Александр Чернышов.
ЛЕГЕНДА О ПЕРШИНО
Давным-давно это было. В то время места наши глухие, звериные были. Жили в них орды татарские, неспокойные. Ходили полчищами да дрались друг с другом. Жили три брата, были они князьями своих родов. У каждого была своя сила несметная военная. И все они храбрыми да воинственными были. Старшего брата звали Салтысарек, среднего - Першик, а младшего - Ниап. Вот раз напала на них вражья сила несметная таких же ордынцев, как и они. Долго шла кровопролитная резня. Шибко бились братья каждый на своем поле ратном, бились до последнего воина, не уступали врагу. Первым убили Салтысарека, остатки его рати разбежались. Потом убили второго брата, Першика. А третий брат убежал в тайгу, но враги следили за ним, нашли и утопили его в лесной речке, она и получила его имя - Ниап. У Першика был зять Тебеняк, он сражался вместе с тестем и погиб от вражьей руки. Остатки верных воинов похоронили Першика и на могиле его насыпали большой холм, который называться Першниским. Зятя похоронили па берегу реки. Вот и пошли названия озеро Салтысарекское, (ныне Салтысарайское) и село того же названия. Бугор (холм) Першинсий и село Першино. Речка Тебеняк и лесная речка Ниап (обе принадлежат к системе реки Обь). Ордынцы победители разграбили селения побежденных и ушли, а остатки разбитых войск братьев поселились около речек. Где семья, где две, так и жили по-полевому и никто о них ничего не знал. Однажды пришел в этот край русский донской казак Ермак Тимофеевич со своими товарищами. Завоевал этот край сибирский и подарил его русскому царю. А царь за это простил Ермаку бунты, подарил атаману атласную шубу с плеча своего и кольчугу железную. Сибирь мало-по-малу стала входить в русское царство, но русские люди не сразу шли на жительство в просторную таежную глушь Зауралья. И жили в таежной стороне звери да птицы, да ветер гулял по лесным чащобам, шумел в них неумолчно. А сколько тут было простору - никто не измерял и не считал. А сколько тут было гор и рек - никто не видал. И если бы нашелся какой смельчак, так тут и потерялся бы, заблудился. Ох, и страшно было попасть за Урал! В ту пору пошла молва о Першинском кургане, что в нем, мол, великий клад зарыт и что надо большим умельцем быть - тогда тот клад добудешь. Кое-где в глухих деревушках были «особые» люди - знахари-шаманы. Они, якобы, водились с «нечистой силой». Она-то и открывала им все тайны и клады всякие. Много смелых людей приходило к шаманам, получали от них наставления о взятии кладов за богатые подарки. На Першинском кургане появилось много ям-раскопок, но клад никому не давался в руки. В числе первых жителей поселка жил одинокий детина Пантелей. Жил он в маленькой хате, всех сторонился. Говорили, что он с «нечистой силой» водится. Не раз видели Пантелея у Першинского кургана. Пантелей решил попытать свое счастье - поискать в кургане клад. Вот на Иванов день в полночь зашел Пантелей на вершину кургана. Ночь эта бывает темная - темная, как слепота, и только в эту ночь даются клады. Пантелей расстегнул ворот рубашки, встал спиной к северу и начал смело и уверенно копать железной лопатой. Вдруг слышит Пантелей позади себя сильный лошадиный топот, как будто на него бежит табун лошадей, а обернуться или посторониться нельзя - клад уйдет. Пантелей копает и копает. Топот стих, но поднялся сильный шум от порыва ветра. Еле держится Пантелей на ногах, но копать не перестает. Затих и ветер. Вдруг затрясся весь курган. Чуть не упал Пантелей. И не успел опомниться, как ослепило его огненным светом, вырвавшимся из ямы, которую он копал. Лопата выпала из рук Пантелея, и он стоял весь в пламени. Из огненного свет перешел в белоснежный и тут из ямы тихо-тихо выкатилась золотая карета. В ней сидела красивая девушка с распущенными волосами. В тот момент Пантелей должен был схватить руками карету и крикнуть «Чур, моя!» Но Пантелей стоял, как зачарованный, не схватил, не крикнул, не мог глаз оторвать от девушки. Карета момент как бы помедлила уходить, и девушка смотрела на Пантелея, словно ждала, но потом карета покатилась вниз по склону кургана быстро и скрылась вдали. А свет от нее шел, как от солнца и слепил Пантелею глаза. Когда видение кончилось, Пантелей сказал громко «Ушло мое счастье!» И стоял он на вершине кургана до самого рассвета, потом пошел и увидел след золотой кареты. След этот превратился в речку и люди назвали ее Богатик, так как в ней скрылось золотое богатство, которое упустил Пантелей. Шли годы. Поселок Першино увеличивался, Першинский курган уменьшался. Пантелей превратился в седого старика, но о кладе забыть не мог. Он часто ходил на Богатик, купался в нем, удил рыбу и все думал, как бы вернуть клад. Раз пошел Пантелей с железной лопатой, может быть, с той самой, с которой был тогда на кургане, и стал копать берег Богатика. И к великому своему удивлению увидел краски: желтую, белую, бурую и черную. Об этом узнали все першинцы и стали копать и использовать эти краски. Из легенды можно предположить некоторую правдоподобность. Ниап, Тебеняк, Першик, Салтысарек - татарские названия. Что орды татарские вели между собой войны - это установлено историей. Наличие двух курганов (за Журавлевкой и у мельницы) дает право предполагать, что в одном был похоронен Першик, в другом (возможно, в том, который за мельницей) - Тебеняк, так как он был похоронен на берегу реки, старое русло которой проходило возле колхозной кузницы и до Гаевки. Но так как в низких местах не хоронят, оба кургана находятся на более высоких местах. Правда и то, что возле Богатика есть краски.
Эта легенда была давно записана со слов бывшей учительницы Тюменцевской начальной школы Анастасии Абрамовны Сахаровой (ныне покойной).
В. ГУЛЯЕВА
Источник. Общественно-политическая газета Белозерского района Курганской области «Боевое слово», №73-74 от 29 октября 1994 года.
|