Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100

Е.Н. Сухина. Из истории рода Гридиных на Урале
  Конец ХХ в. в России отмечен всплеском интереса к генеалогии, и это вполне объяснимо. Стремление узнать о своих предках, составить родословную - не просто дань моде или сиюминутный порыв. На наш взгляд, это естественное желание русского человека соединить ту "связь времён", которая так безжалостно распадалась в России и в XVII, и в XX вв.

Для архивистов региональных архивов генеалогические запросы - сравнительно новый вид работы. Опыт и знания, приобретаемые в ходе такого исследования, кажутся нам очень поучительными и полезными для тех, кто будет заниматься этим в будущем: и для работников архивов, и для любого человека, интересующегося своими "корнями". Именно поэтому мы решили поделиться своим опытом исполнения генеалогического запроса*.

Одна из посетительниц Госархива Челябинской области, родом из Челябинска, но давно живущая в Москве, обратилась к нам с настойчивой просьбой найти любые сведения о её родных, проживающий в Челябинске до революции 1917 г. Сведения, предоставленные ею, были достаточно скудны. Семья Гридиных (дед и бабушка нашей посетительницы) проживала в начале XX в. в Челябинске. Василий Анфимович Гридин и его жена Анна Васильевна (урождённая Башкова) имели пятерых детей (были известны их имена). Мать Василия Анфимовича звали Ирина Абрамовна. Был указан и приблизительный адрес, где жила семья. Вот от такой информации нам и пришлось отталкиваться.

Хотелось бы сделать предварительное замечание. У каждой области России своя история и свои особенности. В первую очередь это касается национальной, религиозной, сословной принадлежности людей, населяющих конкретный регион. Если вести речь о Южном Урале, или, выражаясь языком старых документов, о Челябинском округе, то местные жители были в основном православными христианами, значительная часть которых перешла в лоно официальной церкви из так называемого старообрядчества; собственно старообрядцами, причём самых разных "толков" и "согласий", большая часть из них - выходцы из различных регионов европейской части России. По сословной принадлежности: государственные крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством; казачество, преимущественно также из крестьян; приписные к заводам крестьяне; мещанство и купечество (в городах). Всё это надлежало учитывать при проведении генеалогического исследования.

Основным источником для нас стали метрические книги православных церквей, представленные в Госархиве Челябинской области в достаточно полном объёме. На начало XX в. в г. Челябинске было три православных храма: Христорождественский собор, Свято-Троицкая и Рождество-Богородицкая церкви. Зная имя старшего ребёнка и год его рождения -
1900-й, мы начали просмотр метрических книг именно с этого года и выяснили, что пятеро детей Василия Анфимовича и Анны Васильевны Гридиных были рождены в течении 14 лет: Леонид (1900), Владимир (1903), Нина (1906), Александр (1908), Тамара (1913). Четверо из них были крещены в Христорождественском соборе, а один, Владимир, в Рождество-Богородицкой церкви (церковь при железной дороге). Из метрических записей о рождении детей мы выяснили сословную принадлежность родителей - мещане, их вероисповедание - православные христиане. Но самую ценную информацию мы получили из графы "восприемники", или крестные детей. Во-первых, у всех детей один из крестных был близким родственником по отцу или по матери. Это родные сестры Василия Анфимовича Гридина: "челябинская мещанская девица" Татьяна Анфимовна Гридина, "крестьянка Метелевской волости" Варвара Анфимовна Кучина, "жена потомственного почётного дворянина города Могилёва" Наталья Анфимовна Вержбицкая (муж последней - Василий Александрович Вержбицкий был также крестным отцом одной из дочерей Гридиных - Нины). Сестра матери, Анны Васильевны, - "мещанская девица" Антонина Васильевна Башкова была крестной Тамары. Нужно отметить, что сведения о крестных были нами использованы и при дальнейшем поиске.

Среди других восприемников - люди самых разных сословий: "отставной унтер-офицер из крестьян Курской губернии", "Устюжской станицы и села дьякон", "крестьянская жена Харьковской губернии" (была крестной вместе с дворянином Вержбицким), почтово-телеграфный чиновник. Уже на самом раннем этапе исследования мы столкнулись с одной характерной особенностью: среди самых близких родственников оказались представители различных сословий - крестьяне, мещане, дворяне. Нами это было воспринято как веяние времени - шел XX век.

В метрической книге за 1906 год мы обнаружили запись о смерти мещанина Анфима Феоктистовича Гридина в возрасте 67 лет. Это позволило нам выяснить имя отца Василия Анфимовича и определить, хотя и приблизительно, его год рождения. Тут следует заметить, что возраст умершего, указанный в метрической книге, не всегда точен, особенно если крестили и отпевали одного и того же человека в разных церквях, тем более - в разных местностях. Так было и в нашем конкретном случае: мы предполагали год рождения Анфима Феоктистовича - 1839-й, а запись о рождении нашли в метрической книге за 1837-й. Но об этом позже.

По имеющимся в архиве спискам выборщиков во 2-ю Государственную думу за 1906 г. мы определили, что Василий Анфимович Гридин принадлежал в это время к мещанскому сословию и работал на железной дороге "агентом передачи", а также владел недвижимым имуществом стоимостью 350 рублей. Именно последнее обстоятельство и давало ему право голосования. В списках 1917 г. в графе "род занятий" было указано - "колбасный завод". К слову сказать, внучка Василия Анфимовича при знакомстве с этими материалами вспомнила, что дед рассказывал им о том, что он владел до революции этим заводом, но? по её словам, она относилась к этому недоверчиво, как к фантазиям пожилого человека. На самом деле любые семейные предания очень важны, пусть даже они противоречивы и не всегда точны. Такая информация может помочь при поиске весьма неожиданным образом. В архиве сохранились так называемые "раскладочные ведомости", в которых содержатся сведения о недвижимом имуществе жителей Челябинска до 1916 г. По раскладочным ведомостям за 1916 г., семья Гридиных (главой семьи указана Ирина Абрамовна Гридина - мать Василия Анфимовича) владела следующим имуществом: "Дом по улице Солдатской, 6; количество земли - 238,85 квадратных сажень. Дом деревянный в 5 комнат, крытый железом; амбар, погреб и конюшня, крытые тесом. Стоимость - 350 рублей". Интересно отметить, что с этого имущества семья платила в указанном году следующие налоги: городской оценочный налог - 3 р. 50 коп.; "в пользу земства: губернского - 2 р. 07 коп., городского - 1 р. 16 коп.".

Дата рождения первого ребёнка у Василия Анфимовича и Анны Васильевны Гридиных дала нам представление об их возрасте (приблизительно), но записи об их бракосочетании мы не обнаружили, хотя нами были тщательно просмотрены все метрические книги челябинских церквей за последнее десятилетие XIX в. Возможно, бракосочетание проходило на родине невесты - в городе Сарапуле Вятской губернии. Анна Васильевна Башкова-Гридина была родом оттуда, что было нами определено из метрических книг по сведениям о крестных.

Следующей нашей задачей был поиск сведений о родителях Василия Анфимовича Гридина - Анфиме Феоктистовиче и Ирине Абрамовне; о его предполагаемых братьях и сёстрах. Нам было известно, что родители также проживали в г. Челябинске, причём имели с семьей сына общее имущество. И второй этап нашего поиска мы начали с "раскладочных ведомостей". Посмотрев их в обратной последовательности - с1916 г., мы обнаружили, что первое упоминание о Гридиных в Челябинске относится к 1872 г.: солдат Анфим Гридин владел деревянным домом, погребом и огородом, общей стоимостью 30 рублей. Эта дата - 1872 год - стала для нас "ориентиром": с неё мы начали просмотр метрических книг Христорождественского собора, точнее, с 1870 по 1899 г., с целью поиска возможных сведений о семье. В результате было выяснено, что у Анфима Феоктистовича Гридина и его жены Ирины Абрамовны (в девичестве - Падериной) в Христорождественском соборе было крещено шестеро детей: Василий (1872), Николай (1874), Наталья (1875), Владимир (1879), Мария (1881), Татьяна (1886). Одна из девочек, Мария, умерла в возрасте шести месяцев от коклюша. Тщательное изучение метрических книг дало много ценных сведений о семье. Так, в 1872 г., при рождении Василия, его отец был "Челябинской уездной команды рядовым"; в 1874-м - уже "бессрочно-отпускным солдатом", а в 1879-м - отставным солдатом. Как всегда, много почерпнули из графы "восприемники". Так, муж старшей дочери Гридиных, Варвары Анфимовны, был крестником одного из детей. Но сведений о рождении самой Варвары мы не обнаружили. Из этого мы сделали вывод, что дата 1872, первое упоминание о Гридиных в сохранившихся Челябинских документах, - это приблизительно то время, когда семья перебралась на жительство в наш город.

В этом месте нашего расследования мы хотели поставить точку, так как информации о том, откуда прибыли Гридины в Челябинск, мы не имели. И тут во многом помогла интуиция, так как в ходе исследования мы обратили внимание на несколько моментов. Достаточно редкие имена родителей - Анфим Феоктистович и Ирина Абрамовна, очень тесные семейные связи, нераздельное имущество двух поколений большой семьи (с 1872 по 1916 г.), строгое следование святцам при наречении имён, ряд других обстоятельств заставляли нас предположить, что старшее поколение Гридиных было из старообрядцев. Это была, конечно, гипотеза, но мы решили её проверить. И тут необходимо сделать важное пояснение. Как известно, ряд старообрядцев перешли в лоно официальной православной церкви через единоверческую церковь. Единоверческую церковь учредили по указу Александра I в 1800 г. и по инициативе Московского митрополита Платона. Старообрядцы, присоединившиеся к единоверческой церкви, должны были принимать священников Русской Православной Церкви и подчиняться Святейшему Синоду, но имели право следовать древним церковным обрядам. В Челябинской округе в XIX в. было открыто несколько единоверческих церквей, и их метрические книги сохранились в нашем архиве. При работе с метрическими книгами как православной церкви, так и единоверческой необходимо знать: при крещении старообрядца в православной церкви в записи всегда указывалось - "из раскола"; при крещении старообрядца в единоверческой церкви или единоверца в православной ссылок на "раскол" не было. Зная приблизительно год рождения Анфима Феоктистовича Гридина - 1838-1839-й, мы решили выяснить, какие единоверческие церкви в это время существовали в Челябинском уезде. Оказалось, что это была единственная на то время Спасская церковь села Сладкие Караси. Мы начали просмотр с 1836 г. и уже в первой метрической книге обнаружили запись о рождении Семёна Феоктистовича Гридина в семье государственного крестьянина Таловской волости Челябинского уезда села Введенского Феоктиста Кирилловича Гридина и его жены Феклы Осиповны, "оба единоверческого вероисповедания". Это была несомненная удача и абсолютная случайность. И это стало важнейшим поворотным моментом в нашем исследовании: Гридины были из старообрядцев и до прибытия в Челябинск являлись государственными крестьянами села Введенского Челябинского уезда. Первые метрические книги Спасской церкви датируются 1828 г., со времени открытия самой церкви. При тщательном просмотре книг первая запись о семье Гридиных была нами обнаружена за 1831 г. - о крещении Григория Феоктистовича Гридина в возрасте пяти лет. Причём крестными были родственники - Андрей и Домна Гридины. Всё это косвенно указывало на то, что хотя бы часть большой семьи перешла из так называемого старообрядчества в единоверие. В 1834 году Феоктист Кириллович Гридин, овдовев, венчался "вторым браком" с Фёклой Осиповной Савуниной, дочерью государственного крестьянина Таловской волости деревни Сухановой Иосифа Фотиевича Савунина. У них родилось 10 детей: Семен (1836), Анфим (1837), Дмитрий (1839, умерший тогда же "от родимца"), Анна (1840), Акилина (1843), Климент (1845), Глафира (1848), Дмитрий (1850, умерший в трёхлетнем возрасте от оспы), Пётр (1853) , Семён (1856). Все восприемники при крещении детей были из крестьян, большая часть их носила фамилию Гридиных, они являлись жителями близлежащих селений - село Введенское, село Сладкие Караси, деревня Пестова. Было очевидно, что Гридины к тому времени прожили в Челябинском уезде достаточно долго. В 1862 г. в селе Введенском была открыта своя единоверческая церковь - Богородицкая, и часть детей была крещена уже в ней. Здесь же имеются записи за 1864 г. о браке Анфима Феоктистовича Гридина и Ирины Абрамовны Падериной, дочери крестьянина Пермской губернии Красноуфимского уезда Абрама Падерина, "оба единоверческого вероисповедания"; о рождении у них ребёнка - Варвары (1864).

Имя Ирины Абрамовны Гридиной упоминается в метрических книгах Богородицкой церкви несколько раз: во второй половине 1860-х гг. - как восприемницы при крещении детей в других семьях, при этом она именуется "солдатской", то есть своих детей у неё в это время не рождалось, так как муж служил солдатом. А уже в 1871-1872 гг. Анфим Феоктистович и Ирина Абрамовна Гридины перебираются в Челябинск и оседают там.

Итак, на этом наши поиски прекратились в силу отсутствия более ранних документов. Так сложилось, что автор статьи параллельно занималась выявлением документов XVIII в., содержащих конкретные сведения о старообрядцах Челябинской округи. Но никаких упоминаний фамилии Гридиных нам, к сожалению, не встретилось. В "Статистической ведомости" за 1868 г. есть достаточно подробная информация о селе Введенском. В графе "заводы, фабрики и их владельцы" упоминаются всего две фамилии: Крестьянина Василия Смирных (красильня) и крестьянина Петра Гридина (маслобойня). В конце подобного исследования важно наметить дальнейшие пути поиска. Мы предложили нашей гостье из Москвы два адреса, по которым она могла бы обратиться. Первый - Башкирский исторический архив в Уфе, где, по имеющимся у нас сведениям, хранятся ревизские сказки на жителей села Введенского (эту информацию нам любезно предоставил известный челябинский краевед В. В. Поздеев). Второй адрес - РГАДА где также имеются ревизские сказки на жителей селений Российского государства.

В заключение хотелось бы отметить ещё один важный момент. В ходе генеалогического исследования архивисты имеют дело с документами, носящими личный, почти интимный характер, с метрическими книгами. Это требует безусловной деликатности, как и во всех случаях, когда речь идёт о семейной жизни человека, о его религиозных убеждениях. Любой "заказчик" такого исследования вправе рассчитывать на то, что все полученные сведения будут конфиденциальны. Вопрос о вероисповедании при таких поисках принципиально важен. По известным причинам, многие люди среднего и старшего возраста не очень осведомлены о том, какую религию исповедовали их предки, тем более - в какой конкретной церкви последних крестили и отпевали. Не говорим уже о таких вещах, как переход из одной веры в другую, что на Урале встречалось, принадлежность к старообрядцам. Многие и не догадывались о том, что ещё 150 лет назад их деды крестились двумя перстами, не брили бород, а бабушки носили длинные сарафаны. Так произошло и в данном конкретном случае: наша посетительница из Москвы испытала настоящее потрясение, узнав, что её отец и дед были крещены в православной церкви, прадед - в единоверческой, а прапрадед был, естественно, из "раскола". Попутно отметим: часть Гридиных, проживающих ныне в Курганской области, до сих пор сохранили приверженность старой вере. Мы от души признательны Лидии Александровне Леонтиковой (урождённой Гридиной) за то, что она любезно согласилась на публикацию своей "фамильной" истории, так как считаем, что документы, выявляемые в ходе составления родословной, это бесценный материал для изучения подлинной истории России - через призму истории русской семьи.

 

*Работа была осуществлена совместно с археографом Госархива Челябинской области Ириной Николаевной Морозовой.

 

Примечания

1. "Словарь фамилий" даёт следующее толкование фамилии Гридин: "Гридь, гридьба, гриди - называлась боевая дружина князя; соответственно, те, кто в неё входил, именовались гридя, гридня, гридень. Род занятий часто определял фамилию". Хотелось бы добавить, что существует вероятность происхождения этой фамилии от уменьшительного имени Григорий.

2. "Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон" содержит небольшую статью следующего содержания: "Гридины - старинный дворянский род, восходящй к началу XVI ст. в Новогородской области, Орловском и Курском уу. Но в настоящее время имеется только два дворянских рода Гридиных, утверждённых по личным заслугам."

3. В ходе исследования были использованы дела следующих фондов Госархива Челябинской области: И-226 (метрические книги церквей); И-1 ("Челябинская городская дума"); И-3 ("Челябинская городская управа"); И-6 ("Челябинский городовой староста").

4. После выхода этой статьи в 2005 году были найдены новые документы о семье Гридиных в архивах гг. Москвы, Челябинска, Тобольска, Шадринска и др.

 

* Сухина Е. Н. Из истории рода Гридиных на Южном Урале. - Вестник архивиста.- Москва, 2005. - № 1. - С. 145-153.

 
« Пред.   След. »

 
 
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО