Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Старообрядчество на Южном Урала arrow Е.Н. Сухина. Церковь села Сладкие Караси
Е.Н. Сухина. Церковь села Сладкие Караси

  Е. Н. Сухина

Спасская церковь села Сладкие Караси -
первая единоверческая церковь Челябинского уезда*

(по документам первой половины XIX века Госархива Челябинской области)


Церковная историческая наука в России имеет богатые традиции. Особое место занимает в ней церковное краеведение, у истоков которого в конце XVIII - начале XIX в. стояли митрополит Московский Платон (А. Г. Левшин) и митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) (2; с. 16-22). Именно с их именами связано начало изучения в нашей стране истории сел и деревень, храмов и приходов, генеалогических связей и т. д. По известным причинам в начале XX века этот процесс был прерван, и на сегодняшний день, по словам профессора Старостина Е. В., «восстановление истории складывания документального богатства Русской православной церкви - важнейшего источника о жизни народов, населявших российскую территорию, представляется неотложной научной задачей» (5; с. 32).

Основными источниками по истории приходских церквей являются клировые ведомости и метрические книги

  Клировые ведомости содержат информацию о самой церкви (когда и кем построена, описание церкви, о количестве церковной земли и т.д.); подробные сведения о причте и семьях священно и церковнослужителей; сведения о прихожанах, о церковных старостах, о состоящих при церкви казенных и учебных заведениях. Метрические книги представляют собой совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц в виде хронологических записей в книжной форме. Именно эти документы, хранящиеся в Государственном архиве Челябинской области, были использованы нами при поиске сведений о первой в Челябинском уезде единоверческой церкви - Спасской церкви села Сладкие Караси - и ее первых прихожанах.

Краткая историческая справка о церкви имеется в книге Н. М. Чернавского «Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем» (1900 г.). В декабре 1821 г. старообрядцы Челябинского уезда, «находившиеся на правилах единоверия» и принадлежавшие приходом к Спасской церкви г. Екатеринбурга, обратились с настойчивой просьбой к Преосвященному Феофилу о постройке у них своей церкви (ввиду того, что многие деревни находились на значительном расстоянии от Екатеринбурга). Но лишь 3 июня 1826 г. указом Св. Синода (по представлению Преосвященного Амвросия) было разрешено построить церковь в селе Сладкие Караси во имя Спаса Нерукотворенного. В марте (25-го числа) 1827 г. к челябинским единоверцам был рукоположен священник Иоанн Никольский (временно приписанный к Воскресенскому заводу); в 1828 г. храм был заложен, 28 июля 1829 г. был освящен теплый придел в честь Екатерины мученицы, и лишь 5 октября 1847 г. произшло освящение главного храма во имя Всемилостивейшего Спаса (8; с. 233-234).

В Госархиве Челябинской области хранится самая первая метрическая книга Спасской единоверческой церкви села Сладкие Караси - за 1827-1833 гг. (3). Особую ценность она представляет еще и потому, что является приходским экземпляром, т. е. метрической книгой, которая велась в самой церкви и хранилась непосредственно в ризнице. Записи в ней были сделаны первыми священниками церкви - Иоанном Никольским и Сергием Игумновым. (Надо заметить, что приходские экземпляры в советское время были практически повсеместно уничтожены как «дублетные» - в архивы должны были передаваться лишь консисторские экземпляры (1; № 5, с. 38, 41-42)). Первый лист книги, к сожалению, утерян, и первая запись датируется 11 мая 1827 г. (№ 20), т. е. записи о крещении (рождении), венчании (браке), погребении (смерти) начинаются сразу после рукоположения Иоанна Никольского, до освящения храма. За 1827 год всего было крещено 188 детей, за 1828 - 325. Важной особенностью является то, что в первых записях в сведениях о родителях указывается только имя и отчества отца, и только в записи под № 85 от 24 июля появляется фамилия родителя: «деревни Козиной государственного крестьянина Онуфрия Степанова Шипунова дочь Анна»; и в дальнейшем фамилии уже даются постоянно. Имя матери в метрической книге за эти годы еще отсутствует. Исследование показало, что старообрядцы, перешедшие в единоверие, проживали на обширной территории: в 1827-1828 гг. крестили детей жители 63 населенных пунктов. В большинстве своем это были государственные крестьяне села Введенского и прилежащих к нему деревень (сами Сладкие Караси в это время еще обозначаются как деревня, с 1829 г. - сельцо; с 1830 г. - село). Итак, старообрядцы в начале XIX века проживали в следующих селениях: (деревни) Барановка, Белоногова, Березовая (Березовка), Большие Караси, Большого Бела, Борчениновая, Бутырская, Воробьева, Гагарина, Гладышевская (Гладышева), Гороховая, Гришина, Дудина, Елшина, Ерохино (Ерохинская), Закамалдина, Золина, Иванкова, Калмаковская (Калмыкова), Калмаковый Камыш, Кипель, Клоповая, Клохтухина, Козина, Коровья, Красикова, Красный Яр, Кузнецова, Логоушкина (Логоушинская), Малого Бела, Маслей, Медведева, Мишкина, Могильная, Нижняя, Пепелиная, Песков, Пестова, Петухова, Плотникова, Половинная, Разбегаева, Ретути, Сетовая, Сладкие Караси (д.Слатинская, Сладкокарасинская), Соколова, Сосновая, Столбовая, Токташинская, Травлянская, Убиенная, Хохлов, Щучья. В отсутствии клировых ведомостей за это время, метрическая книга - единственный достоверный источник о приходских селениях церкви и ее прихожанах, более того, можно сделать замечательный вывод о том, что многие деревни были основаны самими старообрядцами: так, крестьянин Дудин проживал в д. Дудиной, Ерохин - в Ерохинской; аналогичная ситуация с деревнями Клоповой, Плотниковой, Соколовой.

Количество венчаний также резко возрастает за несколько лет: так, если в 1827 году отмечено 25 пар, вступивших в брак, то в 1828 году - 54. Фамилии жениха и невесты (также как и в случае крещения младенцев) в первые годы не всегда указывались - вероятно, сказывалось «застарелое» нежелание старообрядцев называть свои имена и фамилии православным священникам (7; с. 8-9). Вот как выглядела самая первая запись о венчании брака: «Пермской епархии Шадринского уезда села Иванищевского гос. крестьянин Дорофей Ефимов 52 лет понял за себя того ж села государственного крестьянина Филиппа Иванова дочь, вдову умершаго рядового солдата Василия Вишнякова жену Соломию Филиппову 38 лет, оба они вторым браком». При изучении записей о «бракосочетавшихся» за 1827 год был выявлен весьма неожиданный факт: почти в половине случаев невеста была старше жениха (наибольшая разница: жениху - 18 лет, а невесте - 27). Но в большинстве своем различие в возрасте было незначительным. Так же можно отметить, что в случае повторного брака и жених, и невеста, как правило, являлись вдовцом и вдовой. Единственный случай резкой разницы в возрасте зафиксирован следующий: жениху - 38 лет, невесте - 18. Поручителями и поезжанами при венчании также выступали близкие родственники жениха и невесты.

В третьей части метрической книги - «об умерших» - за 1827 год отмечено 90 записей. Значительная часть умерших - это младенцы до года (64 человека); причины смерти следующие: «младенческой», «натуральною оспою», «корью», «поносом», «рвотою», «опухолью», «расслаблением тела». Священник отмечал умерших младенцев и в части о родившихся: рядом с датой крещения он записывал - «помре». В возрасте старше 60 лет умерло 11 человек; причины смерти: «удушьем», «расслаблением членов» «расслаблением тела», «трясовичною», «огневицею», «деревни Ерохиной государственный крестьянин Иван Иванов Насонов 90 лет - за старостию». Отмечено несколько случаев смерти женщин среднего возраста: «горячкою» (50 лет), «чахоткою», «внутренним воспалением» (40 лет). Если проанализировать статистические данные по рождаемости и смертности, то можно отметить тот факт, что рождаемость значительно превышала смертность: в 1827 г. - в 2 раза (188 и 90); в 1828 г. - в 2,3 раза (325 и 141); в 1829 г. - в 2,6 раза (321 и 122). Соотношение рождаемости и смертности среди мужчин и женщин было приблизительно одинаковым.

Важнейшая информация, содержащаяся в метрической книге, безусловно, касается прихожан церкви. Тщательный анализ фамилий позволил выделить наиболее часто встречающиеся среди них: Баев, Булыгин, Ветлугин, Гореванов, Гридин, Долгошеев, Дружинин, Дудин, Ездин, Зыков, Ивин, Клопов, Коротовских, Кузнецов, Куликовских, Лукин, Масасин, Маслаков (Масляков), Мокин, Мыльников, Насонов, Павлов, Подгорбунский, Соколов, Струнин, Худобородов, Шабурников, Ядришников. Особо нужно отметить семью Гридиных, родословная которых, в процессе научно-генеалогических изысканий, была тщательно изучена по метрическим книгам единоверческих и православных церквей Челябинской округи, ревизским сказкам, документам Челябинского духовного правления и Тобольской духовной консистории (с 1750 по 1917 год) (6). Большая семья Гридиных, проживавшая в селе Введенском и деревне Пестово, начинает крестить своих детей в Спасской церкви с. Сладкие Караси лишь с 1831 года. За один день (13 января) было крещено пятеро детей - крестьянин Филипп Гридин и его жена Анастасия Ефимова первыми крестили сразу двух своих сыновей: новорожденного Ефимия и двухлетнего Ерофея; Иван Кириллов Гридин и Мария Григорьева - дочь Зиновию (3 лет). Здесь же нами отмечен близкородственный брак Мины Афанасьева Гридина (21 год) с дочерью Ивана Яковлева Гридина - Матроной (19 лет). Невеста являлась двоюродной теткой жениха. Думается, что последний факт вряд ли стал известен священнику Сергию Игумнову, который был рукоположен в этом же году и знал о родственных связях своих прихожан еще очень мало. Масштабное изучение метрических книг в процессе исследования по генеалогии рода Гридиных позволяет нам утверждать, что большие семьи первых прихожан Спасской церкви села Сладкие Караси (чьи фамилии перечислены выше) были связаны между собой тесными семейными узами и за два с лишним столетия сформировали значительную часть славяно-русского населения Челябинской и Курганской областей.

Хотелось бы сделать несколько замечаний, касающихся формы самой метрической книги: за несколько лет происходят значительные изменения в порядке оформления записей. Так, в 1829 году в части об умерших в графе «где погребны» записано: «на учрежденных на то при селениях их кладбищах» (т.е. умершие хоронятся в своих деревнях); впервые по окончании года появляется сводная таблица об общем количестве родившихся, вступивших в брак и умерших (с указанием во всех случаях пола, а для умерших еще и возраста); под сводной таблицей стоит подпись самого священника «Священник Иван Никольский руку приложил», а на последней странице сохранились остатки казенной печати Оренбургской духовной консистории и подпись секретаря. С 1831 года в графе «у кого кто родился» впервые появляется имя-отчество матери; в записях о восприемниках начинает указываться степень родства («отцу младенца брат ево родной»), о поручителях - уточняется «по женихе» и «по невесте»; в записях о браке под каждым венчанием стоит подпись священника. Именно в это время появляется в книге запись «где и кем погребен: в нарочито учрежденном при селе Слатинском кладбище и приходским священником Сергеем Михайловым Игумновым» (таким образом, кладбищу с. Сладкие Караси, сохранившемуся до сих пор, уже  175 лет). Необходимо заметить, что священник законопослушно выполнил Указ Святейшего Синода от 28 февраля 1831 года, приводивший скорректированные формы метрик (1; № 5, с. 32), что еще раз демонстрирует четкую и отлаженную систему церковного делопроизводства в Российском государстве этого периода времени.

Самая ранняя клировая ведомость церкви, сохранившаяся в архиве, имеет следующий заголовок - ««Ведомость о церкви Спасской единоверческой, состоящей Челябинского уезда в селе Слатка Карасинском за 1843 год». (4) Она состоит из трех частей: собственно ведомость о самой церкви, сведения о причте и о прихожанах. Значение этого документа трудно переоценить, так как в нем содержатся подробнейшие сведения, дающие представление о церкви в столь ранние годы. Из ведомости следует, что церковь:

«1. Построена в 1828 году тщанием и иждивением прихожан.

2. Зданием каменная, с таковою ж колокольнею, прочна.

3. Престолов в ней имеет быть два: в настоящей холодной во имя Всемилостиваго Спаса; а в приделе Святыя Великомученицы Екатерины, который в 1829 году июля месяца в 23-е число освящен.

4. Утварью не достаточна, а именно в книгах.

5. Причта при ней положено по штату: два священника, один дьякон, два дьячка и два пономаря, из коих имеются на лице только два священника, без дьякона и причетников. Должность же причетническую в случае исправляют из среды прихожан крестьяне без утверждения указом консистории, и приглашен прихожанами один мастеровой Златоустовского завода.

6. Земли при сей церкви пашенной и сенокосной 198 десятин хотя и отведено, но плана и межевой книги на оную не выдано, и потому священнослужители оною не пользуются, а пользуются прихожане оной церкви. Сенокосная же отдана Оренбургскою казенною палатою в оброк на 12 лет разным лицам.

7. Писцовой земли при сей церкви нет.

8. Вспомогательного оклада от Святейшего Синода нет.

9.  Жалования от казны священникам не положено.

10. Капиталов в процентах никаких нет.

11. Из угодий при церкви никаких нет, кроме шестнадцати торговых балаганов при церкви, устроенных прихожанами, отдаваемых для торговли во время бываемых торгов: 1-го августа и 24 ноября месяцев, за которые получается от торгующих в пользу церкви денег неопределенное количество.

12. Домы для священно и церковнослужителей должны быть деревянные, выстроенные и поддерживаемые кочтом прихожан; но для священников только выстроены два дома.

13. На содержание священно и церковнослужителей получается от прихожан хлебная руга по два четверика с каждого венца в год. Содержание их достаточно.

14. Разстоянием сия церковь от консистории в 745-ти, от духовного правления в 200, а от местного благочинного в 30 верстах.

15. Ближайшия к сей церкви суть: 1-я села Карасинского Свято-Троицкая в 6-ти, 2-я села Введенского Введенская в 7-ми и 3-я села Щучьяго Пророко-Ильинская в 8-ми верстах...».

Священниками церкви в это время были Петр Георгиев Комаров и Николай Георгиев Емельянов. Пономарский сын - священник Петр Комаров (36 лет) - окончил курс богословия Оренбургской духовной семинарии и был уволен в епархиальное ведомство с аттестатом второго разряда. В 1831 году был «посвящен Верхнеуральской округи в Степную крепость ко храму Святаго Архистратига Божия Михаила во иерея». В 1836 г. был переведен в с. Сладкие Караси к единоверческой Спасской церкви «на праздное священническое место». С 1839 по 1843 г. служил священником в православных церквях Звериноголовской крепости и с. Щучья. В январе 1843 г. «перемещен на настоящее место». Священник и его жена Александра Платонова (29 лет, дьяконская дочь) были бездетны. В графе «кто какого поведения» было обозначено «не худого», правда здесь же отмечены и «проступки» батюшки: «По указу Оренбургской духовной консистории от 23 февраля 1837 года за совращение из православия в единоверие крестьянина Коломейца штрафован выговором и обязан неуклонного, чтоб исправлять христианских треб православных. 1840 года за содействие в венчании малолетнего брака священнику Михаилу Барсукову штрафован пятью рублями серебром». Сын священника - Николай Емельянов (34 года) - обучался в Уфимском уездном училище в нижнем отделении. С 1826 года служил дьячком в Троицкой церкви г. Троицка, пономарем - в Трехсвятительской церкви Карачельской слободы и в Христорождественском соборе г. Челябинска, священником в той же церкви Карачельской слободы. По прошению жителей д. Красного Яра в 1839 году был рукоположен в священники строящейся единоверческой Богородицкой церкви. С 1843 года стал священником Спасской церкви. Имел жену - Надежду Феодоровну (30 лет, дочь дьяконскую) и двухлетнюю дочь Евгению. Поведения был «хорошего», читал и пел хорошо, судимостей и штрафов не имел. Диакона и причетников в церкви не было; должность просвирни исполняла по выбору прихожан вдова, крестьянская жена Анна Кириллова Мыльникова (59 лет).

Клировая ведомость содержит подробную информацию о приходе церкви, к которому на 1843 год относились 59 сел и деревень. Прихожанами были государственные и экономические крестьяне -3 163 человека: 1 939 муж. и 1 224 жен. Отмечены, в подавляющем большинстве, те же селения, которые встречаются в первой метрической книге церкви (за исключением сел Березового и Красного Яра, где к этому времени были открыты свои единоверческие церкви). Количество дворов - 541. Разбросанность селений была значительной - «на 2327 верст». Самыми удаленными были деревни Качердыкская (115 верст от церкви) и Косолаповая (110 в.). Больше всего прихожан проживало в с. Сладкие Караси (382 чел.), Введенском (363 чел.), д. Пестово (277 чел.), д. Ерохинской (197 чел.), д. Логоушинской (146 чел.). За д. Сухановой числился 1 двор (5 мужчин и 8 женщин); в д. Чертовой, располагавшейся в 75-ти верстах от церкви, проживала одна семья единоверцев из 5-ти человек.

Документы Русской православной церкви, хранящиеся в Государственном архиве Челябинской области, - важнейший источник по истории Православия на Южном Урале. Более того, приходские регистры дают возможность представителям самых разных наук проводить исследования по лингвистике (история языка, топонимика и антропонимика), по семейной и локальной истории, исторической антропологии и географии, этнографии, истории медицины и генетики, исторической демографии, генеалогии и т. д.

 

Библиографический список

1. Антонов Д. Н., Антонова И. А. Метрические книги: время собирать камни // Отечественные архивы. - М.,1996. - № 4. - С. 15-28; № 5. - С. 29-42.

2. Карташов А. В. История Русской Церкви. Т. 1. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.

3. ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). И-226. Оп. 1. Д. 10.

4. ОГАЧО. И-226. Оп. 3. Д. 6. Л. 52-56.

5. Старостин Е. В. Архивное наследие Русской православной церкви: пути изучения и развития // Отечественные архивы. - М.,2005. - № 4. - С. 31-38.

6. Сухина, Е. Н. Из истории рода Гридиных на Южном Урале // Вестник архивиста. - М., 2005. - № 1. - С. 145-153.

7. Челябинская старина: Документы Челябинского духовного правления последней четверти XVIII века, содержащие сведения о старообрядцах Челябинской округи. Составитель Е. Н. Сухина. - Челябинск: Изд-во «Полиграф-мастер», 2005.

8. Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. - Оренбург, 1900.

_______________________ 

 

*Сухина Е.Н. кандидат филологических наук.
 Спасская церковь села Сладкие Караси - первая единоверческая церковь Челябинского уезда (по документам первой половины XIX века Госархива Челябинской области) // Православие на Урале: исторический аспект, актуальность развития и укрепления письменности и культуры: материалы симпозиума с международным участием: V Славянский научный собор "Урал в диалоге культур": в 2 ч. Ч.1. - Челябинск: Изд-во Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2007. - С. 229 236.

 

 
« Пред.   След. »

 
 
Случайное изображение из галереи

  Все материалы сайта  
URALGENEALOGY.RU  
проверены редактором сайта
которая несёт полную ответственность  за информационную точность, этичность и  качество размещённых данных.
Все статьи на сайте  
URALGENEALOGY.RU   
публикуются с письменного разрешения авторов.
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО