Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Мишкинский район arrow Посёлок Мишкино arrow Из истории Мишкинской церкви
Из истории Мишкинской церкви.

  Волкова Т.И.

                             Деревня Мишкина появилась в семидесятые годы восемнадцатого века, и долгое время существовала как небольшое поселение на берегу озера Кошкуль (позднее - Большое Мишкинское). Деревенька была маленькая и своей церкви не имела. Православные жители деревни были вынуждены посещать церкви, имевшиеся в соседних селах: Введенскую в селе Введенском, Свято-Троицкие в сёлах Караси и Островное, Пророка-Ильинскую в с.Щучье, а единоверцы - Спасскую церковь в с.Сладкие Караси и Богородицкую церковь  с.Введенского. Умерших мишкинцев до 1860-х гг. хоронили на приходских кладбищах этих сёл. Первое кладбище в д. Мишкиной было построено после 1860 г. западнее озера Попово (Круглое) и при нем была построена деревянная часовня. Служили  в ней приезжавшие священники с. Введенского.
                           После того, как была построена железная дорога и, в полуверсте от деревни, появилась станция, в Мишкино стали приезжать и селиться богатые люди. Недалеко от станции они образовали торговый поселок,  из которого выросла улица Купеческая (теперь улица Ленина) разросшейся к тому времени  деревни. В какой-то момент обходиться без своей церкви стало просто неудобным и, было принято решение о строительстве в д. Мишкиной православной церкви. Средства на постройку храма собирали всем миром. Наиболее активные жертвователи получили благословение епископа. В журнале «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1907 г. имеется запись: «Его преосвященством, Преосвященнейшим Иоакимом Епископом Оренбургским и Уральским, преподано Архипастырское благословение:  ... крестьянам Павлу Горнову, Илье Кудинову, Дмитрию Шишкину, Алексею Талыкову, Василию Кондакову, Никандру Никольскому, Федору Павлову, Ефиму Бутакову, Михаилу Хлыбову ... за пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907 года». (ГАЧО, О.Е.В., 1907 г., с.145).

                          Церковь была построена в 1907 году на высоком месте, у начала новых улиц Церковной и Базарной. За образец была взята  Воскресенская церковь в г. Шадринске (построенная в 1880 г.). Росписью храма занимались живописцы г. Шадринска.  Так как церковь решили назвать в честь Святой Троицы, то, и освящена она была  в 1908 году накануне этого праздника. Первым священником был о. Виталий Шмотин (до этого служивший в церкви с. Островного), дьяконом  поставлен был переведенный из с. Варлаково Николай Грунцевский. Согласно метрическим книгам в 1908 году в Мишкино родилось 225 человек (131 мужск. и 94 женск. пола), умерло 128 (муж. - 73, жен. - 55), сочетались браком 38 человек. До 1917 года именно церковь занималась регистрацией рождений, смертей и браков. Лишь после принятия декрета ЦИК и СНК от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» в стране начали формироваться органы ЗАГС.

                              Революция 1917 года, как известно, сильно изменила взаимоотношения церкви и государства. Уже первые декреты Советской власти кардинально изменили положение прав церкви и других религиозных организаций.  23 января 1918 г. был принят декрет ЦИК и СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Согласно этому документу, каждому гражданину РСФСР предоставлено право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Для удовлетворения религиозных потребностей верующих здания и предметы культа передавались в бесплатное пользование религиозных обществ. Из ведения церкви изъята регистрация актов гражданского состояния. Государственные и общественные мероприятия не должны сопровождаться религиозными церемониями и обрядами, отменялись религиозная клятва и присяга. Было организовано движение «воинствующих безбожников», в массовом порядке закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции. 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет о принудительном изъятии церковных ценностей, начались суды над священниками. Религиозность стала рассматриваться как разновидность гражданской  неблагонадежности и неполноценности.

                             Активную антирелигиозную пропаганду проводили комсомольцы. Они вели разъяснительную работу среди населения, ставили спектакли антирелигиозного содержания, некоторые даже приходили в храмы во время службы и мешали ее проведению, выкрикивая антирелигиозные лозунги. В дни церковных праздников старались организовать работы или какие-либо мероприятия, и все для того, чтобы отвлечь народ от религии.

                             В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Статья 124 ее гласила: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Если Конституция 1918 года признавала за всеми гражданами равное право как на религиозную, так и на антирелигиозную пропаганду, то в Конституции 1936 г. за религиозными организациями и верующими признавалось лишь право на свободу отправления религиозных культов, а пропаганда религиозных взглядов и учений исключалась. Разрешена была лишь антирелигиозная пропаганда. В связи с этим пострадали многие духовные лица и верующие. Не обошли стороной эти события и Мишкино. Так в ноябре 1936 года были арестованы священник Мишкинской церкви о. Василий Николаевич Половинкин, а также член церковного совета Т.С. Пономарева и церковный староста А.П. Анкудинова. Их обвинили в антисоветской и религиозной агитации. Отец Василий  Особым Совещанием НКВД СССР от 7.06.1937г был приговорен по ст.58-10,11 к 5 годам лишения свободы. (Реабилитирован Курганской облпрокуратурой 07.04.1989). Татьяна Степановна Пономарева, в свои 64 года,  тогда же была приговорена по ст.58-10 к 3 годам ссылки в Казахстан (реабилитирована 21.04.1989), а Анна Петровна Анкудинова по ст.58-10 приговорена к 2 годам гласного надзора  по месту жительства (реабилитирована 07.04.1989).  Всего по Мишкинскому району по 58 статье были осуждены 14 священников и других верующих (это только по данным ГУ ГАКО).

                             В мае 1937 года, в течение  месяца, на всех предприятиях и в организациях Мишкино проходили общие собрания трудовых коллективов по вопросу о закрытии церкви в с. Мишкино. Как правило, решение принималось единогласно - закрыть, лишь в протоколе общего собрания трудового коллектива Мишкинского школьного детского дома было отмечено, что три человека высказались против закрытия церкви: Глебова, Кривоногова и Ведерникова (последняя оказалась неграмотной и за нее расписалась М.И.Лесик). Вскоре после этого, церковь в Мишкино решено было закрыть. Колокола были сняты и отправлены на переплавку, часть церковной ограды использована под перила лестницы средней школы, а в самом здании был устроен склад отрубей.  В 1940 - 1946 гг. в бывшей церкви располагался зерносклад Госстрахфонда.

                            Великая Отечественная война несколько изменила отношение к церкви. Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа, заставило сплотиться всех, чтобы общим совместным усилием дать отпор сильному и жестокому врагу. Церковь, как институт, получила возможность восстановления, хотя и в известных пределах. Синоду было разрешено выбирать патриарха. В то же время СНК СССР учредил новый Совет по делам Русской православной церкви, который должен был представлять в правительстве интересы церкви. Был разрешен выпуск «Журнала Московской патриархии», хотя его распространение было ограничено, а содержание подвергалось цензуре. В январе 1945 г. был принят новый устав, восстанавливающий организационную основу православной церкви, в 1946 г. вновь открылись семинарии.

                            В августе 1945 г. СНК СССР предоставил религиозным организациям права юридического лица в части аренды, строительства, покупки в собственность для церковных нужд домов, транспорта и утвари. В годы войны возрос интерес населения к религии. Люди, прошедшие через суровые испытания военного времени, потерявшие близких и родных, стали искать утешения в храмах. Впервые после 1917 года, в нашей стране стали строиться и открываться церкви.

                             Еще в военном 1944 году была построена небольшая церковь на территории Магнитогорского металлургического завода. Ее во внерабочее время построили сами рабочие, конечно, с разрешения дирекции завода и советского правительства.
          «Одним из строителей церкви в Магнитогорске был Мишкинский трудармеец, плотник Тимофей Николаевич Антонов (1884 - 1967), награжденный медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Его жена, Анна Андреевна, жившая тогда напротив закрытой мишкинской церкви (дом №5 по ул. Победы), горячо восприняла известие об открытии церкви в Магнитогорске и посетила с этой необычайной новостью много семей мишкинцев.
           В канун 1945 года А.А.Антонова, 20 вдов и два старика, участника строительства мишкинской церкви, послали заявление в СНК СССР о разрешении вновь открыть церковь в р.п. Мишкино. 3.04.1945 г. М.Виноградов, уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Курганской области, сообщил гражданке Антоновой: «Ваше заявление Совнарком направил в г. Курган  на рассмотрение. Сообщаю, что:

  • 1. заявление группы верующих направлено в Мишкинский райисполком для проверки на основе

    постановления СНГ    СССР от 28.11.1943 г. за №1325,

  • 2. собрание верующих может быть собрано только после того, когда правительство разрешит открыть церковь в поселке Мишкино».
    Узнав об открытии 11 мая 1946 г. Шадринской Воскресенской церкви (на ул. Вокзальной), мишкинцы вновь пишут в Москву, а Анна Андреевна «по делам открытия церкви в Мишкине» ездит в Курган и Челябинск. Наконец, в начале марта 1947г. здание церкви (без домов священника и дьякона) возвращено верующим и быстро приведено в порядок. Из домов мишкинцев в церковный иконостас были принесены иконы. За выделение досок и бруса на восстановление каркаса иконостаса был приглашен в Мишкинский РК КПСС и отмечен строгим выговором зав. Столярной мастерской артели «Единение» Я.Р.Андреюк, фронтовик, награжденный тремя орденами. Мишкинская церковь была вновь открыта и освящена в канун праздника Святой Троицы в мае 1947 года приехавшим из г. Шадринска священником Михаилом Павловичем Бирюковым». (Сычев А.П. Мишкинская Свято-Троицкая церковь//Малая родина - Мишкинский район: Очерки истории.- Курган, 1998.- С. 86-87).

                           Потепление отношений продолжалось недолго.
В 1959 г. была развернута антирелигиозная кампания, санкционированная Н.С. Хрущевым. Новое наступление на церковь продолжалось до 1964 г. и велось под лозунгом уничтожения «сталинских   пережитков». В этот период церковь утратила 2/3 своих институтов. К 1961 г. количество религиозных организаций  в стране сократилось с 20459 до 16050, а к 1971 г. - до 11749.
         В Мишкино зарегистрировано религиозное общество при Мишкинской Свято-Троицкой церкви. Прихожанами Мишкинской церкви являются жители Мишкинского, Юргамышского, Альменевского и Целинного районов. Для управления делами религиозного общества избран исполнительный орган в количестве 4 человек и ревизионная комиссия из 3 человек. Клир (штат) Мишкинской церкви состоит из 4 человек. При церкви имеется церковный хор - 9 человек и так называемая «двадцатка» (актив) религиозного общества - 20 человек. Возраст членов религиозного общества: староста - 72 года, председатель ревизионной комиссии 76 лет, возраст «двадцатки» - до 50 лет - 1, 51-55 - 1, 56-60 - 4, 60-70 - 6, старше 70 лет - 8 человек.  

                            Священником в то время был о. Василий - Василий Васильевич Гомзиков (1917 - 1992 гг.). Окончив ФЗО, он несколько лет работал на заводах Урала. В 1946-1954 гг. работал на заводе в Кургане. Часто посещал церковь (в то время в Кургане была единственная действующая церковь в поселке Рябково), и постепенно пришел к мысли посвятить свою жизнь служению Богу. После окончания Загорской Свято-Сергиевой Духовной академии в 1958 году он был поставлен священником в с. Звериноголовское. С 1964 по 1989 гг. он - настоятель Мишкинской Свято-Троицкой церкви. Отец Василий оставил по себе добрую память. Многие мишкинцы помнят  о нем как о добром пастыре, чутко относящемся к проблемам и нуждам верующих. Похоронен он был в ограде церкви, справа от алтарной части.

                             С началом «перестройки» верующие и религиозные организации получили возможность участвовать в общественной жизни страны. Верховным Советом СССР от 1.10.1990 г. и РСФСР от 25.10.1990 г. принимаются Законы соответственно «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», которые значительно расширили права и свободы в области религиозных отношений.

                             1993 год. Принята новая Конституция Российской Федерации.

                             19 сентября 1997 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». Закон  провозгласил принцип уважения всех основных религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом признал особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.   

                             С 1989 г. настоятелем  Мишкинской церкви служит о. Алексей Фасола. Родился он в Молдавии в семье верующих. Окончил Духовную семинарию в г. Загорске (Сергиев Посад). В Мишкино начинал работать еще на практике, при отце Василии. Службу свою в Мишкинской церкви о. Алексий начал в трудные годы перестройки, в тяжелой экономической ситуации. Многие еще помнят как это было: рост цен, невыплата зарплаты и пенсий. Зато в стране объявилось множество различных сект и лжеучений. Все это нужно было преодолеть. За годы служения. О. Алексий сделал немало для церкви: были приобретены колокола и вновь над Мишкино звучит колокольный звон, был произведен ремонт системы отопления церкви, построены часовни в поселке Юргамыш и в с.Восход и многое другое. О. Алексий сумел заслужить уважение прихожан и руководства Епархии, не случайно он с  рукоположен в благочинные Западного округа. Сегодня у церкви немало проблем, в основном, финансового характера, однако, если мы не отступимся от веры, то церковь наша будет стоять еще не один век.

                            В заключение, хочется поздравить нас всех с тем, что в нашем поселке вот уже сто лет существует церковь, что она не была разрушена в годы борьбы с религией и сохранилась, единственная из церквей района.

 

Волкова Т.И., директор Мишкинского районного историко-краеведческого музея

(Электронную версию материала подготовил Суханов М.В.).


На средства прихожан - их даяниями и трудами

 
 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО