Автор: Григорий Степанович Пятков Откуда пошла фамилия ГЛАВА 1 "Первые фамилии в России появились в XIV-XV веках у князей и знатных бояр. Позднее они закрепляются за дворянами, именитыми купцами, лицами духовного звания. В XVII в. Уже все помещики имеют фамилию. И постепенно начинают записывать фамилии за всем остальным людом. Последними их получили помещичьи крестьяне: после отмены крепостного права 1861 года. Присваивали фамилии по самым разным признакам. Определяющим при этом являлся ответ на вопрос: «Чьи вы?» И люди записывали себя либо по имени главы семейства - Ивановы, Петровы, Сидоровы, либо по его профессии - Плотниковы, Кузнецовы, Кожевниковы. Многие записывались по родовому или семейному прозвищу. Например: Зверевы, Воробьевы, Тетерины, Стариковы, Мишуковы, Согрины, Обуховы. Потомки жителя слободы писались Слободчиковы. Иногда фамилии присваивали по названию мест, откуда пришли предки: с устья реки Яны - Устьянцевы, с устья реки Юг - Устюжанины, с Вологды - Вологжанины, с Костромы - Костромитины, с Казани - Казанцевы, с Уфы -Уфимцевы, из Усолья - Усольцевы, из Осы - Осинцевы и т.д. Производным от первого звучал другой вопрос: «Из чьих вы?» - И следовал ответ : «Рудных (от. ел. Рудый, т.е. красный, рыжий), Чернявских (чернявый), Узких, Банных, Седых и др». Такие фамилии чаще записывались за Уралом, в Сибири, на Алтае. Могли быть и другие варианты, которые я уже не буду здесь приводить, да много чего я и не знаю. БЛАГОСЛОВЕН ТОТ КРАЙ И конкретно о фамилии Пятковых... В старину во многих русских семьях, как впрочем, и у других народов, сыновей в семье именовали порядковым номером, который и оставался за ними всю жизнь. А дети, бывало, по этому же номеру писали фамилию. Так, первый сын в семье кроме имени, данного при Крещении в церкви, получал еще одно: первуша или большак. Отсюда произошли Первушины, Большаковы. Другой сын - дружина, а от него - Дружинины. Третий -третьяк (Третьяковы), четвертый - четвертак (Четвертаковы), пятый сын именовался - пятко (Пятковы), а далее шестак (Шестаковы), семак (Семаковы, Симаковы), восьмой - осьмина (Осьминины) и т.д. Последнего сына именовали малой, малко, малец, малыш. Отсюда произошли Маловы, Малковы, Мальцевы, Малышевы. Не очень много мне приходилось читать любительской краеведческой литературы, которую пишут, в основном, местные, так сказать домашние краеведы, но в каждой из книг я находил немало строк о том, как хороша и красива природа именно в окрестностях села или города N. И пишут всегда так, что другого такого места больше и нет на всем белом свете. Я полностью с такими авторами согласен. По жизни довелось мне много где побывать, и я всегда замечал, что каждое место по-своему прекрасно и неповторимо. ______________________ ©Г.Каменская, Москва А.П.Н.. Откуда пошла фамилия//Ветеран (приложение к газете «Труд», 1988 г. № 9, стр.9. © Материалы исследования профессора ШГПИ Михаила Васильевича Полымских о происхождении фамилий, которые он показал мне в беседе с ним в 2000 году в г.Шадринске. (Г.С. ПЯТКОВ) Посмотрите на город Шадринск с Тумановой горы или с Увалов. Такой красоты Вы не найдете ни в одной картинной галерее. Причем эта картина каждый раз разная: рано утром, днем, вечером, летом, зимой, весной, осенью, под солнцем, под дождем... Чтобы все это понять - надо видеть. А мы порой смотрим и не видим. Я пишу это для того, чтобы подчеркнуть красоту и уникальность нашей местности. С какой бы стороны Вы не посмотрели на деревню Пятково, отовсюду картина, достойная кисти Художника, будь то Левитан, Шишкин или Саврасов. С севера (с «Сивой горы» через реку Миасс), с востока (с Косулинской горы) или с юга (с Чистовской дороги) взору предстают виды один живописнее другого... Так бы и смотрел не отрываясь. Еще в молодые годы я не раз слышал от тогдашних стариков, что много есть на свете красивых мест и деревень, но наше лучше». Потому и лучше, что оно «НАШЕ». Освоение Урала и Сибири В XVI в. царь Иван Грозный дает Строгановым грамоту с пожалованием земель к востоку от Урала, которые им же поручалось завоевывать. В 1581 г. снаряженный Строгановыми отряд Ермака (Еремей Тимофеевич) нанес первое поражение хану Кучуму и занял столицу сибирского ханства Искерь - (Сибирь). Но только в 1598 г. Кучум был окончательно разбит. На полноводных сибирских реках выросли остроги, затем крепости и города. Были основаны Тюмень (1581г.), Тобольск (1597г.), Пелым (1593г.). Уфа основана отрядом русских стрельцов в 1574 г. С середины XVII в. начинается уже массовое заселение Сибири. Возникают поселения и слободы: Пышма (1646 г.), Дал матово (1651г.), Катайск (середина XVII в.), Бродокалмак (1661 г.), Шадринск и Курган (1662 г.), К.-Уральский (1б82г.). Позже они стали городами. В 1697 г. Петр Великий дает жалованную грамоту на владение землей и рудой, а также на постройку железоделательных заводов на Урале по рекам Невье и Тагилу тульскому кузнецу (он же заводчик, т.е. владелец заводов) Никите Демидовичу Антуфьеву. В историю он вошел как Никита Демидов. Так, к середине XVIII в. на Урале было уже более ста доменных печей и большое количество железоделательных заводов. При заводах отстроены города: Невьянск (1701г.), В.Тагил (1718г.), Н.Тагил (1722г.), Екатеринбург (1721г.), Ревда (1735г.), Касли (1747г.), Кыштым (1757г.) и др. Россия выходит на первое место в Европе по выплавке чугуна, железа и не только. В 1736 г. закладываются крепости оборонительной линии: Оренбург, В-Уральск, Троицк, Чебаркуль, Челябинск, Еткуль, Миасское. Щучье и Шумиха возникли как железнодорожные станции при строительстве железной дороги в 1892-1893 гг. Копейск был основан в 1907 г., как угольные копи Кыштымских горных заводов. И конкретно о Челябинске. Крепость заложена на месте впадения речки Силяба в реку Миасс. Есть сведения, что еще раньше на этом месте уже башкирское селение Силяба.© ______________________ ©Подробнее об освоении края можно узнать: - Ю. М. Тарасов. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. М. 1984., - Ф.М.Стариков. Откуда взялись казаки. М. в Челябинской областной публичной библиотеке, отдел краеведения. В 1736 г. заложена Миасская крепость, которая позднее стала станицей. В годы революции и гражданской войны Миасское было местом жестокого противоборства сторонников и противников советской власти. С 1923 по 1928 гг. Миасское являлось центром Миасского района. В 1928 -1941 гг. оно входит в состав Долгодеревенскрго района. С января 1941 г. Миасское становится центром Красноармейского района. В 1957 г. из колхозов: Миасское, Ильинка, Черкасово, Харино и Красная Долина был образован Красноармейский совхоз. В 1962 г. к нему были добавлены еще Шумово, Шибаново, Сафоново, Устьянцево, Пятково, Якупово. В 1966 году выделяется совхоз Шумовский из числа всех шести присоединенных деревень, а Красноармейский совхоз остается в первоначальном составе. В 1973 г. В Миасском начинает работать совхоз-техникум. Позднее он становится институтом Агроэкологии, филиалом ЧГАУ. Деревни Пашнино - первое, второе, третье Проживающий в селе Миасское А.