Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Багрецова Наталья Львовна arrow ГОЛОС ПРОШЛОГО
ГОЛОС ПРОШЛОГО
25 ЯНВАРЯ 1992 года № 3 (7873)

Газета «Искра», пос. Мишкино Курганской области.

 

ГОЛОС  ПРОШЛОГО

 

                                      ЛИСТАЮ СТРАНИЦЫ ГАЗЕТЫ «ГОЛОС

                                      ПРИУРАЛЬЯ» ЗА 1909 ГОД. ЧЕМ ЖИЛИ НАШИ

                                      ПРЕДКИ ТОГДА, 82 ГОДА НАЗАД? ЧТО ИХ

                                      ВОЛ­НОВАЛО?

                                                                                     Н.Л. Багрецова

 

       ГДЕ-ТО далеко, в Петербурге, заседает Дума, идет бурное обсуждение Сто­лыпинской земельной реформы. А в Приуралье пишут о кражах лошадей (очень много), о подкидышах (тоже много), о кровавых драмах и преступлениях. На восто­ке, со стороны Акмолинской губернии, ма­ячит зловещая угроза скотской чумы, с запада непрерывным потоком текут тысячи переселенцев. Ждут холеры.

     Чего стоит такая краткая заметочка (№17, 22 февраля): «В столице за сутки заболе­ло     холерой     19     человек.     Умерло     6».

Это - в столице! Зимой! А что будет ле­том, в жару?...

       Резкое оживление экономики Приуралья вызвало открытие Сибирской же­лезной дороги (в этом году отмечается 100-летие начала строительства). До Че­лябинска дорога была доведена в 1893 году, до Кургана - в 1894-ом. На станциях строятся элеваторы, паровые мельницы. Бурно растет торговля хлебом. На участ­ке Челябинск-Омск в день загружают хлебом в среднем по 110 вагонов, а в на­иболее напряженные периоды - по 300. Снаряжаются специальные «масляные» поезда. Рефрижераторов еще не было, их заменял лёд, в больших количествах заготовляющийся зимой. Сибирское масло везли в столицу и за границу.

Мясо же, т. е. скот, везли живьем. Пог­рузка скота осуществлялась только на опре­деленных станциях - в Мишкине, Петухове, Петропавловске и Омске. Были строго определены пути прогона скота из глубинных районов к этим станциям, организовано клеймение его, карантины. В Юргамышском районе мне приходилось слышать присловье: «здоров, как линейский бык». Оказывается, че­рез   те   деревни   гнали   на   Мишкино   гурты быков с казачьей «линии» (Озёрное, Прорыв, Звериноголовское и др.). Быки отличались величиной и упитан­ностью.

       Вот так описывает транспортировку скота газета: «Нынешним летом ожидается перевоз рогатого скота из областей Западной Сибири, для нужд столицы, отчасти для экспорта за границу. Отправление  рогатого     скота     из     Сибири с каждым годом значительно увеличивается..., а ныне ожидается значительная партия свиней. Для этой живности на известных станциях устраива­ется водопой, вода приносится в вагон в вёдрах. Рогатый скот (в основном быки) «ведет» себя в вагонах весьма неспо­койно, бывают случаи забодания одним дру­гого... В вагоне помещается обыкновенно 10 голов, они привязываются отдельными тол­стыми веревками к особым брусьям. Сви­ней размещают в двухъярусных вагонах - всего по 20-25 штук на вагон».

       Трудно представить: сколько надо было везти корма, сколько обслуги! Или так четко надо было организовать и корм­ление, и водопой на определенных стан­циях! Убеждена, что попробуй мы сейчас ор­ганизовать такой скотский поезд, довез­ли бы до Петербурга половину.

 

        В  ПРИУРАЛЬЕ было много ежегодных ярмарок. Одна из них именова­лась крещенской и проходила в селе Воскресенском (ныне Кирово). Вот как описывает ее газета: «Наша так называемая Крещенская яр­марка прошла без особых инцидентов. Замечалось отрадное явление: общее чи­сло пьяных в сравнении с прошлым бы­ло меньше. Из более серьёзных дел было сос­тавление протокола на обвес шадринским купцом Левковичем продавца кудели и постановление об уничтожении недоб­рокачественной рыбы в количестве 7 пу­дов, составленное приставом».

       Мишкино, как железнодорожная стан­ция, да еще с особыми полномочиями по погрузке скота, быстро выделялось среди остальных деревень района. Здесь был фельдшер (железно-дорожный), ветеринар­ный врач (он же и агроном), открылась аптека, работала паровая мельница, была школа. Интересная словесная дуэль произошла между ветврачом В. Г. Беляе­вым и аптекарем В. Якобсоном на стра­ницах «Голоса Приуралья». Ветврач, позванный к больной лошади, явился в ап­теку за лекарством, но не застал аптекаря: он уехал в д. Клопово в гости. Воз­мущенный Беляев написал критическое письмо в газету. Лошадь пала. А если бы дело шло о человеке? Свою заметку он подписал, как тогда было принято, псе­вдонимом «-рь». В. Якобсон жил. в Миш­кине недавно и не знал, что в деревне есть     ветеринар    с    дипломом.     Не     отрицая своего отсутствия в аптеке, он, будучи  задет критикой на наинственного «-рь»: «...В Мишкино нет ветеринарного врача, и лечатздесь крестьянский скот, да и самих крестьян господа коновалы.

В    аптеку  мог  приехать  или  коновал, или «бабушка», или «дедушка» и тому подобные господа «врачи»... Я все­гда боролся, борюсь и буду бороться про­тив лечения больных сими господами, и поэтому, если бы даже аптека и была открыта, то я ни в коем случае не отпус­тил бы сулемы «лекарю», как ему этого хо­телось...». 

       Воображаю, как неуютно он бы себя чувствовал, когда бы выяснилось, что ветврач в Мишкине всё же существует. И как он мог этого не знать, отпуская лекарства по подписанным врачом рецептам!

ВОТ ЕЩЕ  одна  картинка  мишкинской жизни,   написанная   явно   критическим пером: 

                                                «Пожар»

«С начала весны начались и пожары. 12 апреля здесь случился пожар. На око­лице села загорелся навоз от самовоз­горания. Он вывозился из села всю зи­му и сбрасывался где попало и как по­пало... От времени он нагрелся... Ветром, бывшим 12 числа, его раздуло.

Так как пожар случился в праздник, то собралась огромная толпа народу. У пожарного же обоза, наоборот, людей не было. По случаю праздника вся команда разбрелась по домам. Через полчаса по­сле того, как загорелось уже как следует и стало угрожать близстоящим домам, при­везли пожарную машину. В худую машину бы­ла впряжена худая жеребая кобыла, пону­каемая ударами хлыста. Рядом бежавшие ребятишки обгоняли это несчастное жи­вотное. Минут через 10 приехала бо­чка тем же манером. За бочкой минут через 15 еще привезли другую машину. Появи­лось еще две бочки с водой - частных хозя­ев. Опустили всасывающий рукав маши­ны в бочку и начали качать. Охотников качать нашлось много, но поршни рассохлись и не подавали воду. Кишка, выбра­сывающая воду, оказалась с дырой, и, ко­гда поршни взяли, всех участников обли­ло водой. Между тем, благодаря находивше­муся в нескольких шагах водоему, бабы усер­дно таскали воду ведрами и залили го­рящий навоз...

       У нас до сих пор еще не знают цены на­воза, особенно там, где много леса. В Че­лябинском уезде, хотя нет еще острой нуж­ды приготовлять из навоза топливо, за­то явилась уже нужда в удобрении полей. Земли пахотной, сравнительно с лесом, мало. Отдыхать ей нет времени, а удобре­ния она не получает. Урожаи плохи, хотя здесь они могли бы быть гораздо лучшими».

      СЛУЧАЛИСЬ ли на территории  нашего района «кровавые трагедии»?

      Вот сообщение: «27 декабря око­ло деревни Клоповой Карасинской во­лости зарезаны женщина и девочка. По­следняя была найдена зарезанной в лесу отстоящем от дороги в 100 саженях... У женщины взяты бывшие при ней 9 р. 60 коп. Убийца не обнаружен. Местное население взволновано этим зве­рским убийством. За последнее время здесь стали нередко наблюдаться случаи напа­дения на проезжих, и ездить без оборо­ны стало опасно».

       А вот и совершенно из ряда вон выходя­щее событие. «Передают, что в Мишкино 19 апреля разыгралась крова­вая драма: на происходившем в здании школы собрании попечителем этой школы Щарапиным,    членом    Челябинского   биржевого общества, тремя выстрелами из браунинга убит административно-ссыльный  Морозов. Причиной убийства послужили прения, во время которых Морозов

позволил перейти на личную почву и  коснулся интимных сторон жизни Шарапина»..

       Ничего  себе  нравы:   попечитель школы с браунингом...     И     какая скорость решения: на  оскорбление  отвечаю выстрелом! Как в рыцарском романе...

      НУ, РАЗ коснулись школьной жизни, несколько слов  на эту  тему. К сожалению,   в   газете  отражаются  в основном негативные    факты.    Вот    письмо, в котором   он   слезно   описывает, как несколько     раз     «просил»     атамана выплатить  причитающееся    ему    жалование, но деньги    не    выплачивались    по  полгода и более.    Городская    дума    решает стипендию  для     нуждающихся    учащихся в реальном училище не учреждать - это дело второстепенное.    Пусть    министерство Просвещения   учреждает,   а   не   город.

       В селе Введенском   (Курганского   уезда)   происходил экзамен образцовой      церковно-приходской школе.  Дети   не   знали,   что   экзамен затянется на весь  день,  не  взяли с собой поесть, сидели до   вечера   голодные   и   с головной болью,Благочинный     же     и     священник,задавали письменные      работы, уходили завтракать, обедать и ужинать к  местному священнику на именины.

       Экзаменам же посвящена и пространная заметка о приезжем городском инспекторе в М-ской народной школе (возможно,  Мишкинской): «Экзаменатор».

       «Нужно с горечью сознаться, что даже в  наш культурный просвещенный 20-ый век  много еще есть таких педагогов, которые считают своей непременной обязанностью относиться к экзаменам, как инквизиторскому суду, обращая проверку знаний учеников в какую-то пытку.

       Вот один из печальных фактов недалёкой действительности.  В      М-ской народной школе   идет   экзамен.    Приехавший из города экзаменатор  чувствует себя не в духе и  «режет»   несчастных  учеников на каждом слове,    стараясь поставить детей в тупик своими      неожиданными и черезвычайно туманными    вопросами.    Слушает, слушает ответ   ученика   да   вдруг  спросит: «Как тебя зовут?» - «Павлом». - «А что такое Павел?» - ученик  сначала задумывается, а потом   неуверенно   произносит:  «Имя».  «А что  такое   имя?»   -   задает новый вопрос неукротимый  экзаменатор. Молчание. Ученик   сбит   с   толку   и   не знает, что ответить.   -   «Вот,   если   бы  ты почаще заглядывал   в   календарь, то   знал бы, что такое  Павел.  А  то  носишь  имя святого, а не имеешь    никакого    понятия, о оно значит!» - решает мудрый экзаменатор.

       Выходит    отвечать    другой ученик. Говорит  известное      стихотворение «Кто он?» -    «...    по    тропиночке лесной ехал всадник,    вкруг    все    дико, ель сосна да мох    седой...»    -    «А    ну-ка, покажи на карте,   где  это  «все  дико»?» Мальчик робеет, напрягает всю память, но никак не может вспомнить. «Что  же  ты  задумался, покажи на карте  то  место,   где   «все  дико!»  «Ну?»   -   нетерпеливо мычит экзаменатор.      Мальчик      начинает плакать. 

- «Что   же   ты   ревешь?   Что я, кусаюсь, что ли?» - Мальчик      плачет сильнее.

       Экзаменатор обращается к другому ученику и начинает спрашивать    его    по    закону божьему.

   - Расскажи   мне   о  сотворении мира.

       Ученик    толково   рассказывает.  

   - А что сотворил  Бог  в  седьмой  день? 

   - В седьмой день он   ничего   не   творил и получил от дел   своих.    

   - Что   же   он   всё-таки делал?

   -  Ничего.    -

   - Так-таки ничего?  А  может  быть, что-нибудь и делал?

   -  Нет, ничего.

   - Как же так ничего? Что  же   он -  спал, сидел или гулял?

      Молчание.    Ученик    тоскливо и робко бегает   взглядом   с   предмета   на предмет, потупляет глаза и тоже,  как товарищ  его

готов   заплакать. - «Что   же ты молчишь?    Говоришь,    что    Бог    ничего не делал в 7-й день, но ведь нельзя же ничего не делать.   Может  быть,   он   спал?»   - «Спал», - еле-еле произносит     сбитый с толку ученик. «Ну вот, видишь, какую еруду ты говоришь!

Значит, по-твоему выходит, что Бог был лентяй? Как же это так?» - Ученик плачет.

       «Культурный» экзаменатор чувствует себя неограниченным господином положения и продолжает  пытать обреченных ему жертв - сознавая, что его вопросы не экзамен, а какое-то бесстыдное глумление над маленькими    беззащитными    людьми...

       Ведь у них,  детей темной русской деревни, так мало бывало в жизни радостей, так мало светлых дней! Зачем же еще увеличивать горькие часы их существования, зачем лишний     раз     заставлять     их     плакать?

       Заметка подписана  «В. Н.»    Видно,    что автор присутствозал     на     этом     экзамене. Кто он? Учитель?    Священник?    Ясно лишь

одно, что он глубоко сочувствует детям «темной русской деревни».

                                              

                              Подборка материала Н. БАГРЕЦОВОЙ. 1992 год.

                              Эл. версия О. Щетковой, 29 июня 2008 года
 
След. »

 
 
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краевед из Юргамыша Плотников С.В.
"Поставим памятник деревне". Усманов В.В.
Багазеев Иван Викторович
Багрецова Наталья Львовна
Варлаков Павел Валерьевич
Горбунов Максим Петрович
Иванова Людмила Юрьевна
Канунников Алексей Александрович
Князев Павел Геннадьевич
Корнев Юрий Иванович
Кузьмин Анатолий Дементьевич
Лазуко Наталья Анатольевна
Павлов Николай Борисович
Пичугов Дмитрий Геннадьевич
Подкорытова Лидия Георгиевна
Суханов Михаил Владимирович
Сухина Елена Николаевна
Сычёв Александр Павлович
Толстых Николай Юрьевич
Случайное изображение из галереи
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО