НА ЗЕМЛЕ ЗАУРАЛЬСКОЙ (с.Частоозерье, г. Далматово, р.п.Мишкино) Краеведческий очерк, посвященный 100-летию Свято-Троицкой церкви в пос. Мишкино. г. Курган, 2008 год. Посвящается памяти Павловой Зои Петровны. От автора: Родился я в 1957 году в городе Куртамыше в потомственной учительской семье. Бабушка по отцу Анна Дмитриевна (Абалакова) до революции.1917 г. в течение 15 лет работала учительницей в церковно-приходской школе (законоучитель о.Федор (Карпов), а дед Константин Захарович с 1895 г. был заведующим Куртамышским высшим начальным училищем, умер в 1921 г. В дореволюционное время в гостях, проездом у них бывал известный писатель, хорошо знавший жизнь духовенства того времени: С.И. Гусев-Оренбургский. Он эмигрировал в Харбин, а затем в Нью-Йорк, где и скончался в 1960-е годы. Родители у меня также были учителями: отец Борис Константинович закончил Пермский государственный университет в 1937 г., на Второй Мировой войне - офицер-артиллерист, в школе - преподаватель химии, а мама - учитель русского языка и литературы. Всего общий учительский стаж нашего рода составляет 220 лет. Матушка Зоя Петровна (Статных) была из крестьянской семьи, жившей более 200 лет в разное время в деревнях Быдино, Петровское, Кипель, Скоблино, на территориях Мишкинского и Юргамышского районов. В 1930-м году все их семьи: Статных, Гонцовы, Галкины были раскулачены и высланы на Северный Урал. Статных попали на спецпоселение в г. Чусовой, Пермской обл., где прожили 15 лет. Но что удивительно, взяли с собой и смогли сохранить все свои медные иконы. Мама очень интересовалась своей родословной и интерес к истории смогла передать брату Михаилу и мне. В начале 1960-х годов я пошел в базовую (начальную) школу, которая примыкала вплотную к Петропавловской церкви в Куртамыше, одной из немногих, действующих в то время. С интересом мы наблюдали на переменах за прихожанами, слушали колокольный звон. Учеба рядом с церковью врезалась в мою детскую память. В 1978 году ещё в те богоборческие времена, студентом Курганского машиностроительного института попал я на преддипломную практику в г. Владимир, где всерьез заинтересовался религией. Зачарованным странником бродил я среди древних храмов Владимира, Боголюбово, Суздаля, Юрьев-Польского,Троице-Сергиевой Лавры, Москвы, чуть позже Киева и Чернигова. Кроме того, приходилось видеть мне гробницы св. шейхов и мечети Северного Кавказа, стоять на священной для киргизов горе Мазар на Памире. Понял я: все народы имеют свой путь к одному Богу. Сейчас работаю инженер-конструктором сталелитейного завода в составе ОАО «Курганмашзавод», в свободное время занимаюсь краеведческими исследованиями. О главном... Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была явлена матросу и написана, как защитница дальневосточных рубежей. Наша семья, как и многие в России, в великой стране «от океана до океана», также связана с Дальним Востоком. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение: 1.1. Православная икона в жизни человека. Значение иконы для Российского государства. 2. Краткая историческая справка о чудотворной иконе«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской): 2.1 Написание иконы, события, связанные с ней с 1904 по 1938 г.г.2.2 Современная история, прославление образа. Изучение вопроса о созданных списках (копиях) до 1917 года, их сохранность до наших дней. 3. Чудотворная икона (список) «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) в Курганской Епархии. 3.1. Обретение списка чудотворной иконы Порт-Артурской в селе Частоозерье, пожертвование в дар Далматовскому Свято- Успенскому мужскому монастырю в марте 2004 года. 3.2. Сохранение другого исторического списка Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви р.п. Мишкино 1908-1947 г.г. 4. Заключение. 5. Список литературы и электронные адреса. 6. Приложение. Иконы семьи Статных. 7. Статья в газете «Курган и курганцы». 8. Поездка в п. Мишкино. Находка в местном музее.
И возвратилась в дом Свой... Лк. 1, 56 1.1. Православная икона в жизни человека. Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Икона дает человеку чувство реального присутствия Божия. Почитание, которое воздаёт человек её, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно не было, а восходит к Первообразу. Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми. Этот случай и касается нашего исследования. Предлагаемый ниже материал расскажет о истории написания, сохранения и обретения вновь в нашей Курганской Епархии, очень редких списков (копий) с одной из самых таинственной, малоизвестной, чудотворной иконы: «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская). «Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиватся в беде и смуте... все вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать значительное,прекрасное,великое...и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета...» - писал русский философ Иван Ильин. В наше время надо быть особенно внимательными к нашему прошлому, настоящему и будущему. Мы видим, как все чаще размывается понятие «русский, русский человек». И всегда, в трудных испытаниях, выпадавших на долю России, незримо присутствовала и ощущалась Божия помощь и Заступничество Пресвятой Богородицы. (3). Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы», была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи с чем получила второе имя «Порт-Артурская» икона Божией Матери. В литературе встречается и третье её название: С.А. Нилус в книге «Великое в малом» упоминает её под именем образа Царицы Небесной «На двух мечах». В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням. (2). 2. Краткая историческая справка о чудотворной иконе «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской): •2.1. Написание иконы, её история с 1904 по 1938 г.г. ВРАТАРНИЦА ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ - так с любовью называют эту икону Божией Матери: под ее особым покровительством находится российский Дальний Восток. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы», называемая Порт-Артурской иконой Божией Матери (или его список, об этом см. далее Авт.), была вновь обретена в 1998 году и находится сейчас в управлении Владивостокской Епархии. Образ Пресвятой Богородицы венчает надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь», которая в наше время, когда волна сектантства и миссионерства захлестнула восточные пределы России, обретает новый смысл. Накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу, участнику обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в Порт-Артур. 11 декабря 1903 года, ровно за два месяца до начала русско-японской войны, благочестивый человек (матрос Феодор)(3) прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о чудесном явлении монахам. Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу мастер П.Ф. Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса. Само изображение Пресвятой Богородицы необычно. Она изображена на небесно-голубом фоне* Порт-Артурского залива стоящей на скрещенных самурайских кривых мечах. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние - коричневым. С правой стороны изображен Архистратиг Михаил, а с левой - архангел Гавриил. Над ней ангелы держат царскую корону, еще выше на облаках - Господь Саваоф. Образ венчает надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь». Размер иконы вместе с рамой составил 2 аршина 1,5 вершка (около 149 см) в высоту и 1,5 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы составляли 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину. Другие данные: высота 124, но ширина - 82см. (2) Эмалированной вязью на иконе было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». В феврале 1904 года началась военная компания. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По прошению начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, которому императрицей Марией Феодоровной было поручено доставить икону к месту военных действий, святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур. Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один офицер - Николай Николаевич Федоров - 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году - делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг - доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. (В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы (в натуральную величину), писанная на медной доске (была и такая! Авт.) масляными красками. (3). Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был сдан, Россия потерпела поражение. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим». (4 ). Владивостокская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) Размеры по одним данным близки к оригиналу:1240х760, но пропорция 0,61. Куплена паломниками в Иерусалиме. После рестоврации, с 2000-х годов, находится в кафедральном соборе Владивостока.. Фото на сайте http://www.ortodox.fegi.ru Далее: 26 мая 1905 года во Владивостокский кафедральный собор была внесена икона Порт-Артурская, возвращенная из действующей армии. Есть факты, что икона, пронесенная крестным ходом помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30-31 октября 1905 г. (Владивостокские епархиальные ведомости. 1905, №24). После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году был закрыт, а в 1938 году - взорван. Следы же чудесного образа после разрушения храма затерялись (2). Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы, у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом (3). Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия Агаева, отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию (2). Как известно, единственный путь (Транссиб) пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить (а кто хочет, пусть опровергает), что если священник скончался в нашей местности, то и икона должна находится где-то поблизости. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся. 2.2. Современная история. Прославление образа. После революции в России икона была утрачена, и «случайно», именно эта икона (или список с этой иконы) была обнаружена в 1998 году в одном из антикварных магазинов Иерусалима, куда заглянули паломники из Владивостока (3). Насколько удалось узнать, российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена в витрине уже более четырех лет. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона - не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни. Наконец, 6 мая, в день святого Георгия Победоносца, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла в свой город. Но, как и в старые времена, владивостокцы не знали о прибытии к ним святыни и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри не были полностью уверены в подлинности иконы. Её размеры на полсантиметра отличались от размера подлинника (2). Длительные годы скитаний вне России не прошли для иконы бесследно: утрачены роспись в нижней части образа и фрагменты письма по золоту, а само дерево иконы оказалось изъеденное жучком (2). Очевидец прибытия иконы во Владивосток Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин) описывает: «Нашим взорам предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах. Она одета в синюю ризу. Верхнее облачение коричневого цвета. Плат на голове тоже синий. Вокруг головы яркое сияние. В руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Из-под убруса свисает разноцветный пояс. Позади Божией Матери находится морской залив, который на горизонте сливается с голубым небом.* Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону, а над ними - две перекрещивающиеся радуги увенчиваются крестом. * По другим данным.: «Образ был написан на золотом чеканном фоне», - сообщал в 1904 г. читателям журнал «Русский паломник» (3). Для реставрации требовались специалисты высокого класса и они нашлись. Работы над иконой велись в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Троицо-Сергиева Лавра). В настоящее время Порт-Артурская святыня вернулась в Владивосток (2). Но история Порт-Артурской иконы продолжалась. После долгих раздумий знаменитый иконописец, священник Михаил Самуилович Осипенко (1922-2006 г.г.) написал новый список известной иконы -перспектива: золото-чеканная (3). Вероятно, работа была достаточно точно выполнена, согласно сохранившимся описаниям. Пишет списки и иконописец Патриархии из Палеха: Стефан. (9). Вот только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление знаменитого образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской), а ведь прошло более 100 лет. 2.1 Изучение вопроса о созданных до 1917 года списках (копиях), их сохранность до наших дней. Слово исследователям: Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин): «О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писаная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота «Морской сборник» № 2 (1767) за 1994 год, выпускаемый издательством «Красная звезда». Кстати, такой дарственной надписи нет и на тех копиях иконы, которые были выпущены в последние годы в Москве. Более полные сведения об иконе обнаружила приморский краевед Н. Г. Мизь при изучении «Владивостокских епархиальных ведомостей» за 1904-1995 годы, хранящихся в архиве краевой библиотеки» (7). Уменьшенная копия иконы, находящаяся в Церковно-археологическом кабинете Духовной Академии. Троице-Сергиевая Лавра. Предоставим слово Нелли Григорьевне Мизь (краеведу, члену Общества изучения Амурского края: «Готовясь к визиту Патриарха в 1998 году, мы стали разыскивать описания Владивостокских святынь, что бы заказать их копии. Особенно интересовались судьбой появления иконы Порт-Артурской Божией Матери...» (2). ...«О возвращении иконы во Владивосток в 1904 г.нет никаких сведений. Журнал «Морской сборник» (1994 г., № 2), рассказывая об истории Порт-Артурской иконы, сообщил, что «ныне она хранится в Московской Патриархии». ** ... «О копиях иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно...» (7). **(В Церковно-археологическом музее МДАиС хранится небольшая копия иконы. - Прим. Иеродьякона Иннокентия.) Как видим о сохранившихся списках иконы до 1917 года владивостокским специалистам ничего не известно, убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших пор или они чрезвычайно редки. ХРОНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИКОНЫ и НАПИСАНИЯ СПИСКОВ (2): Март 1904 г. - Написание иконы в Киево-Печерской Лавре, иконописец П.Ф. Штронда; Апрель 1904 г. - Исполнение копий с иконы (в натуральную величину) монахинями Ново-Девичьего монастыря в С. - Петербурге для других храмов, установление списка в монастырском храме. До ноября 1904 г. - исполнение уменьшенной копии иконы во Владивостоке, неудачная попытка переправить её в Порт-Артур. Дальнейшая судьба её неизвестна. В этом же году также исполнение уменьшенной копии иконы для А.В. Андерсин-Лебедевой в столице. Кончина в 1905 г. на пути в Манчжурию священника о. Алексия Агаева, сопровождавшего эту икону. Дальнейшая судьба списка неизвестна. Но позже, в 1907 г. Анастасия Васильевна все-таки возложила на могилу брата в Порт-Артуре другую, полноразмерную копию иконы. Ноябрь 1904 г. - По распоряжению Святейшего Синода Митрополит Санкт-Петербургский Антоний указывает Ново-Девичьему монастырю вынести из собора копию Порт-Артурской иконы и запрещает писать новые копии. Это объясняется тем, цитирую письмо Синода: «Икона по своему начертанию имеет особенности, не принятые в православной иконописи»; ... «был обман и что на ней Святая Троица разделена»(2). В это же время Синод отказал ещё двум издателям: Коркину и Сойкину в разрешении на печать цветных хромо-литографий Порт-Артурской иконы на металле, поэтому массовой печати и распространения не было, следовательно, большая, православная Россия с этим образом была не знакома. Значит, живописные, полные по деталям копии ( с надписью «...и 10 000 богомольцев...») официально снимали всего 8 месяцев - в1904 г. Даже сейчас некоторые иконописцы не берутся за работу, а зря. На мой взгляд, Порт-Артурская икона выдержала самую суровую проверку: временем и забвением. В январе 1906г. Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, при условии, что будет убрана надпись «...и 10 000 богомольцев...» Далее, цитирую: «..После войны икона постоянно находилась в Владивостокском Успенском соборе. Без согласования со Св. Синодом с нее было сделано множество копий...» (2). Вероятно, всё же писали и ещё списки, только без периметрической надписи об «...и 10 000 богомольцев...» а происходило это, я думаю, в Киеве, по благословению митрополита Флавиана. Февраль 1907 г. - Определением Синода офицеру Н.Н. Федорову (истинному христианину, который единственный из всех как-то пытался доставить оригинал в Порт-Артур), уже посмертно было отказано в просьбе получить копию Порт-Артурской иконы. На этом официальная переписка Святейшего Синода по поводу иконы оканчивается. Надо заметить, через 100 лет стало ясно, что сей образ пережил и империю и Синод того времени. Существует, вероятно, около десяти копий. До нас дошли упоминания только о 6-ти списках иконы «Порт-Артурской», написанных в дореволюционное время. Реально описаны только 3 копии. 3.1. Обретение списка иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» в с. Частоозерье, пожертвование в дар Далматовскому Свято-Успенскому мужскому монастырю. Свято Успенский Далматовский мужской монастырь Литография начала ХХ века. В центре - храм «Всех скорбящих радость» куда была пожертвована икона. Сейчас монастырь восстанавливается. В начале марта 2004 г. я предпринял паломническую поездку в Далматовский Свято-Успенский монастырь. 8 марта 2004 г. в Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили о. Варнава, о. Тимофей, брат Игорь (сейчас о. Иосиф) и другие монашествующие. В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме присутствовали только я и какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на него никто не обратил внимание). Монастырская служба 2005г. Справа, у окна на аналое-список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» , в центре- рака с мощами преподобного Далмата Исетского. (Кадр из документального фильма: «Земли Сибирской несравненный хадатай») (11). После окончания Литургии старики развернули сверток и мы все изумились: показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии - икона с совершенно незнакомым мне сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом пошли на вокзал. Я тоже был поражен, но после опомнился и выскочил вслед за этими людьми. Догнал их уже на полпути к вокзалу и сразу спросил: «Откуда вы, люди добрые?» Они ответили, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они собрали деньги и решили пожертвовать икону в самое благочестивое по их мнению место -Далматовский монастырь. Ехали они автобусом до Петухово, а затем электричками до Кургана и Далматово. Я поблагодарил этих порядочных людей и попрощался с ними. Этот необычный образ глубоко запал мне в душу. Чуть позже в журнале «НАУКА и РЕЛИГИЯ» №12 за 2003 г. я впервые прочитал про эту икону. Долго размышлял и 6 ноября 2006 г. на праздник иконы «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», являющийся престольным праздником Скорбящинского храма, я вновь приехал в монастырь. Здесь с благословения игумена отца Варнавы, наместника Далматовского Свято-Успенского монастыря, решил предпринять собственное историческое исследование. Отец Варнава подарил мне цветную фотокопию образа и посоветовал съездить в р.п. Мишкино в церковь. По его информации там так же имеется подобный список. Постепенно я стал собирать материалы. Две прекрасных книги по этой теме, привез мне в подарок из Москвы писатель В.Н.Носков, он же посоветовал отразить все осмысленные материалы в краеведческом очерке. Описание иконы: представляет собой список образа «ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ_АРТУРСКАЯ) написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция 0,66), сохранность хорошая. По размеру данный список можно отнести к встречающейся в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива - голубой фон , по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и в Сети ИНТЕРНЕТ описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная - Владивостокская икона. Место обретения нашей иконы - село Частоозерье (районный центр Курганской обл.)дер. Денисово, находится в 60 км от железной дороги (ст.Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшим в России) крестьян против продразверстки. Как икона оказалась в Частоозерье - один Бог ведает. Могла попасть из губернского Тобольска, из Центральной России или с Дальнего Востока (может тот самый список, который был отправлен в Порт-Артур и утерян?) Но автор выдвигает версию, что икона попала в нашу местность с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05г.г. Можно предположить, что эта икона - уменьшенный список, переданный из столицы в 1905 г. А.В. Андерсин-Лебедевой через полкового священника о. Алексия Агаева в Порт-Артур, на могилу брата-моряка, героя войны. Как знаем, о. Алексий скончался на пути в Манчжурию, а где - неизвестно, может на нашем участке ж/д пути, а икона какими-то неисповедимыми путями могла оказаться в нашей местности. Далматовский список 895х585х30, доска, масло. Примерно 1904г. Фото подарено автору о. Варнавой 7 ноября 2006 г. 3.2. Сохранение другого исторического списка Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви р.п. Мишкино 1908-1947 г.г. Ещё в Далматово отец Варнава посоветовал мне съездить в р.п. Мишкино, где по его сведениям имелся ещё один список иконы. 31 декабря в последний день 2006 года я приехал в Мишкино. Сразу прошел к церкви: это Свято-Троицкий храм, выглядевший превосходно. Внутри храма мне тоже очень понравилось: было хорошо и покойно, а на правом клиросе я сразу увидел знакомую до малейшей черточки - Порт-Артурскую икону (и как оказалось, редкую). Настоятель храма отец Алексий, узнав причину приезда, любезно разрешил мне посмотреть сей образ. Помог в измерениях иконы его сын Михаил. Внутренний интерьер Св. Троицкой церкви. Справа иконы. Фото автора, 31 декабря 2006 г. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Я вспомнил, что село Мишкино являлось местом рождения и жизни моего прапрадеда по матери П. А. Горнова (1840-1922 г.г.) (19). Человек для своего времени он был известный и даже попал в современную краеведческую литературу. Цитирую по книге «Сужденное не случайно»: «Мать Ефросинии, Ольга, умерла в 1911 году в возрасте 70 лет, а отец Павел Андреевич Горнов прожил 82 года (умер в 1922 г.). Он был богатый, держал бойню. Будучи глубоко верующим человеком, он привез в Мишкино (не на открытие ли церкви? -Авт.) из Киева икону (!?), золотую чашу для причастия и церковный колокол, самый звонкий в округе. Все это он подарил церкви». Через 100 лет по литературным делам, праправнук - автор опять посетил эти места! ИСТОРИЯ ИКОНЫ: Мишкинская церковь во имя Св. Троицы. К открытию и были пожертвованы церковная утварь и иконы. Вероятно, иконы были приобретены централизованно, через Епархию, быть может в Киеве, т.к., возможно, там исполняли копии Порт-Артурской иконы с замечаниями митрополита Флавиана. Косвенно это подтверждается однотипной по исполнению и размерами иконой «Николая-Чудотворца» (на фото: крайняя правая). В 1936 году церковь закрыли в связи с арестом священника, но прихожане смогли разобрать иконы для сохранения по домам. Далее храм использовался под зерносклад (13). (Этот пример вызывает уважение, очень многие приходы лишились образов, например, в недалеком с. Петровском, Юргамышского р-на все иконы разбросали, а потом сожгли). В 1948 году церковь открыли вновь и прихожане вернули спрятанные образа. Так наша икона была обретена ещё раз и сохранилась до настоящего времени. ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: представляет собой список образа, написанный на доске толщиной 30 мм, размерами 1070х750 мм (это составляет 79 % от площади оригинала иконы 1904 г., пропорция 0,69), сохранность хорошая. Манера письма тонкая, фон золото-чеканный, по деталям отличается от подлинника. Главное: по периметру иконы не имеется надписи: «..10000 богомольцев...и т.д.» Зато в центральной части написано: «Подобие образа Торжества Пресвятой Богородицы». Список выполнен после 1906 г. Относится к редким сохранившимся копиям , в литературе и в Сети ИНТЕРНЕТ описан только такой один, уменьшенный, неполный: хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии и семинарии; Мишкинский список 1070х750х30, доска, масло,золото-чеканка Примерно 1906 г. Фото автора, 31 декабря 2006 г.
4. Заключение. На основании всех доступных автору материалов из литературы, выяснилось: до настоящего времени в России имелось только 2 (два) образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), исполненных до 1917 года , исследованных и описанных в специальной литературе (а не исследованных сколько? Никто не знает, например, загадочный список из кладбищенской церкви г. Киржач, виденный в середине 1980-х годов или микроскопическая, аляповатая копия из Мурманска 1914 г., но продающаяся за хорошую цену в 150 тыс. руб). 1. Владивостокский образ, почти полноразмерный 1240х760 мм, но всё-же пропорция: 0,61 (отношение ширины к высоте); площадь 92% от оригинала, (7), т.к. мы знаем: по другим данным: размеры оригинала 1240х820 мм, его пропорция 0,66, у измеренной фотографии 1904 г., тоже 0,66 (2). Перспектива - голубой фон, (по описанию 1904 г. оригинала, фон: золото-чеканный). Обретен (куплен) в Иерусалиме в антикварной лавке в 1998 г. паломниками из Владивостока. Находится во Владивостокском кафедральном соборе. 2. Московская уменьшенная копия иконы. Детальная проработка неполная: отсутствует периметрическая надпись: «...10 000 богомольцев...» и другие фрагменты. Предполагается, что написана после 1906 года. (Журнал «Морской сборник» №2 за 1994 г. с фотографией образа в Кургане найти не удалось). Находится в Церковно-археологическом кабинете (а это фактически музей общероссийского уровня) Московской Духовной академии и семинарии; Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад. 3. Мурманская малоразмерная, аляповатая (не храмовая и нехудожественная) копия 1914 г. В результате проведенного исследования можно сделать вывод: Промысел Божий сохранил и открыл нам на территории нашей Курганской епархии еще два исторических, храмовых списка чудотворной Порт-Артурской иконы Божией Матери имеющих, как мы выяснили из исследования, общероссийское значение: •1. Далматовский список. Уменьшенная живописная копия (895х595х30 мм), 52% от площади оригинала, пропорция (отн. ширины к высоте): 0,66 - полностью соответствует оригиналу. По деталям - соответствие, имеется знаменитая периметрическая надпись: «...и 10 000 богомольцев...» , перспектива - голубой фон, (как и Владивостокский образ, может быть написано одной школой иконописцев?) Исполнена в 1904 г., сохранность хорошая, историческая судьба неизвестна. Можно сделать вывод: так точно список мог быть написан только непосредственно с оригинала. Обретена в с. Частоозерье при сломе дома, пожертвована богомольцами в Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь 8 марта 2004 года, ровно через 100 лет (точно до месяца) после написания в Киеве чудотворной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы». 2. Мишкинский список. Живописная копия близко приближающая к оригиналу по размерам (1070х750х30 мм), а также площадью: 79 %, пропорция 0,69. Является более поздним списком иконы, нет периметрической надписи о «10 000 богомольцев...», некоторое отличие в деталях (один меч, нет дерева, горящего города), перспектива -з олотой чеканный фон, сохранность хорошая. В центре надпись: «Подобие образа Пресвятой Богородицы», т.е. изначально писалась как копия, уже после 1906 года. В 1908 г. была пожертвована при освящении и открытии Свято-Троицкого храма в с. Мишкино. В конце 1930-х г. при закрытии церкви была сохранена прихожанами и пожертвована во вновь открытый храм в 1948 году, где и находится по настоящее время. Об истории монастырей и церквей Курганской области. Наша Курганская область была образована в феврале 1943 года из административно-территориальных частей Российской Империи: Оренбургской (уральская), Пермской (уральская, а фактически европейская), Тобольской (сибирская) губерний, а на юге у границы с Казахстаном, узкой полоски земли Оренбургского Казачьего Войска (уральская). (См. сборник: «Зыряновские чтения»; Курган 2006г. стр.11.) Наверное лучше всех географическое положение курганцев выразил в стихах местный поэт Леонид Куликов: «Что такое зауралец, - вам в Кургане скажет всяк: - левым боком он уралец, -правым боком сибиряк...» Действительно, до сих пор историки и географы ломают голову: «К какой местности отнести жителей Курганской области?» Мы знаем, что в доперестроечные времена весь притч и верующие области входили в Свердловскую и Курганскую епархию. Курганская и Шадринская Епархия учреждена 22 февраля 1993 г. (ровно через 50 лет после образовании области, точно до месяца) и объединяет приходы и монастыри на территории современной Курганской области. Правящий архиерей - епископ Михаил. В нашей области нет полезных ископаемых, как на Урале, нет нефти и газа, как в Сибири. Но зато у нас есть 74 прихода и 4 монастыря. Далматов Исетский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь в селе Чимеево имеют наибольшую известность. В этих монастырях сохраняются общероссийские святыни, поэтому сюда не иссякает поток паломников, приезжающих за благодатью из соседних богатых областей. И еще, у нас в Курганской епархии есть люди, простые сельские прихожане, живущие в различных частях области, сохранившие (может быть единственные в России!) списки чудотворной иконы Порт-Артурской в богоборческие времена. Символично, что один список был обретен в бывшей Тобольской губернии и пожертвован в бывшую Пермскую, а другой как был в бывшей Оренбургской, так там и остался. Следовательно, современные Курганская Епархия и область, составленные из трех географических и административных частей Российской Империи, а ныне скрепленные ещё и духовно обретенными образами «Торжество Пресвятой Богородицы» из разных концов области, могут считаться отдельной географической, административной и культурной частью России: ЗАУРАЛЬЕМ. Вызывает глубокое благоговение, что наши Далматовский и Мишкинский списки иконы Порт-Артурской Божией Матери в отличии от Владивостокского образа, который большую часть столетия провел в эмиграции в Гонконге вне России, пережили вместе с земляками-зауральцами на своей земле весь этот противоречивий и жестокий ХХ век. Хочется надеятся, что наши зауральские Порт-Артурские иконы во второе столетие их истории вместе с земляками-курганцами и всем русским народом вступили и пройдут ХХI век достойно. А Далматовские святыни: икона «Успение Богоматери», шлем и кольчуга будут вновь обретены и вернутся на своё место - в монастырь. В надежде на осмысление ошибок прошлого, на духовное возрождение народа, для развития исторического сознания православной молодежи, автор по мере своих сил и возможностей, прикоснулся к истории образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) и написал этот очерк. Закончить хочу словами мудрого пастыря: «Вдумаемся: скорби и беды, терзающие Россию, не с того ли начались, что русский народ утратил свое духовное единство, отрекся от тысячелетних святынь и заветов предков? Плачет сердце, глядя на истерзанное, одурманенное Отечество, полнится жалостью и скорбью душа, взирая на позор некогда Святой Руси. Объединимся же под сенью родных святынь, сбросим иго чужебесия и безверия, разврата и губительной гордыни. Молитесь, кайтесь в грехах, будьте терпеливы в скорбях и мужественны в исповедании Истины. Вслушайтесь в голос совести своей. Се - глас Божий. Последуйте ее велениям. Тогда Господь сказавший: «Хотением не хочу смерти грешника, но якоже обратитися и живу были ему - помилует и спасет Россию». Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Март 2004 г. - апрель 2008 г. Город Курган. Н.Б. Павлов. P.S. Ознакомившись с данным очерком, гл. редактор Курганского епархиального издания «Звонница» Е.А. Кибирева предложила подготовить текст для опубликования в «Звоннице» за 2008 г. О празднике в честь «ПОРТ-АРТУРСКОЙ» иконы: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании будет включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: "16/29 августа. Иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская), 1904". 6 марта 2008 г. sedmica.orthodoxy.ru Список литературы и электронные адреса в Сети Интернет. 1. Выступление Первого заместителя председателя Государственной Думы Л.К. СЛИЗКИ на IХ Всемирном Русском Народном Соборе; «РОМАН-ЖУРНАЛ ХХI век», №2 (74) 2005 2 «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне». Гл. редактор И.В. Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г. Издание об истории иконы. 3. «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005 г. Издание об истории иконы. 4. ВРАТАРНИЦА ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ. Статья из журнала «Глаголъ» №22 (44) от 5.12.2001, опубликована на сайте http://www.hram1891.ru/ Материал подготовила Елена Сударева. 5. «Дальневосточная вратарница» посетила нас на «Магаданце». Дата публикации: 29.09.2006. Статья из газеты «Вечерний Магадан» от 29.09.2006, опубликована на сайте http://vm.mag-city.ru/ Рассказ о. Василия о походе по Северному Морскому 6. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» http://www.ortodox.fegi.ru/ Фотография Владивостокской иконы. (ПРОЗОРОВА Г.В., научный сотрудник центра по изучению русской эмиграции в странах АТР) Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Рабочий телефон: (7-4232)220337 7. Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии» 10-1998, опубликована на сайте http://chinese.orthodoxy.ru/ «О копиях иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно». Н. МИЗЬ, краевед, член Общества изучения Амурского края; «Обретение иконы. О истории копиий». Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин) 8. Из России в Австралию. Первое знакомство http://www.portal-credo.ru/ Сегодня в рубрике "Большой мир" мы предлагаем вниманию читателей заметки об Австралии. Они принадлежат Михаилу Осипенко, сыну известного иконописца (тоже Михаила Осипенко). Он сопровождал икону Божией Матери "Порт-Артурская" (или "Торжество Богородицы"), которую написал его отец, в ее путешествии по православным приходам удивительного материка. Михаил Осипенко "ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ"4 августа 2006 г. 9. Журнал «НАУКА и РЕЛИГИЯ», № 5 2000 г., № 12 за 2003 г. О создании списков, современных иконописцах и воинских храмах, где присутствует образ. 10. «СУЖДЕННОЕ НЕ СЛУЧАЙНО». Л. Астафьева; С. Плотников, Юргамыш, 2001 г. О Павле Андреевиче Горнове (1840-1922), жителе ст. Мишкино, прапрадеде автора. 11. «ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ НЕСРАВНЕННЫЙ ХАДАТАЙ» документальный фильм, студия «Белое Городище», 2005 г. Фильм о Далматовском Свято-Успенском монастыре. 12. http://www.loc.gov/exhibits/empire/making.html Сайт библиотеки Конгресса США. (Цветные фото 1912 год а- Далматовского монастыря. Автор фото: Прокудин-Горский). http://kot-begemott.livejournal.com/77823.html Российский сайт с этими фото. 13. «РПЦ на территории Курганской области (1943-нач. 2000-х г.г.». М.Н. Федченко, издание Курганского государственного университета; 2006 г. 14. Оренбургские епархиальные ведомости № 19-20 за 17 мая 1907 г., стр.145. ПРИМЕР СОВРЕМЕННОЙ СТОИМОСТИ ИКОНЫ ПОРТ-_АРТУРСКОЙ (выполненной до 1917г.). Порт-АртурскаяИкона Богородица Россия 1914 год Дерево, левкас, темпера 26 х 31 см Местонахождение: Мурманск Цена: 150000 руб. (март 2008 г.) Владелец: Raritet История неизвестного списка иконы из г.Киржач. «САЙТ «БЛАГОВЕСТ» «В середине 80-х годов иконописцы Михаил и Сергий Осипенко (дети священника-иконописца Михаила Осипенко, в доме которого в городе Крымске Краснодарского края замироточило сразу множество икон) работали над реставрацией росписей в кладбищенской церкви г. Киржач Владимирской области. В этом храме находилась икона "Порт-Артурская Богоматерь", иначе именуемая как "Торжество Пресвятой Богородицы". Вид этой иконы поразил их обоих. Весьма необычной была иконография. В отличие от общепринятых канонов Матерь Божия на иконе держала в руках не Богомладенца, а плат (убрус) с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. В древние времена образ Нерукотворного Спаса укреплялся на крепостных стенах русских городов как некий духовный щит. До Петра I в России не существовало воинских знамен; боевые стяги заменяли иконы. Спас Нерукотворный, укрепленный на древке, становился воинской хоругвью, именно Он осенял Христолюбивое русское воинство на полях сражений. Матерь Божия со Спасом Нерукотворным на Порт-Артурской иконе явилась как Взбранная Воевода русского воинства, вознесшая исконное русское знамя - Лик Спасителя на Своих Пречистых руках. Икона, находящаяся в Киржачском храме, была точной копией с подлинной, сделанной около 1904 г. Лицезрение образа живо напомнило о легендарной осаде Порт-Артура, о крейсере "Варяг", броненосце "Петропавловск", о Русско-японской войне. Возникло желание сделать список с необычной иконы. Вскоре братья-иконописцы принялись за работу. Закончили они писать образ в короткий срок, но до времени он оставался невостребованным. И лишь в 1992-1993 годах, когда в Белом доме была устроена выставка иконописной мастерской "Злата", выставлялась и эта работа Сергея Осипенко - копия Порт-Артурской иконы Божией Матери. Именно тогда и появилась впервые мысль: доставить этот святой образ в Порт-Артур и отслужить перед ним молебен. Совершить это в то нестабильное время было трудно. За неделю до расстрела Белого дома выставка была оттуда эвакуирована. Михаил Михайлович Осипенко говорил Хасбулатову: "Оставьте выставку, она будет вам бронежилетом". Но к его совету не прислушались». По прошествии времени Михаил начал самостоятельно писать образ "Торжество Пресвятой Богородицы". Работа шла долго, в течение нескольких лет. Приходилось выполнять другие, срочные заказы, но мысль о необходимости доставить икону в Порт-Артур продолжала жить».
Публикация автора "Для спасения русского воинства". "Курган и курганцы" 15 февраля 2007 г (нажмите на изображение для увеличения) Поездка в поселок Мишкино 21 июля 2007г. * Фотография из Мишкинского районного историко-краеведческого музея. Стенд,посвященный эвакуированным, возле телефонного коммутатора 1930 г. * Церковь Святой Троицы в п. Мишкино. Построена в 1908 г, закрыта в 1936 г., открыта вновь в 1948 г. * Автор с настоятелем храма о. Алексием (Фасолой). Правый клирос. Икона. Его преосвященством, Преосвященнейшим Иоакимом Епископом Оренбургским и Уральским, преподано Архипастырское благословение: ...крестьянам Павлу Горнову, Илье Кудинову, Дмитрию Шишкину, Алексею Талыкову, Ивану Талыкову, Василию Кондакову, Никандру Никольскому, Федору Павлову, Ефиму Бутакову, Михаилу Хлыбову. За пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907года. (Стр.145 Оренбургские Епархиальные Ведомости за 1907 год). Документ, подтверждающий участие в постройке Свято-Троицкой церкви в дер. Мишкиной, прапрадеда (деда моего деда П.С. Статных) - Павла Андреевича Горнова, (1840-1922 г.г.). Был человек очень религиозный, не бедный, держал бойню. Смотри «Оренбургские епархиальные Ведомости» №19-20 за 17 мая 1907 г., стр. 145. *
д. Быдино, Мишкинский район, лето 1930 г. Семья Статных после раскулачивания. Петр Семенович уже выслан в Свердловскую обл., оставшиеся живут с бабушкой в своей же «малухе» /малая изба, времянка/. Отобрано все, у Зои для украшения бант из марлевого бинта. Через год вся семья поедет на спецпоселение на Северный Урал, где пробыли 15 лет. В центре: Ефросинья Павловна (1875-1939, прабабушка, дочь П.А. Горнова, была верующей, все иконы сохранили), с Зоей (моей мамой). |