Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Павлов Николай Борисович arrow ИКОНА «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)
ИКОНА «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)
НА  ЗЕМЛЕ    ЗАУРАЛЬСКОЙ

 (с.Частоозерье,  г. Далматово,   р.п.Мишкино)

Краеведческий  очерк, посвященный 100-летию Свято-Троицкой церкви

в пос. Мишкино.

г. Курган,   2008 год.

Посвящается памяти Павловой Зои Петровны.

                                                                                       

От   автора:

 

      Родился я в 1957 году в городе Куртамыше в потомственной учительской семье. Бабушка   по отцу  Анна Дмитриевна (Абалакова) до революции.1917 г. в течение 15 лет работала учительницей в церковно-приходской школе (законоучитель о.Федор (Карпов), а дед Константин Захарович с 1895 г. был заведующим Куртамышским высшим начальным  училищем, умер в 1921 г.  В дореволюционное время в гостях, проездом у них бывал известный писатель, хорошо знавший  жизнь  духовенства того времени: С.И.  Гусев-Оренбургский. Он эмигрировал в Харбин, а затем в Нью-Йорк, где и скончался в 1960-е годы.

    Родители у меня также были учителями: отец Борис Константинович закончил Пермский государственный университет в 1937 г., на Второй Мировой войне - офицер-артиллерист, в школе -  преподаватель химии, а мама - учитель русского языка и литературы.  Всего общий учительский стаж нашего рода составляет 220 лет.

     Матушка Зоя Петровна (Статных) была из крестьянской семьи, жившей  более 200 лет в разное время в деревнях Быдино,  Петровское,  Кипель,  Скоблино,  на территориях Мишкинского и Юргамышского районов. В 1930-м году все их семьи: Статных, Гонцовы, Галкины были раскулачены и высланы на Северный Урал. Статных попали на спецпоселение в г. Чусовой, Пермской обл., где прожили 15 лет. Но что удивительно, взяли с собой и смогли сохранить все свои медные иконы.  Мама очень интересовалась своей родословной и интерес к  истории смогла передать  брату Михаилу  и мне.

      В начале 1960-х годов я пошел в базовую (начальную) школу, которая примыкала вплотную к Петропавловской церкви в Куртамыше, одной из немногих, действующих в то время. С интересом мы наблюдали на переменах за прихожанами, слушали колокольный звон. Учеба рядом с церковью  врезалась в мою детскую память. В 1978 году ещё в те богоборческие времена, студентом Курганского машиностроительного института попал я  на преддипломную практику в г. Владимир, где всерьез заинтересовался религией. Зачарованным странником бродил я среди древних храмов Владимира, Боголюбово, Суздаля, Юрьев-Польского,Троице-Сергиевой Лавры, Москвы, чуть позже Киева и Чернигова.  Кроме того, приходилось видеть мне  гробницы  св. шейхов и мечети Северного Кавказа, стоять на священной для  киргизов горе Мазар на Памире.  Понял я:  все народы  имеют свой путь к одному Богу.

      Сейчас работаю инженер-конструктором  сталелитейного завода  в составе ОАО «Курганмашзавод», в свободное время занимаюсь краеведческими исследованиями.

 

О главном...

       Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была явлена матросу и написана, как защитница дальневосточных рубежей. Наша семья, как и многие в России, в великой стране  «от океана до океана»,  также  связана с Дальним Востоком. 

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Введение:                                                                                              

1.1. Православная икона в жизни человека. Значение иконы для Российского государства.

2. Краткая историческая справка о чудотворной иконе«Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской):

2.1 Написание иконы, события, связанные с ней с 1904 по 1938 г.г.2.2 Современная история, прославление образа. Изучение вопроса о созданных списках (копиях) до 1917 года, их сохранность до наших дней.

3. Чудотворная икона (список) «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) в Курганской Епархии.

3.1.   Обретение списка чудотворной иконы Порт-Артурской в   селе Частоозерье, пожертвование   в дар Далматовскому Свято- Успенскому мужскому монастырю в марте 2004 года.

3.2.   Сохранение  другого исторического списка  Порт-Артурской иконы  в Свято-Троицкой церкви   р.п. Мишкино  1908-1947 г.г.

4.   Заключение.                                                                                        

5.  Список  литературы  и  электронные адреса.

6. Приложение.  Иконы семьи Статных.                                               

7. Статья в газете «Курган и курганцы».

8. Поездка в п. Мишкино. Находка в местном музее.

И возвратилась в дом Свой...

Лк. 1, 56

                 1.1. Православная икона в жизни человека.

     Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Икона дает человеку чувство реального присутствия Божия. Почитание, которое воздаёт человек её, относится не к дереву и краскам, не к произведению искусства, каким бы совершенным оно не было, а восходит к Первообразу.

        Но, самое главное, иконы неожиданно являются  нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены  другими людьми.  Этот случай и касается нашего исследования.  Предлагаемый ниже материал расскажет

о истории  написания, сохранения и  обретения вновь в нашей Курганской Епархии, очень редких списков (копий) с одной из самых таинственной, малоизвестной, чудотворной  иконы:   «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская).

  • 1.1. Значение иконы для Российского государства.

      «Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиватся в беде и смуте... все вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать значительное,прекрасное,великое...и  быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета...» - писал русский философ Иван Ильин.

       В наше время надо быть особенно внимательными к нашему прошлому, настоящему и будущему. Мы видим, как все чаще размывается понятие «русский, русский человек». И всегда, в трудных испытаниях, выпадавших на долю России, незримо присутствовала и ощущалась Божия помощь и Заступничество Пресвятой Богородицы. (3).

      Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием «Торжество Пресвятой Богородицы», была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи с чем получила второе имя «Порт-Артурская» икона Божией Матери. В литературе встречается и третье её название: С.А. Нилус в книге «Великое в малом» упоминает её под именем образа Царицы Небесной «На двух мечах». В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням. (2).

    2.   Краткая  историческая справка о чудотворной иконе 

       «Торжество Пресвятой  Богородицы» (Порт-Артурской):

 

•2.1.          Написание иконы, её история с 1904 по 1938 г.г.

                ВРАТАРНИЦА ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ - так с любовью называют эту икону Божией Матери: под ее особым покровительством находится российский Дальний Восток. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы», называемая Порт-Артурской иконой Божией Матери (или его список, об этом  см. далее Авт.), была вновь обретена в 1998 году и находится сейчас в управлении Владивостокской Епархии. Образ Пресвятой Богородицы венчает надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь», которая в наше время, когда волна сектантства и миссионерства захлестнула восточные пределы России, обретает новый смысл. Накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу, участнику обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в Порт-Артур. 11 декабря 1903 года, ровно за два месяца до начала русско-японской войны, благочестивый человек (матрос Феодор)(3) прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о чудесном явлении монахам.

        Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу мастер П.Ф. Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса. Само изображение Пресвятой Богородицы необычно. Она изображена на небесно-голубом фоне*  Порт-Артурского залива стоящей на скрещенных самурайских кривых мечах. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние - коричневым. С правой стороны изображен Архистратиг Михаил, а с левой - архангел Гавриил. Над ней ангелы держат царскую корону, еще выше на облаках - Господь Саваоф. Образ венчает надпись: «Да будет едино стадо и един пастырь».

 Размер иконы вместе с рамой составил 2 аршина 1,5 вершка (около 149 см) в высоту и 1,5 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы составляли 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину. Другие данные:  высота 124, но ширина - 82см. (2)

Эмалированной вязью на иконе было написано:  

  «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

  В феврале 1904 года началась военная компания. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По прошению начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова, которому императрицей Марией Феодоровной было поручено доставить икону к месту военных действий, святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур.

 

        Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один офицер - Николай Николаевич Федоров - 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году - делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг - доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.

 (В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы (в натуральную величину), писанная на  медной доске (была и такая! Авт.) масляными красками. (3).

     Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был сдан, Россия потерпела поражение. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим». (4 ). 

 

Владивостокская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) Размеры по одним данным близки к оригиналу:1240х760, но пропорция 0,61. Куплена паломниками в Иерусалиме. После рестоврации, с 2000-х годов, находится в кафедральном соборе Владивостока.. Фото на сайте http://www.ortodox.fegi.ru

   Далее: 26 мая 1905 года во Владивостокский кафедральный собор была внесена икона Порт-Артурская, возвращенная из действующей армии.  Есть факты, что икона, пронесенная  крестным ходом помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30-31 октября 1905 г. (Владивостокские епархиальные ведомости. 1905, №24). После войны икона «Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока, который в 1932 году был закрыт, а в 1938 году - взорван. Следы же чудесного образа после разрушения храма затерялись  (2).

         Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный.  В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга  А.В. Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы,  у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом (3).  Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия Агаева, отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия  по дороге в Маньчжурию (2).    Как известно, единственный путь (Транссиб) пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить (а кто хочет, пусть опровергает), что если священник скончался в нашей местности, то и икона должна находится где-то поблизости. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся.

2.2. Современная история.  Прославление образа.

       После революции в России икона была утрачена, и «случайно», именно эта икона (или список с этой иконы) была обнаружена в 1998 году в одном из антикварных магазинов Иерусалима, куда заглянули паломники из Владивостока (3).

       Насколько удалось узнать,  российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена в витрине уже более четырех лет.  Первую экспертизу иконы  провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи.  Она подтвердила, что икона - не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни. Наконец, 6 мая, в день святого Георгия Победоносца, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» прибыла в свой город. Но, как и в старые времена, владивостокцы не знали о прибытии к ним святыни и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри не были полностью уверены в подлинности иконы. Её размеры на полсантиметра отличались от размера подлинника (2). Длительные годы скитаний вне России не прошли для иконы бесследно: утрачены роспись в нижней части образа и фрагменты письма по золоту, а само дерево иконы оказалось изъеденное жучком (2).

         Очевидец прибытия иконы во Владивосток Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин) описывает:  «Нашим взорам предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах. Она одета в синюю ризу. Верхнее облачение коричневого цвета. Плат на голове тоже синий. Вокруг головы яркое сияние. В руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Из-под убруса свисает разноцветный пояс. Позади Божией Матери находится морской залив, который на горизонте сливается с голубым небом.*    Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону, а над ними - две перекрещивающиеся радуги увенчиваются крестом.

 

 *   По другим данным.:   «Образ был написан на золотом чеканном фоне», - сообщал в 1904 г. читателям  журнал «Русский паломник» (3).

        Для реставрации требовались специалисты высокого класса и они нашлись. Работы над иконой велись в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Троицо-Сергиева Лавра). В настоящее время  Порт-Артурская святыня вернулась в Владивосток (2).  

      Но история Порт-Артурской иконы продолжалась. После долгих  раздумий знаменитый иконописец, священник  Михаил Самуилович Осипенко (1922-2006 г.г.) написал новый список известной  иконы -перспектива: золото-чеканная (3). Вероятно, работа была  достаточно точно выполнена, согласно сохранившимся описаниям.   Пишет списки и иконописец  Патриархии из Палеха:  Стефан. (9).

      Вот только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление  знаменитого образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской), а ведь прошло более 100 лет.

2.1 Изучение вопроса о созданных до 1917 года списках (копиях), их сохранность до наших дней.

                Слово исследователям:

        Иеродиакон ИННОКЕНТИЙ (Ерохин):   «О  копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писаная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если   посмотреть журнал военно-морского флота «Морской сборник» № 2 (1767) за 1994 год, выпускаемый издательством «Красная звезда». Кстати, такой дарственной надписи нет и на  тех копиях иконы, которые были выпущены в последние годы в Москве.                                                               
   Более полные сведения об иконе обнаружила приморский краевед Н. Г. Мизь при изучении              «Владивостокских епархиальных ведомостей» за 1904-1995 годы, хранящихся в архиве краевой                библиотеки»
(7). 

Уменьшенная копия иконы, находящаяся в Церковно-археологическом кабинете Духовной Академии. Троице-Сергиевая Лавра.
      
Предоставим  слово   Нелли Григорьевне Мизь  (краеведу, члену  Общества изучения Амурского края:

«Готовясь к визиту Патриарха в 1998 году, мы стали разыскивать описания Владивостокских святынь, что бы заказать их копии. Особенно интересовались судьбой появления  иконы Порт-Артурской Божией Матери...» (2).   ...«О возвращении иконы во Владивосток в 1904 г.нет никаких сведений.  Журнал «Морской сборник» (1994 г.,  № 2), рассказывая об истории Порт-Артурской иконы, сообщил, что «ныне она   хранится в Московской Патриархии». **    ... «О копиях иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно...» (7).
                                   

 **(В Церковно-археологическом музее МДАиС хранится небольшая копия иконы. - Прим. Иеродьякона Иннокентия.)   

      Как видим о сохранившихся  списках иконы до 1917 года  владивостокским  специалистам ничего не известно,  убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших пор или они чрезвычайно редки. 

                     ХРОНОЛОГИЯ   СОЗДАНИЯ ИКОНЫ  и  НАПИСАНИЯ СПИСКОВ  (2):

Март 1904 г. - Написание иконы в Киево-Печерской Лавре, иконописец П.Ф. Штронда;

Апрель 1904 г. - Исполнение копий с иконы (в натуральную величину) монахинями Ново-Девичьего монастыря в С. - Петербурге для других храмов, установление списка в монастырском храме.

До ноября 1904 г. - исполнение уменьшенной копии  иконы во Владивостоке, неудачная попытка переправить её в Порт-Артур. Дальнейшая судьба её неизвестна. В этом же году также исполнение уменьшенной копии  иконы для А.В. Андерсин-Лебедевой в столице. Кончина   в 1905 г. на пути в Манчжурию священника о. Алексия Агаева, сопровождавшего эту икону. Дальнейшая судьба списка неизвестна. Но позже, в 1907 г. Анастасия Васильевна все-таки возложила на могилу брата в Порт-Артуре другую, полноразмерную копию иконы.

Ноябрь 1904 г. - По распоряжению Святейшего Синода Митрополит Санкт-Петербургский Антоний указывает Ново-Девичьему монастырю вынести из собора копию Порт-Артурской иконы и запрещает писать новые копии.  Это объясняется тем, цитирую письмо Синода: «Икона по своему начертанию имеет особенности, не принятые в православной иконописи»; ... «был обман и что на ней Святая Троица разделена»(2).

В это  же время Синод отказал ещё двум издателям: Коркину и Сойкину в разрешении на печать цветных хромо-литографий Порт-Артурской иконы на металле, поэтому  массовой печати и распространения не было, следовательно, большая, православная Россия с этим образом была не знакома. Значит, живописные, полные по деталям копии  ( с надписью «...и 10 000  богомольцев...»)  официально снимали всего 8 месяцев - в1904 г.

       Даже сейчас некоторые иконописцы не берутся за работу, а зря. На мой взгляд, Порт-Артурская икона выдержала самую суровую проверку: временем  и  забвением.

В январе 1906г.  Киевский митрополит Флавиан высказался о возможности снимать копии с Порт-Артурской иконы, при условии, что будет убрана надпись «...и 10 000 богомольцев...»  Далее, цитирую: «..После войны икона постоянно находилась в Владивостокском Успенском соборе. Без согласования со Св. Синодом с нее было сделано множество копий...» (2). Вероятно, всё же писали и ещё списки, только без периметрической надписи  об «...и 10 000 богомольцев...» а происходило это, я  думаю, в Киеве,  по благословению митрополита Флавиана.

Февраль 1907 г. - Определением Синода офицеру Н.Н. Федорову  (истинному  христианину, который единственный из всех как-то пытался доставить оригинал в Порт-Артур), уже посмертно было  отказано в просьбе получить копию Порт-Артурской иконы.

       На этом официальная переписка Святейшего Синода по поводу иконы оканчивается. Надо заметить, через 100 лет стало ясно, что сей образ пережил  и империю и Синод того времени.

       Существует, вероятно, около десяти копий.

 

До нас дошли упоминания только о 6-ти  списках иконы «Порт-Артурской», написанных в дореволюционное время. Реально описаны только 3 копии.

          3.1. Обретение списка иконы «Торжество Пресвятой Богородицы»   в   с. Частоозерье,  пожертвование  в  дар  Далматовскому  Свято-Успенскому     мужскому монастырю.

Свято Успенский Далматовский мужской монастырь
Литография начала ХХ века. В центре - храм «Всех скорбящих радость» куда была пожертвована икона. Сейчас монастырь восстанавливается.
 В начале марта 2004 г. я предпринял паломническую поездку в Далматовский Свято-Успенский монастырь. 8 марта 2004 г. в Скорбященском  храме  шла Литургия  Преждеосвященных Даров, служили о. Варнава, о. Тимофей, брат Игорь (сейчас о. Иосиф) и другие монашествующие. В этот светский женский праздник, приходящийся в тот год ещё на Великий пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а  трудники перекрывали крышу храма.    Из мирян в храме  присутствовали только я и  какие-то пожилые мужчина и женщина, со свертком, завернутым в покрывало (на него никто не обратил внимание).
Монастырская служба 2005г. Справа, у окна на аналое-список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» , в центре- рака с мощами преподобного Далмата Исетского.
(Кадр из документального фильма: «Земли Сибирской несравненный хадатай») (11). 

      После окончания Литургии старики развернули сверток и мы все изумились: показалась чудесной красоты  в прекрасном состоянии - икона с совершенно незнакомым мне сюжетом. Эти люди сказали, что они привезли её в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей  за обретение чудесного образа, а старики скромно немного подождали и потом  пошли на вокзал. Я тоже был поражен, но после опомнился и выскочил вслед за этими людьми. Догнал их уже на полпути к вокзалу и  сразу спросил: «Откуда вы,  люди добрые?» Они ответили, что живут в Частоозерье и когда стали ломать старый дом, то на чердаке обнаружили сей образ, бережно заключенный в ящик. Будучи людьми верующими, они собрали деньги и решили пожертвовать икону в самое благочестивое по их мнению место -Далматовский монастырь. Ехали они автобусом до Петухово, а затем электричками до Кургана и Далматово. Я поблагодарил этих порядочных   людей и попрощался с ними. Этот необычный образ глубоко запал мне в душу. Чуть позже в журнале «НАУКА и РЕЛИГИЯ» №12 за 2003 г. я впервые прочитал про эту икону. Долго размышлял  и

6 ноября 2006 г.  на праздник иконы «ВСЕХ  СКОРБЯЩИХ  РАДОСТЬ», являющийся престольным праздником Скорбящинского храма,  я вновь приехал в монастырь. Здесь  с благословения    игумена  отца Варнавы, наместника Далматовского Свято-Успенского монастыря,  решил предпринять собственное историческое исследование.

     Отец Варнава  подарил мне цветную фотокопию образа и посоветовал съездить в р.п. Мишкино в церковь. По его информации там так же имеется подобный список. Постепенно я стал собирать материалы.  Две прекрасных книги по этой теме, привез мне в подарок из Москвы писатель В.Н.Носков, он же посоветовал отразить все осмысленные материалы в краеведческом очерке.

    Описание иконы:  представляет собой список  образа

«ТОРЖЕСТВО  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ» (ПОРТ_АРТУРСКАЯ) написанный масляными красками на доске толщиной 30 мм, размерами  895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., пропорция 0,66), сохранность хорошая.  По размеру данный список можно отнести к встречающейся  в литературе определению: уменьшенная копия. Манера письма тонкая, перспектива - голубой фон , по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

   Анализ деталей иконы и имеющейся информации  позволяет сделать вывод: список написан в период с марта по октябрь 1904 года, ещё до указания  Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и в Сети ИНТЕРНЕТ описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная - Владивостокская  икона.

     Место обретения нашей иконы - село Частоозерье (районный центр Курганской обл.)дер. Денисово, находится в 60 км от железной дороги (ст.Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917 г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. В 1921 г. с.Частоозерье было одним из центров Ишимского восстания (крупнейшим в России) крестьян против продразверстки.

       Как икона оказалась в Частоозерье - один  Бог  ведает. Могла попасть из губернского Тобольска, из Центральной России или с Дальнего Востока (может тот самый список, который был отправлен в Порт-Артур и утерян?)  Но автор выдвигает версию, что икона  попала в нашу местность с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05г.г.  Можно предположить, что эта икона - уменьшенный список, переданный из столицы в 1905 г. А.В. Андерсин-Лебедевой через полкового священника о. Алексия Агаева в Порт-Артур, на могилу брата-моряка, героя войны. Как знаем, о. Алексий скончался  на пути в Манчжурию, а где - неизвестно, может на нашем участке ж/д пути, а икона какими-то неисповедимыми путями  могла оказаться в нашей местности.

Далматовский список 895х585х30, доска, масло. Примерно 1904г.
Фото подарено автору о. Варнавой 7 ноября 2006 г.

3.2. Сохранение  другого исторического списка Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви  р.п. Мишкино  1908-1947 г.г.

  

Ещё в Далматово отец Варнава посоветовал мне съездить в р.п. Мишкино, где по его сведениям имелся ещё один список иконы.

31 декабря  в последний день 2006 года   я  приехал в Мишкино. Сразу прошел к церкви: это Свято-Троицкий храм, выглядевший превосходно. Внутри храма мне тоже очень понравилось: было хорошо и покойно, а  на правом клиросе я сразу увидел  знакомую   до малейшей черточки - Порт-Артурскую икону  (и как оказалось,  редкую).   Настоятель храма отец Алексий, узнав причину приезда, любезно  разрешил мне посмотреть сей образ. Помог в измерениях иконы  его сын Михаил.

Внутренний интерьер Св. Троицкой церкви. Справа иконы. Фото автора, 31 декабря 2006 г.

Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.  Я вспомнил, что село Мишкино являлось местом рождения и жизни моего прапрадеда по матери П. А. Горнова (1840-1922 г.г.) (19).  Человек для своего времени он был известный и даже попал в современную  краеведческую литературу.        Цитирую по книге «Сужденное не случайно»:  «Мать Ефросинии, Ольга, умерла в 1911 году в возрасте 70 лет, а отец Павел  Андреевич Горнов прожил 82 года (умер в 1922 г.). Он был богатый, держал бойню. Будучи глубоко верующим человеком, он привез в Мишкино (не на открытие ли  церкви? -Авт.)       из Киева икону (!?), золотую чашу для причастия и церковный колокол, самый звонкий в округе. Все это он подарил церкви».   Через 100 лет  по литературным делам, праправнук - автор  опять посетил эти места!
 

           ИСТОРИЯ ИКОНЫ:   Мишкинская церковь во имя Св. Троицы.

       К открытию и были пожертвованы церковная утварь и иконы. Вероятно, иконы были приобретены централизованно, через Епархию, быть может в Киеве, т.к., возможно, там исполняли копии Порт-Артурской иконы с замечаниями митрополита Флавиана. Косвенно это подтверждается  однотипной  по исполнению и размерами иконой «Николая-Чудотворца» (на фото: крайняя правая). В 1936 году церковь закрыли в связи с арестом священника, но прихожане смогли разобрать иконы  для сохранения по домам. Далее храм использовался под зерносклад (13). (Этот пример вызывает уважение, очень многие приходы лишились образов, например, в недалеком с. Петровском, Юргамышского р-на  все иконы разбросали, а потом сожгли). В 1948 году церковь открыли вновь и прихожане вернули спрятанные образа. Так наша икона была обретена ещё раз и сохранилась до настоящего времени.

                                                        ОПИСАНИЕ ИКОНЫ:               

представляет собой список  образа, написанный  на доске толщиной 30 мм, размерами  1070х750 мм (это составляет 79 % от площади оригинала иконы 1904 г., пропорция 0,69), сохранность хорошая.   Манера письма тонкая, фон золото-чеканный, по деталям отличается от подлинника.  Главное: по периметру иконы не имеется  надписи: «..10000 богомольцев...и т.д.»

Зато в  центральной части написано: «Подобие образа Торжества Пресвятой Богородицы».   Список выполнен после 1906 г.  Относится к редким сохранившимся копиям , в литературе и  в Сети ИНТЕРНЕТ описан только такой один, уменьшенный,  неполный:  хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии и семинарии;

 

Мишкинский список 1070х750х30, доска, масло,золото-чеканка Примерно 1906 г.
Фото автора, 31 декабря 2006 г.

                                          4. Заключение.

       На  основании всех доступных автору материалов из литературы, выяснилось:   до настоящего времени в  России имелось только 2 (два) образа «Торжество Пресвятой  Богородицы»   (Порт-Артурская), исполненных до 1917 года , исследованных и   описанных в  специальной литературе (а не исследованных сколько? Никто не знает, например, загадочный список из кладбищенской церкви г. Киржач, виденный в середине 1980-х годов или  микроскопическая, аляповатая копия из Мурманска 1914 г., но  продающаяся за хорошую цену в 150 тыс. руб).

1.  Владивостокский образ, почти полноразмерный 1240х760 мм, но всё-же пропорция: 0,61 (отношение ширины к высоте); площадь  92% от оригинала, (7), т.к. мы знаем: по другим данным: размеры оригинала 1240х820 мм, его пропорция 0,66, у измеренной фотографии 1904 г., тоже 0,66 (2).    Перспектива - голубой фон, (по описанию   1904 г. оригинала, фон: золото-чеканный).   Обретен (куплен) в Иерусалиме в  антикварной  лавке в 1998 г. паломниками из Владивостока. Находится во Владивостокском  кафедральном  соборе.

2. Московская уменьшенная копия иконы.  Детальная проработка неполная: отсутствует периметрическая надпись: «...10 000 богомольцев...» и другие фрагменты. Предполагается, что написана после 1906 года.  (Журнал «Морской сборник» №2 за 1994 г. с фотографией образа в Кургане найти не удалось). Находится в Церковно-археологическом кабинете (а это фактически музей общероссийского уровня) Московской Духовной академии и семинарии;  Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад.

3. Мурманская  малоразмерная, аляповатая  (не храмовая и нехудожественная) копия 1914 г.

В результате проведенного исследования  можно сделать вывод:  Промысел Божий   сохранил и открыл  нам на территории нашей Курганской епархии еще два исторических, храмовых  списка  чудотворной  Порт-Артурской  иконы Божией Матери имеющих, как мы выяснили  из  исследования, общероссийское значение:

•1.  Далматовский список.  Уменьшенная живописная копия (895х595х30 мм), 52% от площади оригинала, пропорция (отн. ширины к высоте): 0,66 - полностью соответствует  оригиналу. По деталям - соответствие, имеется знаменитая периметрическая  надпись:  «...и 10 000 богомольцев...» ,  перспектива - голубой фон, (как и Владивостокский образ, может быть написано одной школой иконописцев?) Исполнена в 1904 г., сохранность хорошая, историческая судьба неизвестна. Можно сделать вывод: так точно список мог быть написан только непосредственно с оригинала. Обретена в с. Частоозерье при сломе дома, пожертвована богомольцами в Далматовский  Свято-Успенский  мужской монастырь 8 марта 2004 года, ровно через 100 лет (точно до месяца) после написания в Киеве чудотворной иконы «Торжество Пресвятой Богородицы».

2. Мишкинский список.   Живописная копия близко приближающая к оригиналу по размерам (1070х750х30 мм), а также площадью: 79 %, пропорция 0,69.  Является более поздним списком иконы, нет периметрической надписи о  «10 000 богомольцев...», некоторое отличие в деталях (один меч, нет дерева, горящего города), перспектива -з олотой чеканный фон, сохранность хорошая. В центре надпись: «Подобие образа Пресвятой Богородицы», т.е. изначально писалась как копия, уже после 1906 года.  В 1908 г.  была пожертвована  при освящении и открытии Свято-Троицкого храма в с. Мишкино. В конце 1930-х г. при закрытии церкви была сохранена прихожанами и пожертвована  во вновь открытый храм в 1948 году,  где и находится по настоящее время.      

 

                             Об истории монастырей и церквей  Курганской области.

     Наша Курганская область была образована в феврале 1943 года из административно-территориальных  частей  Российской Империи:  Оренбургской (уральская), Пермской  (уральская, а фактически европейская), Тобольской (сибирская) губерний, а на юге у границы с Казахстаном, узкой полоски земли Оренбургского  Казачьего Войска (уральская). (См. сборник: «Зыряновские чтения»; Курган 2006г. стр.11.)

      Наверное лучше всех географическое положение курганцев выразил в стихах местный поэт Леонид Куликов: «Что такое зауралец, - вам в Кургане скажет всяк:   - левым боком он уралец, -правым боком сибиряк...» Действительно, до сих пор историки и географы  ломают голову: «К какой местности отнести жителей Курганской области?»  Мы знаем, что в доперестроечные времена весь притч и верующие области входили в Свердловскую и Курганскую епархию.      Курганская и Шадринская Епархия учреждена 22 февраля 1993 г. (ровно через 50 лет после образовании области, точно до месяца) и объединяет приходы и монастыри на территории современной Курганской области. Правящий архиерей - епископ Михаил.   

       В нашей  области нет полезных ископаемых, как на Урале, нет  нефти и газа, как в Сибири.  Но зато у нас есть 74 прихода и 4 монастыря.  Далматов Исетский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и  Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь в селе Чимеево имеют наибольшую известность.  В этих монастырях сохраняются общероссийские святыни, поэтому сюда не иссякает поток паломников, приезжающих за благодатью из соседних богатых областей.  И еще, у нас в Курганской епархии есть люди, простые сельские прихожане, живущие в различных частях области, сохранившие (может быть единственные в России!) списки чудотворной иконы Порт-Артурской в богоборческие времена.   Символично, что  один список был обретен в бывшей Тобольской губернии и пожертвован в бывшую Пермскую, а другой как был в бывшей Оренбургской,  так  там и остался.  Следовательно, современные Курганская Епархия и область, составленные  из трех географических  и административных частей Российской Империи, а ныне скрепленные  ещё и духовно обретенными образами  «Торжество Пресвятой Богородицы» из разных концов области, могут считаться отдельной географической, административной и культурной  частью России:  ЗАУРАЛЬЕМ.

     Вызывает глубокое  благоговение, что наши  Далматовский и Мишкинский  списки иконы  Порт-Артурской Божией Матери в отличии от Владивостокского образа, который  большую часть столетия  провел  в эмиграции в Гонконге вне России, пережили вместе с  земляками-зауральцами  на своей земле весь этот  противоречивий и  жестокий  ХХ век.     

            Хочется надеятся, что наши зауральские Порт-Артурские иконы  во второе столетие их истории вместе с земляками-курганцами и всем русским народом вступили и пройдут  ХХI век  достойно.  А Далматовские святыни:  икона «Успение Богоматери», шлем и кольчуга  будут вновь обретены и вернутся  на своё место - в монастырь.    В надежде  на осмысление ошибок прошлого, на  духовное возрождение народа, для  развития исторического сознания православной молодежи, автор по мере своих сил и возможностей, прикоснулся к истории образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)  и написал этот очерк.

 

                                             Закончить  хочу    словами   мудрого пастыря:   

«Вдумаемся: скорби и беды, терзающие Россию, не с того ли начались, что русский народ утратил свое духовное единство, отрекся от тысячелетних святынь и заветов предков?
Плачет сердце, глядя на истерзанное, одурманенное Отечество, полнится жалостью и скорбью душа, взирая на позор некогда Святой Руси. Объединимся же под сенью родных святынь, сбросим иго чужебесия и безверия, разврата и губительной гордыни. Молитесь, кайтесь в грехах, будьте терпеливы в скорбях и мужественны в исповедании Истины. Вслушайтесь в голос совести своей. Се - глас Божий. Последуйте ее велениям. Тогда Господь сказавший
: «Хотением не хочу смерти грешника, но якоже обратитися и живу были ему - помилует и спасет Россию».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).   

 

       Март 2004 г. -  апрель 2008 г.

  Город Курган.

 Н.Б. Павлов. 

 

 P.S. Ознакомившись с данным очерком, гл. редактор Курганского  епархиального издания «Звонница»  Е.А.  Кибирева предложила подготовить текст для опубликования в «Звоннице» за 2008 г.   

О празднике в честь «ПОРТ-АРТУРСКОЙ» иконы:

«Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании будет включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: "16/29 августа. Иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы" (Порт-Артурская), 1904".
6 марта 2008 г. sedmica.orthodoxy.ru

                           Список  литературы  и  электронные адреса  в Сети Интернет.

        

1.    Выступление Первого заместителя председателя Государственной Думы Л.К. СЛИЗКИ    на IХ Всемирном Русском Народном Соборе;   «РОМАН-ЖУРНАЛ   ХХI век»,  №2 (74) 2005

2    «Отвергнутая победа. Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской  войне».  Гл. редактор И.В. Пикуль. СПб., М. Диоптра. 2003 г. Издание об истории иконы.

3.   «Порт-Артурская икона Божией Матери»; Сатисъ. Держава. СПб., 2005 г. Издание об истории иконы.

4.   ВРАТАРНИЦА ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ.  Статья из журнала «Глаголъ» №22 (44) от 5.12.2001, опубликована на сайте http://www.hram1891.ru/      Материал подготовила Елена Сударева. 

5.  «Дальневосточная вратарница» посетила нас на «Магаданце».
Дата публикации: 29.09.2006. Статья из газеты «Вечерний Магадан» от 29.09.2006, опубликована на сайте http://vm.mag-city.ru/  Рассказ о. Василия о походе по Северному Морскому  

6.  Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» http://www.ortodox.fegi.ru/ Фотография Владивостокской иконы.    (ПРОЗОРОВА  Г.В., научный сотрудник  центра  по изучению русской эмиграции в странах АТР)    Института    истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН  Рабочий телефон: (7-4232)220337 

7. Порт-Артурская икона Божией Матери. Статья из «Журнала Московской епархии»
10-1998, опубликована на сайте  http://chinese.orthodoxy.ru/  «О копиях  иконы, снятых во Владивостоке в 1904 году, ничего не известно».  Н. МИЗЬ, краевед, член Общества  изучения Амурского края;   «Обретение иконы.  О истории копиий».   Иеродиакон  ИННОКЕНТИЙ (Ерохин)        

8.   Из России в Австралию. Первое знакомство  http://www.portal-credo.ru/     Сегодня в   рубрике "Большой мир" мы предлагаем вниманию читателей заметки об Австралии. Они принадлежат Михаилу Осипенко, сыну известного иконописца (тоже Михаила Осипенко). Он сопровождал икону Божией Матери "Порт-Артурская" (или "Торжество   Богородицы"), которую написал его отец, в ее путешествии по православным приходам удивительного материка.       Михаил Осипенко "ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ"4 августа 2006 г.
 

9.  Журнал «НАУКА и РЕЛИГИЯ», № 5 2000 г.,  № 12 за 2003 г.     О создании списков, современных    иконописцах  и воинских храмах, где присутствует образ.                                                   

10. «СУЖДЕННОЕ НЕ СЛУЧАЙНО».  Л. Астафьева; С. Плотников, Юргамыш,  2001 г.   О   Павле  Андреевиче  Горнове (1840-1922), жителе  ст. Мишкино,  прапрадеде автора.                

11. «ЗЕМЛИ  СИБИРСКОЙ  НЕСРАВНЕННЫЙ  ХАДАТАЙ»   документальный   фильм, студия «Белое Городище», 2005 г.  Фильм о Далматовском  Свято-Успенском  монастыре.    

12. http://www.loc.gov/exhibits/empire/making.html Сайт  библиотеки  Конгресса США.  (Цветные фото 1912 год а- Далматовского монастыря.    Автор фото: Прокудин-Горский).    http://kot-begemott.livejournal.com/77823.html Российский сайт с этими фото.

13. «РПЦ на территории Курганской области (1943-нач. 2000-х г.г.». М.Н. Федченко, издание Курганского государственного университета; 2006 г.   

14.  Оренбургские епархиальные ведомости № 19-20 за 17 мая 1907 г., стр.145.

 

   ПРИМЕР СОВРЕМЕННОЙ СТОИМОСТИ ИКОНЫ ПОРТ-_АРТУРСКОЙ

  (выполненной до 1917г.). 

 Порт-АртурскаяИкона Богородица Россия
1914 год
Дерево, левкас, темпера
26 х 31 см
Местонахождение: Мурманск
Цена: 150000 руб.
(март 2008 г.)
Владелец: Raritet

История неизвестного списка иконы из г.Киржач. «САЙТ «БЛАГОВЕСТ»


«В середине 80-х годов иконописцы Михаил и Сергий Осипенко (дети священника-иконописца Михаила Осипенко, в доме которого в городе Крымске Краснодарского края замироточило сразу множество икон) работали над реставрацией росписей в кладбищенской церкви г. Киржач Владимирской области. В этом храме находилась икона "Порт-Артурская Богоматерь", иначе именуемая как "Торжество Пресвятой Богородицы". Вид этой иконы поразил их обоих. Весьма необычной была иконография. В отличие от общепринятых канонов Матерь Божия на иконе держала в руках не Богомладенца, а плат (убрус) с изображением Нерукотворного Лика Спасителя. В древние времена образ Нерукотворного Спаса укреплялся на крепостных стенах русских городов как некий духовный щит. До Петра I в России не существовало воинских знамен; боевые стяги заменяли иконы. Спас Нерукотворный, укрепленный на древке, становился воинской хоругвью, именно Он осенял Христолюбивое русское воинство на полях сражений. Матерь Божия со Спасом Нерукотворным на Порт-Артурской иконе явилась как Взбранная Воевода русского воинства, вознесшая исконное русское знамя - Лик Спасителя на Своих Пречистых руках.
Икона, находящаяся в Киржачском храме, была точной копией с подлинной, сделанной около 1904 г. Лицезрение образа живо напомнило о легендарной осаде Порт-Артура, о крейсере "Варяг", броненосце "Петропавловск", о Русско-японской войне.
Возникло желание сделать список с необычной иконы. Вскоре братья-иконописцы принялись за работу. Закончили они писать образ в короткий срок, но до времени он оставался невостребованным. И лишь в 1992-1993 годах, когда в Белом доме была устроена выставка иконописной мастерской "Злата", выставлялась и эта работа Сергея Осипенко - копия Порт-Артурской иконы Божией Матери. Именно тогда и появилась впервые мысль: доставить этот святой образ в Порт-Артур и отслужить перед ним молебен. Совершить это в то нестабильное время было трудно. За неделю до расстрела Белого дома выставка была оттуда эвакуирована. Михаил Михайлович Осипенко говорил Хасбулатову: "Оставьте выставку, она будет вам бронежилетом". Но к его совету не прислушались».
По прошествии времени Михаил начал самостоятельно писать образ "Торжество Пресвятой Богородицы". Работа шла долго, в течение нескольких лет. Приходилось выполнять другие, срочные заказы, но мысль о необходимости доставить икону в Порт-Артур продолжала жить».

Публикация  автора "Для спасения русского воинства".
"Курган и курганцы" 15 февраля 2007 г
(нажмите на изображение для увеличения)

Поездка в поселок Мишкино 21 июля 2007г.

*

Фотография из Мишкинского районного историко-краеведческого музея. Стенд,посвященный эвакуированным, возле телефонного коммутатора 1930 г.

*

Церковь Святой Троицы в п. Мишкино. Построена в 1908 г, закрыта в 1936 г., открыта вновь в 1948 г.

*

Автор с настоятелем храма о. Алексием (Фасолой). Правый клирос. Икона.

 

Его преосвященством, Преосвященнейшим Иоакимом Епископом Оренбургским и Уральским, преподано Архипастырское благословение:

...крестьянам  Павлу Горнову,  Илье Кудинову,  Дмитрию Шишкину, Алексею Талыкову,  Ивану Талыкову,  Василию Кондакову,  Никандру Никольскому,  Федору Павлову,  Ефиму Бутакову,  Михаилу Хлыбову.

За пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907года.

(Стр.145  Оренбургские Епархиальные Ведомости за 1907 год).

Документ, подтверждающий участие в постройке Свято-Троицкой церкви в дер. Мишкиной, прапрадеда (деда моего деда П.С. Статных) -
Павла Андреевича Горнова, (1840-1922 г.г.). Был человек очень религиозный, не бедный, держал бойню. Смотри «Оренбургские епархиальные Ведомости» №19-20 за 17 мая 1907 г., стр. 145.

*

д. Быдино, Мишкинский район, лето

1930 г.

    Семья Статных  после раскулачивания. Петр Семенович уже выслан в Свердловскую обл., оставшиеся живут с бабушкой в своей же «малухе» /малая изба, времянка/.

Отобрано все, у Зои для украшения бант из марлевого бинта. Через год вся семья поедет на спецпоселение на Северный Урал, где пробыли 15 лет.

В центре: Ефросинья Павловна (1875-1939, прабабушка, дочь П.А. Горнова, была верующей, все иконы сохранили), с Зоей (моей мамой).


 

 
« Пред.   След. »

 
 
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краевед из Юргамыша Плотников С.В.
"Поставим памятник деревне". Усманов В.В.
Багазеев Иван Викторович
Багрецова Наталья Львовна
Варлаков Павел Валерьевич
Горбунов Максим Петрович
Иванова Людмила Юрьевна
Канунников Алексей Александрович
Князев Павел Геннадьевич
Корнев Юрий Иванович
Кузьмин Анатолий Дементьевич
Лазуко Наталья Анатольевна
Павлов Николай Борисович
Пичугов Дмитрий Геннадьевич
Подкорытова Лидия Георгиевна
Суханов Михаил Владимирович
Сухина Елена Николаевна
Сычёв Александр Павлович
Толстых Николай Юрьевич
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО