Волкова Т.И. Деревня Мишкина появилась в семидесятые годы восемнадцатого века, и долгое время существовала как небольшое поселение на берегу озера Кошкуль (позднее - Большое Мишкинское). Деревенька была маленькая и своей церкви не имела. Православные жители деревни были вынуждены посещать церкви, имевшиеся в соседних селах: Введенскую в селе Введенском, Свято-Троицкие в сёлах Караси и Островное, Пророка-Ильинскую в с.Щучье, а единоверцы - Спасскую церковь в с.Сладкие Караси и Богородицкую церковь с.Введенского. Умерших мишкинцев до 1860-х гг. хоронили на приходских кладбищах этих сёл. Первое кладбище в д. Мишкиной было построено после 1860 г. западнее озера Попово (Круглое) и при нем была построена деревянная часовня. Служили в ней приезжавшие священники с. Введенского. После того, как была построена железная дорога и, в полуверсте от деревни, появилась станция, в Мишкино стали приезжать и селиться богатые люди. Недалеко от станции они образовали торговый поселок, из которого выросла улица Купеческая (теперь улица Ленина) разросшейся к тому времени деревни. В какой-то момент обходиться без своей церкви стало просто неудобным и, было принято решение о строительстве в д. Мишкиной православной церкви. Средства на постройку храма собирали всем миром. Наиболее активные жертвователи получили благословение епископа. В журнале «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1907 г. имеется запись: «Его преосвященством, Преосвященнейшим Иоакимом Епископом Оренбургским и Уральским, преподано Архипастырское благословение: ... крестьянам Павлу Горнову, Илье Кудинову, Дмитрию Шишкину, Алексею Талыкову, Василию Кондакову, Никандру Никольскому, Федору Павлову, Ефиму Бутакову, Михаилу Хлыбову ... за пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907 года». (ГАЧО, О.Е.В., 1907 г., с.145). Церковь была построена в 1907 году на высоком месте, у начала новых улиц Церковной и Базарной. За образец была взята Воскресенская церковь в г. Шадринске (построенная в 1880 г.). Росписью храма занимались живописцы г. Шадринска. Так как церковь решили назвать в честь Святой Троицы, то, и освящена она была в 1908 году накануне этого праздника. Первым священником был о. Виталий Шмотин (до этого служивший в церкви с. Островного), дьяконом поставлен был переведенный из с. Варлаково Николай Грунцевский. Согласно метрическим книгам в 1908 году в Мишкино родилось 225 человек (131 мужск. и 94 женск. пола), умерло 128 (муж. - 73, жен. - 55), сочетались браком 38 человек. До 1917 года именно церковь занималась регистрацией рождений, смертей и браков. Лишь после принятия декрета ЦИК и СНК от 18.12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» в стране начали формироваться органы ЗАГС. Революция 1917 года, как известно, сильно изменила взаимоотношения церкви и государства. Уже первые декреты Советской власти кардинально изменили положение прав церкви и других религиозных организаций. 23 января 1918 г. был принят декрет ЦИК и СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Согласно этому документу, каждому гражданину РСФСР предоставлено право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Для удовлетворения религиозных потребностей верующих здания и предметы культа передавались в бесплатное пользование религиозных обществ. Из ведения церкви изъята регистрация актов гражданского состояния. Государственные и общественные мероприятия не должны сопровождаться религиозными церемониями и обрядами, отменялись религиозная клятва и присяга. Было организовано движение «воинствующих безбожников», в массовом порядке закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции. 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет о принудительном изъятии церковных ценностей, начались суды над священниками. Религиозность стала рассматриваться как разновидность гражданской неблагонадежности и неполноценности. Активную антирелигиозную пропаганду проводили комсомольцы. Они вели разъяснительную работу среди населения, ставили спектакли антирелигиозного содержания, некоторые даже приходили в храмы во время службы и мешали ее проведению, выкрикивая антирелигиозные лозунги. В дни церковных праздников старались организовать работы или какие-либо мероприятия, и все для того, чтобы отвлечь народ от религии. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. Статья 124 ее гласила: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Если Конституция 1918 года признавала за всеми гражданами равное право как на религиозную, так и на антирелигиозную пропаганду, то в Конституции 1936 г. за религиозными организациями и верующими признавалось лишь право на свободу отправления религиозных культов, а пропаганда религиозных взглядов и учений исключалась. Разрешена была лишь антирелигиозная пропаганда. В связи с этим пострадали многие духовные лица и верующие. Не обошли стороной эти события и Мишкино. Так в ноябре 1936 года были арестованы священник Мишкинской церкви о. Василий Николаевич Половинкин, а также член церковного совета Т.С. Пономарева и церковный староста А.П. Анкудинова. Их обвинили в антисоветской и религиозной агитации. Отец Василий Особым Совещанием НКВД СССР от 7.06.1937г был приговорен по ст.58-10,11 к 5 годам лишения свободы. (Реабилитирован Курганской облпрокуратурой 07.04.1989). Татьяна Степановна Пономарева, в свои 64 года, тогда же была приговорена по ст.58-10 к 3 годам ссылки в Казахстан (реабилитирована 21.04.1989), а Анна Петровна Анкудинова по ст.58-10 приговорена к 2 годам гласного надзора по месту жительства (реабилитирована 07.04.1989). Всего по Мишкинскому району по 58 статье были осуждены 14 священников и других верующих (это только по данным ГУ ГАКО). В мае 1937 года, в течение месяца, на всех предприятиях и в организациях Мишкино проходили общие собрания трудовых коллективов по вопросу о закрытии церкви в с. Мишкино. Как правило, решение принималось единогласно - закрыть, лишь в протоколе общего собрания трудового коллектива Мишкинского школьного детского дома было отмечено, что три человека высказались против закрытия церкви: Глебова, Кривоногова и Ведерникова (последняя оказалась неграмотной и за нее расписалась М.И.Лесик). Вскоре после этого, церковь в Мишкино решено было закрыть. Колокола были сняты и отправлены на переплавку, часть церковной ограды использована под перила лестницы средней школы, а в самом здании был устроен склад отрубей. В 1940 - 1946 гг. в бывшей церкви располагался зерносклад Госстрахфонда. Великая Отечественная война несколько изменила отношение к церкви. Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа, заставило сплотиться всех, чтобы общим совместным усилием дать отпор сильному и жестокому врагу. Церковь, как институт, получила возможность восстановления, хотя и в известных пределах. Синоду было разрешено выбирать патриарха. В то же время СНК СССР учредил новый Совет по делам Русской православной церкви, который должен был представлять в правительстве интересы церкви. Был разрешен выпуск «Журнала Московской патриархии», хотя его распространение было ограничено, а содержание подвергалось цензуре. В январе 1945 г. был принят новый устав, восстанавливающий организационную основу православной церкви, в 1946 г. вновь открылись семинарии. В августе 1945 г. СНК СССР предоставил религиозным организациям права юридического лица в части аренды, строительства, покупки в собственность для церковных нужд домов, транспорта и утвари. В годы войны возрос интерес населения к религии. Люди, прошедшие через суровые испытания военного времени, потерявшие близких и родных, стали искать утешения в храмах. Впервые после 1917 года, в нашей стране стали строиться и открываться церкви. Еще в военном 1944 году была построена небольшая церковь на территории Магнитогорского металлургического завода. Ее во внерабочее время построили сами рабочие, конечно, с разрешения дирекции завода и советского правительства. «Одним из строителей церкви в Магнитогорске был Мишкинский трудармеец, плотник Тимофей Николаевич Антонов (1884 - 1967), награжденный медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Его жена, Анна Андреевна, жившая тогда напротив закрытой мишкинской церкви (дом №5 по ул. Победы), горячо восприняла известие об открытии церкви в Магнитогорске и посетила с этой необычайной новостью много семей мишкинцев. В канун 1945 года А.А.Антонова, 20 вдов и два старика, участника строительства мишкинской церкви, послали заявление в СНК СССР о разрешении вновь открыть церковь в р.п. Мишкино. 3.04.1945 г. М.Виноградов, уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Курганской области, сообщил гражданке Антоновой: «Ваше заявление Совнарком направил в г. Курган на рассмотрение. Сообщаю, что: постановления СНГ СССР от 28.11.1943 г. за №1325, 2. собрание верующих может быть собрано только после того, когда правительство разрешит открыть церковь в поселке Мишкино». Узнав об открытии 11 мая 1946 г. Шадринской Воскресенской церкви (на ул. Вокзальной), мишкинцы вновь пишут в Москву, а Анна Андреевна «по делам открытия церкви в Мишкине» ездит в Курган и Челябинск. Наконец, в начале марта 1947г. здание церкви (без домов священника и дьякона) возвращено верующим и быстро приведено в порядок. Из домов мишкинцев в церковный иконостас были принесены иконы. За выделение досок и бруса на восстановление каркаса иконостаса был приглашен в Мишкинский РК КПСС и отмечен строгим выговором зав. Столярной мастерской артели «Единение» Я.Р.Андреюк, фронтовик, награжденный тремя орденами. Мишкинская церковь была вновь открыта и освящена в канун праздника Святой Троицы в мае 1947 года приехавшим из г. Шадринска священником Михаилом Павловичем Бирюковым». (Сычев А.П. Мишкинская Свято-Троицкая церковь//Малая родина - Мишкинский район: Очерки истории.- Курган, 1998.- С. 86-87).
Потепление отношений продолжалось недолго. В 1959 г. была развернута антирелигиозная кампания, санкционированная Н.С. Хрущевым. Новое наступление на церковь продолжалось до 1964 г. и велось под лозунгом уничтожения «сталинских пережитков». В этот период церковь утратила 2/3 своих институтов. К 1961 г. количество религиозных организаций в стране сократилось с 20459 до 16050, а к 1971 г. - до 11749. В Мишкино зарегистрировано религиозное общество при Мишкинской Свято-Троицкой церкви. Прихожанами Мишкинской церкви являются жители Мишкинского, Юргамышского, Альменевского и Целинного районов. Для управления делами религиозного общества избран исполнительный орган в количестве 4 человек и ревизионная комиссия из 3 человек. Клир (штат) Мишкинской церкви состоит из 4 человек. При церкви имеется церковный хор - 9 человек и так называемая «двадцатка» (актив) религиозного общества - 20 человек. Возраст членов религиозного общества: староста - 72 года, председатель ревизионной комиссии 76 лет, возраст «двадцатки» - до 50 лет - 1, 51-55 - 1, 56-60 - 4, 60-70 - 6, старше 70 лет - 8 человек. Священником в то время был о. Василий - Василий Васильевич Гомзиков (1917 - 1992 гг.). Окончив ФЗО, он несколько лет работал на заводах Урала. В 1946-1954 гг. работал на заводе в Кургане. Часто посещал церковь (в то время в Кургане была единственная действующая церковь в поселке Рябково), и постепенно пришел к мысли посвятить свою жизнь служению Богу. После окончания Загорской Свято-Сергиевой Духовной академии в 1958 году он был поставлен священником в с. Звериноголовское. С 1964 по 1989 гг. он - настоятель Мишкинской Свято-Троицкой церкви. Отец Василий оставил по себе добрую память. Многие мишкинцы помнят о нем как о добром пастыре, чутко относящемся к проблемам и нуждам верующих. Похоронен он был в ограде церкви, справа от алтарной части. С началом «перестройки» верующие и религиозные организации получили возможность участвовать в общественной жизни страны. Верховным Советом СССР от 1.10.1990 г. и РСФСР от 25.10.1990 г. принимаются Законы соответственно «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», которые значительно расширили права и свободы в области религиозных отношений. 1993 год. Принята новая Конституция Российской Федерации. 19 сентября 1997 г. Государственная Дума РФ приняла Федеральный Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». Закон провозгласил принцип уважения всех основных религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом признал особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. С 1989 г. настоятелем Мишкинской церкви служит о. Алексей Фасола. Родился он в Молдавии в семье верующих. Окончил Духовную семинарию в г. Загорске (Сергиев Посад). В Мишкино начинал работать еще на практике, при отце Василии. Службу свою в Мишкинской церкви о. Алексий начал в трудные годы перестройки, в тяжелой экономической ситуации. Многие еще помнят как это было: рост цен, невыплата зарплаты и пенсий. Зато в стране объявилось множество различных сект и лжеучений. Все это нужно было преодолеть. За годы служения. О. Алексий сделал немало для церкви: были приобретены колокола и вновь над Мишкино звучит колокольный звон, был произведен ремонт системы отопления церкви, построены часовни в поселке Юргамыш и в с.Восход и многое другое. О. Алексий сумел заслужить уважение прихожан и руководства Епархии, не случайно он с рукоположен в благочинные Западного округа. Сегодня у церкви немало проблем, в основном, финансового характера, однако, если мы не отступимся от веры, то церковь наша будет стоять еще не один век. В заключение, хочется поздравить нас всех с тем, что в нашем поселке вот уже сто лет существует церковь, что она не была разрушена в годы борьбы с религией и сохранилась, единственная из церквей района. Волкова Т.И., директор Мишкинского районного историко-краеведческого музея (Электронную версию материала подготовил Суханов М.В.).
На средства прихожан - их даяниями и трудами
|