом берегу речки Таловки; там, на берегу, у кромки бора, действительно открыт археологический памятник, названный VI Таловское поселение. Почти напротив него, на левом берегу речки Таловки, в 500 м ниже устья лога, находится V Таловское поселение; его насельники могли погребать покойных в этих же курганах, т. к. они находились за логом.

       Справа от дороги Таловское-Скоблино Р.Г. Игнатьев отмечает ещё восемь курганов, причем некоторые из них соединены валами. Эти курганы вблизи Скоблино и находятся на левой стороне от дороги в Камаган. Если дороги сохранились с тех пор, то эти курганы и валы надо искать у развилки этих дорог. К сожалению, они не сохранились. Курганы и валы могли быть могильником для V и VI Таловских поселений.

                                           6. Заключение

        К сожалению, очень трудно материал четырёхсот страниц уместить на десяти. Наша книга «Живая летопись села Скоблино» замечательна тем, что была написана соборно, то есть дружно, сообща.  В эти краткие тезисы невозможно было вставить дневники и рукописи крестьян, которые опубликованы в  нашем полном  сборнике.

         Вся  наша дружная редакция мечтает о том прекрасном времени, когда  о каждом самом маленьком селе или деревеньке будут написаны живые летописи  заинтересованными краеведами из этих мест. Стоит только начать!

        Знать и приумножать свою историю - это значит делать инвестиции в будущее.  Что мы смогли бы противопоставить современному хаосу на телевидении и в  прессе? ...Мы можем думать, изучать и создавать историю своей  родной  деревни или места, к которому привязаны. 

       Возможно, всем миром мы сумеем возобновить такое нужное и удивительное в  литературе прошедших лет направление, как составление и ведение летописей! А публикации  рукописей и дневников местных жителей позволят не только сохранить свою историю, но и запечатлеть живой русский язык, такой образный и неповторимый.

 

 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО