Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Белозерский район arrow Село Першино
Село Першино
Александр Чернышов.


ЛЕГЕНДА О ПЕРШИНО


Давным-давно это бы­ло. В то время места на­ши глухие, звериные бы­ли. Жили в них орды та­тарские, неспокойные. Ходили полчищами да дрались друг с другом.

Жили три брата, были они князьями своих ро­дов. У каждого была своя сила несметная во­енная. И все они храб­рыми да воинственными были. Старшего брата звали Салтысарек, сред­него - Першик, а младшего - Ниап.

Вот раз напала на них вражья сила несметная таких же ордынцев, как и они. Долго шла крово­пролитная резня. Шибко бились братья каждый на своем поле ратном, бились до последнего во­ина, не уступали врагу. Первым убили Салтысарека, остатки его рати разбежались. Потом уби­ли второго брата, Першика. А третий брат убе­жал в тайгу, но враги следили за ним, нашли и утопили его в лесной речке, она и получила его имя - Ниап.

У Першика был зять Тебеняк, он сражался вместе с тестем и погиб от вражьей руки. Остат­ки верных воинов похо­ронили Першика и на могиле его насыпали бо­льшой холм, который называться Першниским. Зятя похоронили па берегу реки.

Вот и пошли названия озеро Салтысарекское, (ныне Салтысарайское) и село того же названия. Бугор (холм) Першинсий и село Першино. Речка Тебеняк и лесная речка Ниап (обе принад­лежат к системе реки Обь).

Ордынцы победители разграбили селения побежденных и ушли, а остатки разбитых войск братьев поселились около речек. Где семья, где две, так и жили по-по­левому и никто о них ничего не знал. Однажды пришел в этот край рус­ский донской казак Ер­мак Тимофеевич со сво­ими товарищами. Завое­вал этот край сибирский и подарил его русскому царю. А царь за это простил Ермаку бунты, по­дарил атаману атласную шубу с плеча своего и кольчугу железную.

Сибирь мало-по-малу стала входить в русское царство, но рус­ские люди не сразу шли на жительство в просто­рную таежную глушь За­уралья. И жили в таеж­ной стороне звери да птицы, да ветер гулял по лесным чащобам, шу­мел в них неумолчно. А сколько тут было простору - никто не измерял и не считал. А сколько тут было гор и рек - ни­кто не видал. И если бы нашелся какой смель­чак, так тут и потерялся бы, заблудился. Ох, и страшно было попасть за Урал!

В ту пору пошла мо­лва о Першинском кур­гане, что в нем, мол, великий клад зарыт и что надо большим уме­льцем быть - тогда тот клад добудешь. Кое-где в глухих деревушках были «особые» люди - знахари-шаманы. Они, якобы, водились с «не­чистой силой». Она-то и открывала им все тай­ны и клады всякие. Много смелых людей прихо­дило к шаманам, полу­чали от них наставления о взятии кладов за богатые подарки. На Першинском кургане появилось много ям-раскопок, но клад никому не давался в руки.

В числе первых жите­лей поселка жил одино­кий детина Пантелей. Жил он в маленькой ха­те, всех сторонился. Го­ворили, что он с «нечис­той силой» водится. Не раз видели Пантелея у Першинского кургана. Пантелей решил попы­тать свое счастье - пои­скать в кургане клад.

Вот на Иванов день в полночь зашел Пантелей на вершину кургана. Ночь эта бывает темная - темная, как слепота, и только в эту ночь да­ются клады. Пантелей расстегнул ворот руба­шки, встал спиной к се­веру и начал смело и уверенно копать железной лопатой.

Вдруг слышит Пантелей позади себя сильный лошадиный топот, как будто на него бежит та­бун лошадей, а обернуть­ся или посторониться не­льзя - клад уйдет. Пан­телей копает и копает. Топот стих, но поднялся сильный шум от порыва ветра. Еле держится Па­нтелей на ногах, но ко­пать не перестает.

Затих и ветер. Вдруг затрясся весь курган. Чуть не упал Пантелей. И не успел опомниться, как ослепило его огнен­ным светом, вырвавшим­ся из ямы, которую он копал. Лопата выпала из рук Пантелея, и он стоял весь в пламени. Из огнен­ного свет перешел в белоснежный и тут из ямы тихо-тихо выкати­лась золотая карета. В ней сидела красивая де­вушка с распущенными волосами.

В тот момент Пантелей должен был схватить ру­ками карету и крикнуть «Чур, моя!» Но Панте­лей стоял, как зачарованный, не схватил, не крикнул, не мог глаз оторвать от девушки. Каре­та момент как бы поме­длила уходить, и девуш­ка смотрела на Пантелея, словно ждала, но потом карета покатилась вниз по склону кургана быс­тро и скрылась вдали. А свет от нее шел, как от солнца и слепил Пантелею глаза.

Когда видение кончи­лось, Пантелей сказал громко «Ушло мое счас­тье!» И стоял он на вершине кургана до самого рассвета, потом пошел и увидел след золотой ка­реты. След этот превра­тился в речку и люди назвали ее Богатик, так как в ней скрылось зо­лотое богатство, которое упустил Пантелей.

Шли годы. Поселок Першино увеличивался, Першинский курган уменьшался. Пантелей превратился в седого стари­ка, но о кладе забыть не мог. Он часто ходил на Богатик, купался в нем, удил рыбу и все думал, как бы вернуть клад. Раз пошел Панте­лей с железной лопатой, может быть, с той самой, с которой был тогда на кургане, и стал копать берег Богатика. И к великому своему удивле­нию увидел краски: желтую, белую, бурую и черную. Об этом узнали все першинцы и стали копать и использовать эти краски.

Из легенды можно предположить некоторую правдоподобность. Ниап, Тебеняк, Першик, Салтысарек - татарские названия. Что орды татарские вели между собой войны - это установлено историей. Наличие двух курганов (за Журавлевкой и у мельницы) дает право предполагать, что в одном был похоронен Першик, в другом (воз­можно, в том, который за мельницей) - Тебеняк, так как он был похоронен на берегу реки, старое русло которой проходило возле колхозной кузницы и до Гаевки. Но так как в низких местах не хоронят, оба кургана находятся на более высоких местах. Правда и то, что возле Богатика есть краски.


Эта легенда была давно записана со слов бывшей учительницы Тюменцевской начальной школы Анастасии Абрамовны Сахаровой (ныне покойной).


В. ГУЛЯЕВА


Источник. Общественно-политическая газета Белозерского района Курганской области «Боевое слово», №73-74 от 29 октября 1994 года.

 
« Пред.

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО