Долгое время считалось, что на старом месте остался населенный пункт, который назвали Преображенскими выселками (сегодня на этом месте расположен поселок Беловка Калиновского сельского поселения - прим. авт.), однако, недавно обнаруженные документы заставляют усомниться в этом. В приказе по Оренбургскому казачьему войску № 675 от 3 сентября 1915 года, подписанном генерал-майором Полозовым, говорится: « Журнальным постановлением войскового хозяйственного правления от 31 минувшего августа за №3690 вновь возводимое казаками Беловского поселка Уйской станицы 2 военного отдела на их дополнительном наделе поселение наименовано «Преображенским» с причислением новоселов в административном отношении к поселку Чесменскому Березинской станицы того же отдела» (курсив мой; сведения, безусловно, нуждаются в дальнейшем осмыслении - прим. авт.).
Новое место для своей станицы чесменские казаки выбрали весьма удачное - левый берег реки Тай-Аткан ( именно так в то время официально именовалась наша речка - прим.авт.). Почти вплотную к реке на противоположном берегу располагался большой березовый массив. Его «осколком» в наши дни является березовая роща за Черемушками. А на восток и на юг от станицы тянулась ровная степь. Земли здесь хватало всем казачьим семействам.
Обосновываясь на новом месте, поселенцы начали возводить свои жилища. По началу - все те же землянки, служившие времянками. А рядом закладывались уже капитальные жилища. Первые такие дома были неказистыми, т.н. однокамерными с пристроенными сенями. Такие дома долгое время ставились на «сохи» - вкопанные в землю толстые лиственничные пни. Но нередко, в виду определенного дефицита лиственничной древесины, сохами служили обожженные сосновые бревна. В целях экономии строительных материалов зачастую казаки строили свои дома из сосновых плах (разрубленные вдоль бревна - прим. авт.). В 60-70-ых годах XIX в., когда семейства первых поселенцев «разрослись», началось возведение более сложных по конструкции домов- «связей», «пятистенков», «крестовиков». Такие постройки сохранились в Чесме и поныне. Они прилегают к «плацу» (так было принято называть центральную площадь поселка, на которой располагались церковь, станичная управа, школа - прим. авт.).
Дома строились вдоль улиц. Более поздние постройки выходили на улицу своими торцовыми сторонами.
Покрывались дома «лубьями» (деревом - прим. авт.), соломой и камышом. Специальным указом предписывалось: «...пропитывать крыши домов глинистым раствором, дабы не допустить возгорания...». Позже зажиточные казаки покрывали свои жилища кровельным железом.
«Центральное» место в домах казаков занимала печь. Она, как правило, располагалась слева от входа в дом. Над входом располагались полати. «Красный» угол, в котором размещались иконы, наградные грамоты, а позже и памятные фотографии, располагался по диагонали от входа.
Именно в те далекие годы были заложены современные чесменские улицы Ленина (долгое время, даже после революции, эта улица называлась «Большой» - прим. авт.), Советская, Волошина, Колхозная, 50 лет ВЛКСМ. Квартальная планировка, заметная в центре Чесмы и сегодня, создавалась многочисленными переулками. Одним из таких переулков, называемым Амбарным, была современная улица Чапаева.
Заметим, что вплоть до революции Чесма располагалась только на левом берегу Туеткана. Правый берег стал осваиваться гораздо позже. Приведем документальное описание Чесмы, датированное 1904-ым годом. «Поселок, расположенный на местности ровной, удобной для поселения, и окружен с трех сторон речкой Таяткан и логом Калмыцким. Речка, представляющая границу с южной стороны поселка и которая образуется из близ находящихся от поселка родников, имеет берега пологоспускающиеся и при самом значительном скоплении воды, весною во время таяния снега, как сказалось из расспросных сведений, речка не наносит вреда поселению. Относительно же лога, упомянутого выше, который граничит поселение с северной и восточной стороны можно сказать то, что он, как речка, имеет берега пологие и вода бывает в нем только весною, во время стока, почему относя описания урочища к разряду неопасных для построек...» ( здесь и далее стилистика, орфография и пунктуация оригинала документа сохранены - прим. авт.).
Долгие годы расширение казачьих станиц и поселков сдерживалось вследствие существовавшего запрета на поселение в этих краях лиц неказачьего происхождения. К началу ХХ века в Чесме насчитывалось лишь 267 дворов. Размеры поселка в то время по нынешним меркам были невелики. Так, в деле «по распланированию поселка..., ведения в лета 1904 года младшим землемером Зыковым» сохранился интересный документ, имеющий название «Общественный приговор». В нем в частности говорится: «... Мы, нижеподписавшиеся,... быв сего числа на поселковом сборе при поселковом правлении, в присутствии кандидата ( так в то время называлась должность заместителя атамана - прим. авт.) по атамане нашего поселка казака Василия Корюкина постановили настоящий приговор в том что добавочные поместья для постройки домов желаемо, чтобы были нам прирезаны в низ по речки Таяткан до второго лога в ширину от берега речки до заднего конца поместья Степана Щелокова и частию в верх по речки в линию всего поселка, в том подписуемся...».
К сожалению, пока мы не знаем имен первых атаманов Чесменской станицы. Заметим, изначально атаманы ( тогда они назывались начальниками - прим. авт.) станиц и поселков Новолинейного района назначались «сверху». Это было связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, Оренбургское казачье войско было первым, которое создавалась не стихийно, а по решению властей. Во-вторых, поселенцы были «разноплеменными» и попросту не знали друг друга, и выбрать из своей среды «вожака» не могли. Но уже в 60-ых годах XIX века казаки выбирали себе атаманов сами, но их утверждение проводилось и на уровне полков, и на уровне войскового правления.
В приказе по Оренбургскому казачьему войску от 13 июня 1858 говорилось: «...назначен начальником Чесменской станицы хорунжий Ларион Бектюев» (курсив мой - прим. авт.). Заметим, что через три года в другом уже приказе упоминалось: «...произведен из хорунжих в сотники начальник Чесменской станицы Бектюев».
Интересны, на наш взгляд, и такие приказы: «...20 июня 1859 года перемещен старший писарь №7 ОКП урядник Захар Тотовцев в Чесменское станичное правление, отчислен старший писарь казак внутренней службы Филипп Токарев из Чесменского правления...»;
«...28 июня 1860 года определен на полевую службу №7 ОКП младший писарь Чесменского станичного правления казак Александр Казанцев, перемещен в №7 ОКП полковой писарь Чесменского станичного правления Илья Захаров»;
«...22 января 1861 года произведен в урядники ученик военной школы для офицерских детей №7 ОКП Александр Казанцев. Урядник Остроленской станицы Яков Казанцев определен младшим писарем в Чесменское станичное правление....»
Если говорить о статусе Чесмы, то за всю ее многолетнюю историю положение поселения в административном устройстве не единожды менялось. Изначально это была станица, позже она стала центром станичного юрта. К слову заметим, раньше считалось, что такой статус в свое время имела только Березинская станица. Но вот архивные данные свидетельствуют «....Полковое Правление №7 полка, от 22 февраля 1864 года за № 1173 доносит мне, что существовавшая в Чесменском станичном юрте на людях эпидемическая болезнь горячка прекратилась». (Выписка из рапорта наказного Атамана Оренбургского казачьего войска на имя Генерал-губернатора № 536 от 17 марта 1864 г. - прим. авт.).
Потом Чесменский поселок вошел в состав Березинского юрта, а после 1917 года он в составе Тарутинской станицы. Короткое время поселок Чесменский относился к Бородиновской станице. В 20-ых годах поселок входил в состав...Калиновского сельсовета. Свой современный статус и название Чесма (именно Чесма, а не Чесменская, Чесменский и даже Чесминский - прим. авт.) получила 18 января 1935 года в день основания нашего района.
Мирские и духовные власти Оренбургского казачьего войска понимали, казакам, несшим свою ратную службу, была нужна поддержка церкви, способной укрепить дух поселенцев и способствующая выполнению ими обязательных религиозных обрядов. Первое упоминание о церкви в Чесме относится к 1851 году. Именно 5 октября этого года в Чесму были направлены первые служители местной церкви - священник И.А. Темперов и дьячок К.А. Андреев. Служили они в часовне, установленной на том самом месте, где сегодня размещается районная детская библиотека. Заметим, та, первая, часовня, позднее освещенная во имя Святого Николая Чудотворца как временная церковь, была куплена в одной из старых казачьих станиц и перевезена в Чесму. Постоянная церковь здесь была построена в 1894 году (подробнее об истории Никольской церкви читайте в очерках «Малиновый звон на заре» и «Если мы не манкурты», опубликованных в газете «Степные зори» № 67 - 77 за 2007г.- прим. авт.).
Важное место в жизни казаков занимала забота о грамотности детей. Инициированное командованием войска обучение детей было поддержано на местах, и это позитивно отразилось на уровне грамотности не только детей, но и всего населения.
Первая школа в Чесме была открыта в 1848 году. На должность учителей назначались казаки из числа грамотных. Время нахождения их при школах засчитывалось за действительную службу.
К исполнению своих обязанностей учитель мог приступить только после принятия специальной присяги, текст которой был утвержден наказным атаманом Оренбургского казачьего войска. К присяге учителя, как правило, приводил священник местной церкви, а при его отсутствии - поселковый или станичный атаман.
В своеобразной «должностной инструкции» учителей той поры говорилось: «Каждый учитель обязан на вверенных ему учеников равно обращать свое внимание и всегда помнить, что он приготавливает членов целого Отечества, а потому должен работать с желаемым благовоспитанием юношества. Таким образом, объясняя ученикам своим святые истины христианской веры и правило добродетели, он должен стараться, чтобы вверенные ему дети не только без затруднений понимали его наставления, но и привыкали чувствовать всю важность оных и важность своих настоящих и будущих обязанностей к Богу, Царю, поставленным над ними властями, к самому себе и ближним».
Архивы сохранили для нас имена некоторых учителей, работавших в Чесме в дореволюционный период:
«...3 ноября 1860 года определен в №7 ОКП урядник Илья Темников учителем Чесменской станичной школы, а учитель урядник Иван Абдиев - из Чесменской школы в Вернинскую отрядную школу...»;
«...Приказ № 24 от 1912 года: За отличия неслужебные серебряной медалью на Александровской ленте всемилостиво пожалован Чесменской мужской школы Березинской станицы учитель казак запасного разряда Владимир Смяткин. Временно исправляющий должность начальника штаба Оренбургского казачьего войска войсковой старшина Прытков».
Экономика Новолинейного района на первоначальном этапе была неразвитой. Собственно, в условиях полувоенного положения иного и не могло быть. С установлением мирной жизни в казачьих поселениях начали развиваться торговля и ремесленничество. Заметим, этот процесс также начинался по инициативе властей.
Изначально поселенцам помимо несения караульной службы было необходимо заботиться и о «хлебе своем насущном». Они должны были обрабатывать свои земельные наделы. Заметим, наделы были немалыми. И приходится только удивляться трудолюбию наших предков. Казаки Новолинейного района кормили и себя, и отправляли выращенный хлеб и скотину на продажу.
Для Чесменской станицы были официально установлены дни проведения ежегодных ярмарок - 9 мая и 6 декабря (по старому стилю - прим. авт.), а каждый вторник здесь проводился базар. В 1913 году «график» ярмарок и базаров в поселке Чесменском изменился: «...Приказом номер 748 от 30 октября 1913 года разрешено жителям Чесменского поселка Березинской станицы открыть в их поселке трехдневную ярмарку с 1 по 3 ноября каждого года и еженедельный базар по воскресеньям. Подлинный подписал временно исправляющий должность Наказного атамана генерал-майор Нестеровский».
С отменой запрета на поселения в Новолинейном районе лиц неказачьего сословия торговля значительно расширилась. В Чесме открылись торговые лавки, которые значительно стимулировали денежное обращение. Особо знаменитыми были лавки купца третьей гильдии Дмитрия Ивановича Харитонова. На всю округу они славились не только своим товаром, но и, как сегодня принято говорить, рекламными акциями. Каждый, купивший в лавке товар на сумму более 1 рубля, награждался купцом различным галантерейным ширпотребом.
В начале XX века в Чесме уже работало 3 мельницы, одна из которых была паровой. Ее хозяином был Павел Дмитриевич Котельников. Услуги по выработке сливочного масла оказывали сразу три маслобойни, принадлежавшие Тихону Рыжкову, Алексею Тихонову и Сергею Капустину.
Одним из событий, случившихся в Чесме и попавших на страницы губернских газет и войсковые приказы, стал сильнейший пожар, произошедший 22 июня 1911 года. Эта трагедия в свое время была подробно описана А.Н. Беликовым. К ней мы добавим следующее. 24 июня 1911 года поселковым атаманом С.И. Ильиным было издано распоряжение о создании поселковой пожарной дружины. В том же году здесь была построена первая каланча. Так что 24 июня можно по праву считать днем рождения Чесменской пожарной охраны.
Наш рассказ о Чесме не был бы полным, если бы мы опустили упоминание о Матушкином хуторе. Этот населенный пункт в административном плане входил в состав Чесменского поселка. История его возникновения такова. Земельный надел в размере 150 десятин в свое время был дарован вдове офицера Березинской станицы Никиты Матушкина, находившегося в строю с 1822 по 1857 гг. и принимавшего участие во многих боевых операциях. Этот надел перешел по наследству одному из сыновей бравого казака Георгию, тоже человеку незаурядному. Дослужившись до звания войскового старшины, Георгий Никитович Матушкин стал атаманом станицы Степной. О заслугах этого человека говорят и его награды - ордена Святого Станислава и Святой Анны. Причем, каждый из орденов Матушкин получил за боевые заслуги сразу двух степеней.
Вот на этом-то наделе и жили крестьяне, которым земля была сдана в аренду. В 1916 году здесь располагалось 15 домов, в которых проживало 125 человек (позже Матушкин хутор «слился» с 6-ым переселенческим участком и вошел в состав колхоза им. Шевченко; официально из перечня населенных пунктов Челябинской области Матушкин хутор был исключен лишь в 1958 г. - прим. авт.). А сам Чесменский поселок подошел к 1917 году достаточно крупным населенным пунктом. Тогда здесь было 349 домов, в которых проживало 2447 человек.
В историю Чесменской станицы вошло и имя есаула Николая Федоровича Толхаева, которого сегодня бы назвали крепким хозяйственником. Он долгие годы служил смотрителем складов второго военного отдела Оренбургского казачьего войска. А в Чесме Толхаев владел одним из самых больших домов, построенном по «городской» моде. После революции второй этаж особняка был разобран. Из этих бревен возвели здание, где сегодня размещается пограничная комендатура. А в самом «толхаевском» доме в свое время размещались школа и военкомат. Сегодня здесь - центр социальной защиты населения.
Революция расколола наш край на два враждующих лагеря. Мы не будем углубляться в эту тему. Заметим лишь, поселок Чесменский оказался в некоторой стороне от полей сражений. В доступных на сегодняшний день источниках Чесма упоминается лишь единожды. В дневнике военного комиссара 214-го Симбирского полка Н.И. Кирюхина говорится: «...утром (13 августа 1919 года - прим. авт.) посылали взвод конной разведки для занятия отрога Чесменского, откуда можно было связаться с бригадой Каширина, но тоже неудачно: разведка, отъехав на 5-6 верст, тоже наткнулась на белых, которых было 70 - 80 человек...»
В нашем районе до сегодняшнего дня существует «легенда» о некой приверженности казаков отдельных станиц «красным» или «белым». В действительности реальность была иной. Тогда была такая сумятица, что было и не понять, кто за кого. Судите сами. В самом начале 18-го года по призыву войскового круга казаки наших станиц должны были выступить против большевиков, захвативших к тому времени власть в Троицке и Оренбурге. На этот «клич» отозвался только небольшой отряд казаков Новоеткульского поселка, который выдвинулся к Троицку, но «переморозившись», повернул домой. В июне того же года началась насильственная мобилизация казаков в армию Колчака и Дутова. После их разгрома пошел другой процесс, мобилизация в Красную Армию....
С установлением советской власти в Чесменской станице (статус станицы Чесме был возвращен в октябре 1917г. - прим. авт.) начали формироваться новые органы власти. Председателем станичного ревкома был избран Петр Мефодьевич Чернышев, председателем поселкового ревкома - Яков Григорьевич Крохин. Ревком на Матушкином хуторе возглавил Иван Харитонович Перерва, а в Преображенских выселках - Зосим Ильич Лычагин.
Революция и последующая за ней гражданская война существенно подорвали хозяйственный комплекс поселка, торговля была свернута, производство зерна и мяса резко сократилось. Если к этому добавить введенную советским правительством продразверстку и неурожай 1921 г., то станут понятны причины голодного мора 1921-1922 гг. Чесменцы, как, впрочем, и жители других станиц и поселков, вымирали целыми семьями. О тех страшных временах красноречиво рассказала газета «Советская правда»: «...в Чесменском поселке Троицкого уезда население с самой осени кормится древесными листьями, суррогатом всех сортов, едят падаль. Сейчас и суррогата все меньше и меньше. Люди умирают от голода. В открытой столовой ( сегодня в этом здании располагается местное отделение судебных приставов - прим. авт.) кормятся только 250 детей. Нужна столовая еще на 1500 человек. Если помощь, хотя бы самая маленькая, оказана не будет, половина населения умрет, не дождавшись урожая»...
В старой части местного кладбища есть большой безымянный холм, заросший травой. Это братская могила наших земляков, умерших во время голода.
20-ые годы вошли в историю Чесменского поселка, как время восстановления и развития. Постепенно начинает осваиваться правый берег Туеткана, появляется т.н. Белорусский поселок, который заселили плановые переселенцы из Белоруссии. Поначалу местное население встретило «новоселов» настороженно, на почве чего иногда возникали бытовые неурядицы. Но постепенно этот разлад сошел на нет.
В 1928 году в близлежащем березняке застучали топоры и завизжали пилы. Здесь началось строительство больницы. Заметим, что кирпич, крепость которого восхищает многих и сегодня, для новостройки изготавливали на месте. Для этого неподалеку был построен кирпичный завод.
Не смотря на большую бытовую и хозяйственную занятость, местное население умудрялось еще и развлекаться. Конечно, зачинщиками развлечений была молодежь. Но нередко к этим «забавам» подключались и зрелые мужики.
Еще с давних времен переулок, который сегодня называется Школьным, служил своеобразной границей между «микрорайонами» поселка. И этот «рубеж» был местом проведения кулачных боев, в которых нередко принимали участие и стар, и млад. Поводы для стычек были самыми различными. Нередко «бои» проводились ради развлечения. И эта «традиция» выяснения отношений «стенка на стенку» сохранялась в Чесме вплоть до 30-ых годов.
Другим развлечением, особенно молодежи, стала своеобразная карусель, которую еще до революции установили на «плацу». Устройство «карусели» было весьма примитивным. На длинный столб сверху закреплялись длинные веревки с петлями. Катающийся вставлял одну ногу в петлю, другой отталкивался от земли и крутился. Согласитесь, весьма рискованное развлечение.
Детвора играла в «чижика», «ножички»...Подростки увлекались «бабками» или «асиками».
После закрытия в 1930 году Никольской церкви у чесменской молодежи появился клуб. Взрослое население поначалу считало неприличным устраивать какие-либо развлечения в храме. Но постепенно бывшая церковь стала центром культурной жизни всего поселка. Особой популярностью у всех слоев населения были спектакли, которые устраивали комсомольцы. По воспоминаниям старожилов, наиболее яркой постановкой самодеятельных артистов стал спектакль «Стенька Разин». Молодежь играла настолько горячо и вдохновенно, что по ходу действия «княжну» выбрасывали в окно точно так же, как лихой атаман в свое время бросал несчастную за борт своего челнока.
Имена первых комсомольцев сегодня уже почти забыты. Поэтому считаем своим долгом вспомнить их поименно, тем более что многие из них погибли в годы Великой Отечественной войны.
Геннадий и Степан Щелоковы, Матвей Вьюшкин, Тимофей Романов, Вера Лазарева, Егор Ляпунов, Анна Назарова, Фома Щукин... На счету первых комсомольцев станицы было немало славных дел. Сегодня уже мало кто помнит, как подростки разбивали сиреневый сад, устанавливали скамейки во дворе клуба, строили танцплощадку... Все это будет уничтожено в 1966 году, когда начнется строительство районного Дома культуры, который, между прочим, изначально носил имя 50-летия ВЛКСМ.
Другим знаменательным событием той поры стало создание в Чесме колхоза «Красный партизан». Его первым председателем был избран Александр Семенович Антонников. Это его имя сегодня носит одна из улиц районного центра.
В конце 30-ых годов в Чесме строятся два деревянных здания для школы, которая получает статус средней. Одно из этих зданий сохранилось и сегодня, в нем располагается служба вневедомственной охраны. А на месте второго здания в 60-ых годах было построено здание Чесменского РОВД. Первый свой выпуск Чесменская средняя школа сделала 21 июня 1941 года...
Мы не ставили своей целью рассказать об истории Чесмы все «от и до». Да и рамки данной публикации не могли этого позволить. О многом, особенно о развитии села в послевоенный период, в свое время рассказывала районная газета. Об этом есть немало материалов и в нашем районном краеведческом музее. Публикуя этот очерк, мы рассчитываем на то, что современная молодежь посмотрит на знакомые улицы совсем другими глазами. Главной задачей, на наш взгляд, должен был стать рассказ о событиях и людях, которые в силу различных обстоятельств были забыты. И если сегодня об этом не вспомнить, то эти факты нашей истории могут быть забыты навсегда. Насколько это получилось, судить вам, уважаемые земляки.
Е.Дубинин
********************************************************
Уважаемый Анатолий Владимирович! Благодарю Вас за то, что поделились со мной таким бесценным материалом. Если глава администрации Чесмы пишет такие статьи по истории своего родного места и увлечен краеведением, то это вселяет надежду, что будущее нашей страны прекрасно. Хочется сказать Вашими же словами: «Для меня Южный Урал - это то место, где мне посчастливилось повстречаться с замечательными, талантливыми и добросердечными людьми».
С уважением, Ольга Щеткова.
18 октября 2008 года.