Т. Медведев при нашей встрече с ним в марте 2003 г. рассказал мне, как во II половине XVIII века на берег озера Сугояк приехал казак Пашнин и поселился здесь. Так появилась деревня Пашнино -1. У этого казака было три сына, все довольно крутого характера. Младший Кирилл поссорился со своими братьями и поселился отдельно от них. Так возникла деревня Пашнино - 2, (она же Кириллово). После очередной ссоры средний брат сказал: - Уеду от вас подальше. И уехал за сорок верст на озеро Шахаркуль. Построился он там и стал жить. Так появилась деревня Пашнино - 3. Деревня Есаулка Из той же беседы с А.Т. Медведевым мне стала известна и другая история. В самом начале XIX века бравый казак Мануйлов служил адьютантом Оренбургского войскового атамана, отличился в войне с Наполеоном в 1812 г. Имел большие награды, дослужился до чина есаула (майора). Мануйлову случалось бывать и в царском дворце в Петербурге. А после выхода в отставку он приехал на западный берег оз. Мыркай (напротив Шумово, через озеро), остановился здесь на жительство, построил дом себе, потом другой - сыну. Так появилась деревня Есаулка (Мануйлово). В начале 1930-х годов, в период раскулачивания, этой деревни не стало. Прожила эта деревня немногим более ста лет. Татары по рекам Тече и Миясу Ученый-путешественник П.С. Паллас, проезжая по Зауралью в апреле 1770 г., записал весьма любопытные данные: «Сии татары суть роду Ичкинских казаков, которые лет за сто, или как старики между собой говорят, во времена юношества Петра Великого, пришли из Казанской провинции, поселились в малом числе на реке Ичкане, впадающей в реку Исеть. Теперь же число их столь умножилось, что составляет почти 200 семей, которые живут, расселившись по рекам Тече и Миясу. Они так же, как мещеряки, в нужном случае исправляют военную службу, и сего ради свободны от всех податей и рекрутского набора. Сеют гречиху, коея семена привезли с собой с Исети».© Путешественник и академик Н.Г.Георги также писал, что ичкинцы переселились в зауральские степи со стороны Казани, о чем говорит и само название этой этнической группы татар. По-татарски «эчке» означает «внутренний». Так называли воинов-казаков бывшего Казанского ханства, которые несли службу в Российском государстве. Все деревни начинались с первого кола По рассказам стариков, любая деревня начиналась с первого двора, а первый двор начинался с первого кола: Сначала надо было выбрать - «облюбовать» место, чтобы обязательно было «у воды». Вот поэтому все деревни стоят на берегу реки или озера. Затем на этом месте нужно было воткнуть кол, чтобы обозначить - «застолбить» выбранное место. Первый кол на новом месте был символом основания избы и задворья. Отсюда пошла поговорка: «Ни кола, ни двора». Так говорили о человеке, который живет по чужим дворам и своего ничего не имеет. Затем на скорую руку ставили шалаш, чтобы укрыться на ночь от дождя и ветра. Обязательно ставили загон и навес для скота, где его закрывали на ночь, чтобы не потерялся. Да и от волков скот в страхе мог разбежаться в разные стороны. После этого надо было копать себе землянку к зиме, так как за одно лето всю избу не успеть срубить. Скоту к зиме надо теплый сарай сделать. _______________________ © Курганская область. Курган. Изд-во Парус-М. 1993. с.55-57. Кроме всех этих работ приходилось заботиться и о том, чем кормиться. Добывали себе пропитание рыболовством, охотой на зайцев и птицу, собирательством съедобных трав, кореньев, грибов и ягод. Състное сушили и вялили, чтобы хватило на зиму. Я еще помню около десятка разных съедобных трав и кореньев. Старики же знали их больше. Вообще, лес всегда был другом человека: укрывал от непогоды, согревал и кормил. Да еще к зиме надо было накосить сена, нарубить дров, да отвезти воз-другой дров в город на базар, чтобы купить соли. Одним словом, дремать и прохлаждаться было некогда. И только после того, как были устроены убежище на всю долгую и холодную зиму себе и скоту, сделаны запасы кормов и продовольствия на всю зиму, можно было начинать рубить избу. На это уходил не один год. Зимой рубили стены. Весной их катали на мох и конопатили. Летом крыли крышу и кололи пополам бревна на плахи для пола и потолка. Делали рамы и двери, печь, затем баню, конюшни, амбары. Все это делали только топором. Пила и рубанок появились в середине XIX века. А помимо строительства надо пахать, сеять и убирать хлеб, косить сено, рубить дрова. И все это не бригадой, а один мужик с женой, да ребятишки кое-где помогают. Пашню же пахали деревянной сохой. Железные плуги появились только на рубеже XIX-XX вв. Попробуйте представить себе все это хотя бы мысленно. ГЛАВА 2 Начало деревни Пятково. XVIII век В 1965 г. Пятков Федор Викторович, 1892 г.р., рассказал мне, что основателем деревни Пятково и первым ее жителем был Пятков Кирилл, выходец из Вятской губернии. До начала Пугачевского восстания (до 1774 г.) он работал на Тагильском железоделательном заводе. После подавления восстания, спасаясь от репрессий и наказания, Кирилл бежал из Тагила (в 1775 г). Он остановился на дальнейшее жительство там, где сейчас стоит деревня Пятково, то есть на правом берегу реки Миасс, в 60 км ниже по течению реки от Челябинска, или в 18 км ниже от станицы Миасская. Бежал Кирилл не один, а всей семьей: с женой и ребятишками, с лошадью, коровой и многим домашним скарбом, который можно было увезти на лошади. Первую избу он поставил на том месте, где сейчас находится в Пятково мост через р. Миасс. Однако, берег отошел от воды, поэтому то место, где стояла эта изба, уже смыто водой. В семье у него было три сына, и к 1795 г. двух старших сыновей он отделил от себя. Поставил избу старшему сыну Семену также на берегу, в 50м от первой избы ниже по течению реки. Среднему сыну Алексею поставил избу еще через 50 м ниже по течению от второй избы. Эти места сейчас тоже смыты водой. Третий, младший сын Пантелей, жил вместе с отцом - в отчем доме. В 1967г. известный краевед Дегтярев Иван Васильевич в письме сообщил мне: «По данным пятой ревизской сказки в 1795 г. в селении Пятково записано три двора и двадцать шесть душ обоего пола всех возрастов. По тем же данным в Устьянцево - четыре двора и двадцать семь душ, в Шибаново - пять дворов и тридцать четыре человека, .Деревни Шумово не значится, видимо, ее еще не было.© Итак, в 1795 г. в деревне Пятково жили Кирилл с женой, три сына с женами и их дети: восемь мальчиков и десять девочек. Первая половина XIX века В 1965 году Стариков Михаил Матвеевич (1900 г.р.), рассказал мне: «Когда моя прабабка из деревни Глубокая выходила замуж в деревню Пятково, тут было всего семь дворов». Мы с ним посчитали, что это были, пять дворов Пятковых и два двора Стариковых. Первая изба Стариковых была поставлена в 150 м от первой избы Кирилла выше по течению реки Миасс. И это место тоже смыто водой. Со слов Старикова Михаила Матвеевича в 1820-х годах в Пятково приехал из Глубокого Стариков Иван Михайлович. Он был примерно 1770 г.р., а приехал в возрасте около пятидесяти лет. С ним был уже женатый сын Никита (1800 г.р.) У Никиты было два сына: Яков (1820 г.р.) и Федор (1830 г.р.). Жена этого Федора Никитовича и была прабабкой Михаила Матвеевича. Это было примерно в 1850-х годах. Получается, что за двадцать лет (1775-1795 гг.), было построено три избы, а за последующие пятьдесят лет (до 1850 г.) - всего два двора Пятковых и два двора Стариковых. У Пятковых это были уже внуки Кирилла, старшие дети Пантелея - Алексей и Григорий __________________________ © Книга Миасской крепости. Челябинский государственный архив. Ф.И -46. ОП.1.Д.1148. __________________________ Пантелеевичи. У Семена и Алексея Кирилловичей было по одному сыну, и жили они вместе с родителями. К 1850 г. подрастают и обзаводятся семьями еще четыре внука Кирилла, а за ними двадцать правнуков Кирилла, пять внуков Никиты Старикова. Деревня начинает разрастаться. Кроме того, в Пятково начинают приезжать на жительство и из других деревень. Так, во II половине XIX в. приехали: Слободчиков Конон, Мануйлов из Мануйлово (Есаулки), Кашников из Шибаново, Сафонов из Сафоново, Бородин из Глубокого, Мишуков из Притчино, Поздеев Михаил и другие. Подарок от цесаревича В жизни любого человека, семьи или коллектива часто случаются разные истории и происшествия, о которых потом долго вспоминают и пересказывают младшему поколению. Вот что рассказал мне Пятков Федор Викторович: «Летом 1837 г. царский наследник Александр II совершал поездку по России. В один из дней, выезжая из г. Челябинска, он остановился на короткое время в Миасской. В станице Александра встречали и провожали толпы людей. Среди этой толпы молодцевато гарцевал верхом на коне молодой казак Алексей Пантелеевич Пятков. Когда же царский кортеж выехал из Миасской, этот казак ехал сбоку вдоль дороги, потом свернул в лес и по лесным дорожкам обогнал его. Около Притчино казак выехал на дорогу и стал ждать. Показался царский кортеж. Он встал «во фрунт» (приветственная поза) для отдания чести. Цесаревич заметил его, приказал остановиться и сказал: - Кажется, я этого казачка уже видел. - Так точно, Ваше Величество! В Миасской я вас встречал и провожал в дорогу. - А как ты здесь оказался впереди нас? - Лесными дорожками, напрямик. Я тут все дорожки знаю. Цесаревич вынул из кармана серебряный рубль и подал ему: - На вот тебе, за службу. - Рад стараться, Ваше Величество! - был ответ. После этого весь обоз двинулся дальше. А в семье Пятковых этот рубль долго хранили, но потом не знаю, куда он девался. Вторая половина XIX века В феврале 2003 года в Челябинском краеведческом музее, изучая «Списки населенных мест Оренбургской губернии по сведениям 1866 г.» я прочитал: «2-й стан по почтовому тракту из города Челябинска в Курган (Тобольской губ.) Миасская станица при р. Миясе - 242 двора, 1356 душ. Имеется одна православная церковь. По правую сторону тракта выселок Анфаловъ при оз. Лакаткуль - 27 дворов, 139 душ. Выселок Канашевъ (Чернявский) - 54 дв., 318 д.. По левую сторону тракта: Выселок Пятковъ при р. Миясе - 20 дв., 116 д. Выселок Якуповъ при р.Миясе - 34 дв., 103 д. Выселок Устьянцевъ при р. Миясе - 39 дв., 210 д. Выселок Сафоновъ при р. Миясе - 28 дв., 191 д. Выселок Шибановъ (Кашниковъ) при оз. Мыркай - 30 дв., 181 д. Выселок Шумовъ при оз. Мыркай - 37 дв., 244 д. Выселок Мануйлов (Есаулка) при оз. Мыркай -17 дв., 100 д. Выселок Чистый при озере Чистомъ - 22 дв., 120 д. Выселок Притчинъ при озере......- 32дв., 196 д.».© В архивной справке, данной мне по моему запросу Оренбургским Государственным архивом от 05.02.2002 г. читаю: «По данным статистической ведомости от 3 января 1874 года: в селении Пятково Оренбургской губернии, Челябинского уезда, 1 стана Миасского станичного юрта число дворов - 21, жителей -138; в т.ч. мужчин - 60, женщин - 78. Из числа жителей: православных - 138, русских -138, казаков и их семей - 138. В селении содержится скота: лошадей - 192, быков и волов - 5, коров - 93, телят - 57. овец -150, ягнят -81, свиней - 30, коз - 23. Итого: 631. Никакие промыслы в селении не развиты, нет мельниц, заводов. Ярмарок не проводится». Попробуйте посчитать, сколько приходится скота на один двор или на семью? ___________________________ © Списки населенных мест Оренбургской губернии за 1892 г,. л. 281, за 1901 г,. л. 239, ф. 164, оп.- 1 д. 39, л.л. 809-810. ___________________________ В «Списках населенных мест Оренбургской губернии за 1892 г. по Челябинскому уезду Миасского станичного юрту» значится поселок Пятковъ. Число дворов - 31, число душ мужского пола - 103, женского - 89, обоего пола - 202.© В «Списках населенных мест Оренбургской губернии за 1901 г. по Челябинскому уезду Миасского станичного юрту» записано: «Выселок Пятковский с числом дворов 44, число душ обоего пола - 249. Имеется одна деревянная школа».© Другими сведениями из истории поселка Пятково Архив не располагает. Но в «Списках населенных мест Оренбургской губернии за 1901 г. Миасского станичного юрта», находящихся в Челябинском краеведческом музее, записано: «Поселок Миасский - 365 дворов, 2272 души, имеются две каменные церкви, четыре деревянных и две каменных часовни и одна деревянная школа. Базары по средам, ярмарки 20 июня и 27 ноября. Две водяные мельницы о четырех поставах. Поселок Канашевский - 73 дв., 587 д. Одна каменная церковь и одна деревянная школа. Поселок Пашнинский - 3-й - 71 дв., 461 д. Одна деревянная школа. Поселок Притчинский - 68 дв., 438 д. При оз. Заплатином и оз. Малковом. Одна деревянная школа. Выселок Пятковский - 44 дв., 249 д. Одна деревянная школа. Поселок Сафоновский - 63 дв., 438 д. Одна деревянная часовня. _________________________ © Списки населенных мест Оренбургской губернии за 1892 г. л,281, за 1901 г. л.239, ф 164, оп.-1 д.39, л.л. 809-810. _________________________ Выселок Мануйловский - 31 д., 192 д. Поселок Устьянцевский - 62 дв., 344 д. Одна деревянная школа. Выселок Чистовский - 38 дв., 260 д. Поселок Шумовский - 72 дв., 414 д. Одна деревянная школа. Выселок Шибановский - 45 дв., 325 д. Одна Деревянная часовня и одна деревянная школа. Поселок Якуповский - 55 дв., 298 д. Одна деревянная мечеть. Поселок Адищевский - 72 дв., 480 д. Одна деревянная школа. Выселок Анфаловский - 30 дв., 270 д. Одна деревянная школа. Поселок Ильинский - 47 дв., 481 д. Одна деревянная школа. © Тут что-то не так Хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в «Списках» за 1866 г. в Миасской станице записана одна православная церковь, хотя по другим источникам (А.Т.Медведев) в это время в Миасской было уже две церкви. Далее, в выселке Канашевский (Чернявский) церковь в «Списках» не значится, хотя в то время она уже работала, и об этом в архиве есть официальные записи. Кроме того, в «Списках» за 1866 г. почему-то нет поселков Пашнино-3 и Адищево, хотя они в это время уже были давно. И конкретно по деревне Пятково. Получается, что с 1850 г. по 1866 г. (за 16 лет) построено 13 дворов, а с 1866 г. по 1874 г. (за 8 лет) - всего 1 двор. За 1874-1892 _________________________ © Списки населенных мест Оренбургской губернии по сведениям 1901 г. Книга XXVIII издания. С-Пет. 1871 г. _________________________ (18 лет) построено 10 дворов, и за следующие 1892-1901 гг. (9 лет) - 13 дворов. Таким образом, общее число дворов составляет 44. Но у меня со слов Пяткова Федора Викторовича (1892 г.р.) составлены списки. В 1901 году ему шел десятый год, и он отлично помнит то время (детская память цепкая). Я записал подробно, по каждой улице: где, кто, и в каком доме жил в 1901 году. У нас с ним получилось, что в это время в деревне Пятково было восемнадцать дворов Пятковых, 10 дворов Стариковых, четыре двора Слободчиковых, три двора Сафоновых, три двора Мануйловых, три двора Поздеевых, два двора Фалалеевых, два двора Теплых, два двора Бородиных и по одному двору у Мишукова Венедикта, Кашникова, Колышкина, Калмыкова, Xудякова. Итого получается пятьдесят четыре двора. Однако, и это только те, которые относились к казачьему сословию. Казкам полагался земельный надел 7 га на мужскую душу, достигшую шестнадцати лет. Кроме того, на них распространялась обязательная воинская повинность в казачьих войсках, куда должно было явиться со своим конем, седлом, шашкой и обмундированием. Если же это был единственный сын в семье, то его на службу не брали. И еще с каждого двора взимали местный налог (3 рубля в год) на содержание станичной и уездной канцелярии. Других государственных и прочих налогов на казаков не было. ............................. *** Григорий Степанович Пятков сумел издать книгу в 2006 году, ещё до своей смерти держал ее в руках. Если бы в каждом селе был бы такой летописец! Как это важно для нас, потомков. Книга Г.С. Пяткова «Благословен тот край» продается в городе Челябинске в издательстве Олега Синицына, имеется в Южно-Уральском региональном отделении межрегиональной Ассоциации генеалогов-любителей города Челябинска при публичной библиотеке, в библиотеках села Миасского и деревни Устьянцево. Волей судьбы, я живу летом в этой деревне и без преувеличения могу сказать: «Действительно, благодатный край». Спасибо Григорию Степановичу Пяткову за то, что своей книгой обессмертил любимую деревеньку. Я тоже кое-что нашла в архивах: ГУ ОГАЧО Ф.1075,О.1,Д.5.
Управление исправительно- трудовых лагерей и колоний УНКВД СССР по Челябинской области. СПИСОК кулаков Челябинского округа, выселенных с мест жительства в 1931 году.
(Дело представляет из себя большую толстую папку 50x70x30, состоящую из 222-х страниц, около 50-ти страниц из которых - это акты и телеграммы по проведению раскулачивания на местах, а оставшиеся 172 страницы - списки раскулаченных. Их число в среднем по странице - 60 человек. Раскулачивание в стране проводилось со второй половины 1929 года по 1933 включительно. О. Щеткова).
СПИСОК кулаков, выселяемых из Челябинского района в 1931 году. Место назначения - Надеждинск.
Из деревни Пятково Устьянцевского сельского совета высланы: 1) Фалалеев М.В. - 26 л., с ним 8 членов семьи. 2) Стариков Г.Н. - 21 г., с ним 7 членов семьи. 3) Стариков И.М. - 37 л., с ним 5 членов семьи. 4) Фалалеев Ф.А. - 37 л., с ним 7 членов семьи. (Стр. 64). *********************************************************
Летопись деревни Пятково и ее ближайших поселений составил Г.С. Пятков. Электронная версия: О.А. Щеткова. 13 июля 2008 года. ДЕРЕВНЯ ПЯТКОВО КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЕТОПИСЬ ГРИГОРИЯ СТЕПАНОВИЧА ПЯТКОВА "Благословен тот край".Смотрите, пожалуйста, здесь: http://zhurnal.lib.ru/s/shetkowa_o_a/letopisicheljabinskojoblasti-4.shtml Электронная версия книги Г.С. Пяткова сохранена благодаря труду Криворотовой Жанны Александровны - преподавателя истории и общественных наук Института агроэкологии, филиала ГОУ ВПО "Челябинская государственная агроинженерная академия". Большое СПАСИБО!!!
|