Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Антипин Николай Александрович arrow Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в c. Теренкуль
Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в c. Теренкуль
 

Опубликовано

  • Антипин, Н.А. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Теренкуль Красноармейского района // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2009 / сост. И.Н. Пережогина и др. - Челябинск, 2008. - С. 122-125.

Н.А. Антипин

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в c. Теренкуль

14 марта 1864

145 лет со дня освящения

В ходе антирелигиозной политики в 1920-1930-х гг. в советской России были закрыты, разграблены, уничтожены или перестроены тысячи православных храмов. В это время в Шадринском уезде Пермской губернии (Екатеринбургская епархия) разрушено множество церквей. Некоторые из них до сих пор стоят в руинах и напоминают о трагических страницах истории страны. Здание Духосошествиевской церкви в селе Теренкуль Красноармейского района - одно из немногих уцелевших в то лихолетье: в нем был устроен клуб. Оно подверглось перестройке: разобраны купола и колокольня. В таком изуродованном виде бывшая церковь и сегодня встречает приезжающих в село.

Неудивительно, что в наше время почти невозможно обнаружить какие-либо материалы по истории теренкульской церкви, о священно- и церковнослужителях, которые отдали много сил и лет своей жизни служению Богу и прихожанам. Лишь десяток строк удалось обнаружить в книге "Храмы Шадринского уезда", где помещены переизданные отрывки из дореволюционных справочников по Екатеринбургской епархии. Основываясь на источнике, сохранившем фрагменты истории одной церкви - это клировые ведомости, - статья представляет ныне забытую страницу истории.

В Объединенном государственном архиве Челябинской области в фонде "Благочинного 4-го округа Шадринского уезда" сохранилось несколько клировых ведомостей Духосошествиевской церкви за 1908, 1910, 1913, 1915-1916, 1918 гг. (ф. И-131, оп. 1, д. 13-14, 16-19). Документы кратко характеризуют приход: состояние церковного здания, имущества, положение причта, доходы церкви, численность прихожан и послужные списки священно- и церковнослужителей.

 22 мая 1862 г. в основание будущего храма был заложен первый камень. Усердием и стараниями прихожан, крестьян села Теренкульского , здание церкви возвели за два года. Среди озер: Гагарье, Большой и Малый Теренкуль - возвысился каменный храм с колокольней. Архитектура теренкульской церкви особо ничем не выделялась. Это была типичная сельская приходская церковь, какие тысячами строились по всей России. Позже, в 1886 г., здание храма обнесли каменной оградой с железными решетками.

14 марта 1864 г. состоялось освящение Духосошествиевской церкви, очевидно, при стечении большого числа местных жителей и духовенства. Церковь имела один престол, который освятили в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

 Судя по клировой ведомости 1908 г., в церкови были вся необходимая богослужебная и хозяйственная утварь, богослужебные книги. Кроме того, при храме находилась небольшая библиотека. В 1908 г. она состояла из 100 журналов и 70 книг различного содержания. В церковном архиве до Февральской революции 1917 г. хранились копии с метрических книг и исповедных росписей (с 1863 г.). Ныне в ОГАЧО есть метрические книги за 1863-1867, 1869-1913, 1915-1919 гг. (ф. И-226).

Согласно "высочайше утвержденному 7 апреля 1873 г. расписанию приходов и причтов", причт церкви состоял из священника и псаломщика. В распоряжении священно- и церковнослужителей находились три деревянных дома, построенных прихожанами на церковной площади (из-за отсутствия у церкви усадебной земли) в 1870 и 1896 гг. При домах имелось два березовых амбара, где хранился собранный с церковной земли хлеб. Земли же в собственности церкви по данным 1908 г. было 99 десятин. Из них 49,5 десятин пахотной земли выделено в 1871 г., остальная часть прирезана по распоряжению Пермской палаты государственных имуществ в 1884 г. К 1913 г. церковный надел увеличился до 102 десятин 1200 кв. саженей.

 Ежегодно на содержание причта из казны выделялось священнику 105 руб. 84 коп., псаломщику - 35 руб. 28 коп. Кроме того, в доход служителей церкви поступали кружечные сборы, которых, например, в 1908 г. получено 830 руб. 33 коп., а в 1913 - 548 руб. 28 коп.

Приход Духосошествиевской церкви был небольшим. Прихожане Теренкуля - жители одного села, в котором в 1913 г. насчитывалось 3029 человек (1502 мужчины, 1527 женщин) в 449 дворах. Кроме того, в селе имелось пять дворов с "инославными" жителями, мусульманами.

 Ближайшими к теренкульскому храму являлись церкви: Прокопьевская в селе Бродокалмаке (в 15 верстах), где находился местный благочинный, Спасская в селе Русская Теча (в 18 верстах), Богородицкая в селе Беликуле (в 12 верстах) и Дмитриевская в селе Алабуге Челябинского уезда Оренбургской епархии (в 12 верстах). Сегодня все упомянутые церкви либо стоят в руинах, либо вовсе стерты с лица земли.

 Клировые ведомости содержат не только краткие сведения о приходе, но и весьма интересные сведения о священно- и церковнослужителях, состоящих при храме. По документам выявлено, что священниками Духосошествиевской церкви являлись Павел Задорин (?-1892), Алексей Нинаратов (1892-1898), Александр Сильвестров (1898-1906), Порфирий Векшин (1906-1912), Василий Попеляев (1913-?); псаломщики: Август Анциферов (?-1886), Николай Словцов (1886-1914/15). Частично сохранились имена церковных старост, ими были крестьяне села Теренкульского Гавриил Дмитриевич Попков (1908-1911) и Михаил Дмитриевич Кокшаров (1911-1913).

 В 1906-1912 гг. в теренкульской Духосошествиевской церкви священником был Порфирий Александрович Векшин. Он родился в семье священника 16 февраля 1864 г. в г. Верном (ныне г. Алматы) Семиреченской области. В 1886 г. окончил курс Самарской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. Вскоре, 7 сентября того же года, епископом Оренбургским и Уральским Макарием рукоположен в сан священника и определен к Николаевской церкви села Обанино Челябинского уезда. Но 30 марта 1888 г. по собственному прошению переведен к Рождественской церкви поселка Полетаевского того же уезда. В 1895-1897 гг. был депутатом от благочиннического округа Челябинского духовно-окружного съезда. 27 июля 1896 г. определен старшим священником церкви Верхне-Салдинского завода (Верхотурский уезд Пермской губернии), где прослужил пять лет. Потом П. А. Векшин сменил несколько церквей: с 31 июня 1901 г. служил священником Покровской церкви села Горбуновского Камышловского уезда, 21 октября 1902 г. переведен к Покровской церкви в селе Куяшском Екатеринбургского уезда, 3 февраля 1906 г. стал священником села Чердынского того же уезда. 20 февраля 1906 г. по собственному прошению переведен к Духосошествиевской церкви села Теренкульского. Очевидно, в конце 1912 г. о. Порфирий переведен в другой приход. Из церковных наград имел набедренник (31 июля 1894 г.). Священник был женат и имел пятерых детей. Старшая дочь училась в г. Юрьеве Лифляндской губернии на частных университетских курсах медицинского факультета (1908). Младшие дети учились в городском училище и женской гимназии г. Шадринска.

Однако не все благополучно проходило в жизни сельского священника П. А. Векшина. Клировая ведомость сохранила для нас записи о нескольких случах, касающихся о. Порфирия во время пребывания его священником в Верхне-Салдинском заводе. Летом 1899 г. он подвергся суду в Екатеринбургской духовной консистории за оскорбления церковного старосты, проявление "неуважения к святым дома Божия и освященным вещам". Прихожан возмутило, что их священник ходил за покупками со Святыми Дарами, шутливо указывал на сходство лика Св. Александра Невского с лицом крестьянина Котова, а как-то посадил игрушку-мышонка на церковного сторожа. За все это его оштрафовали на 15 руб. и подвергли надзору благочинного с внесением описанного в послужной список. Позже на священника П. А. Векшина поступали жалобы о "ненормальном и немиролюбивом отношении к причту и прихожанам", неисправлении треб. В результате духовная консистория перевела о. Порфирия к церкви села Горбуновского.

11 января 1913 г. на вакантное место священника Духосошествиевской церкви определен двадцатишестилетний иерей Василий Васильевич Попеляев. Он родился в семье священника в селе Отье Оханского уезда Пермской губернии. В 1908 г. окончил полный курс Пермской духовной семинарии. Состоял надзирателем Сарапульского духовного училища (1909-1910). 15 августа 1910 г. епископом Пермским и Соликамским Палладием рукоположен в сан диакона, 19 августа - в сан священника и определен к Иоанно-Богословской церкви села Клеповки Оханского уезда, где возглавлял также общество трезвости (1911-1913). В 1911-1913 гг. преподавал Закон Божий в Пастуховском земском училище того же уезда. 11 января 1913 г. епископом Екатеринбургским и Ирбитским Митрофаном принят в Екатеринбургскую епархию и определен в село Теренкульское. Здесь о. Василий преподавал Закон Божий в земском народном училище. Он был женат, но детей не имел (1913). Дальнейшая судьба В. В. Попеляева неизвестна.

Дольше всех при Духосошествиевской церкви служил диакон Николай Виссарионович Словцов. Он родился в семье псаломщика в селе Полдневском Екатеринбургского уезда 3 февраля 1867 г. Окончил Каслинское заводское народное училище (1879). 25 августа 1884 г. поступил послушником в Далматовский Успенский монастырь. Епископом Екатеринбургским и Ирбитским Нафанаилом посвящен в стихарь (2 июня 1886 г.). 25 июля 1886 г. указом Екатеринбургской духовной консистории определен штатным псаломщиком к церкви села Теренкульского. Епископом Христофором рукоположен в сан диакона (27 ноября 1899 г.). Имел звание учителя сельского приходского и начального народного училищ, присвоенное педагогическим советом Шадринского городского четырехклассного училища (1897). Был женат, но детей не имел. Предположительно, Н. В. Словцов скончался в 1914-1915 гг. Вместе с ним в теренкульском приходе служила его мать, вдова псаломщика Сусанна Ивановна Словцова (1848/49 - после 1917). После смерти мужа в 1894 г. она по своему прошению епархиальным начальством определена просвирней к Духосошествиевской церкви (3 марта 1897 г.). С. И. Словцова пекла просфоры для храма, за что получала от церкви 18 руб. и от церковно-приходского попечительства - 6 руб. в год, пользовалась дровами от общины.

Из описанного видно, что белое духовенство и церковнослужители жили небогато: ни один из названных служителей не имел недвижимого имущества, жалованье и общественные пожертвования были небольшими (например, по сравнению с приходами Челябинска). Священнослужители крестили, венчали, отпевали, учили грамоте и Закону Божию теренкульских крестьян, чьи дети и внуки ныне проживают в селе и за его пределами. Однако их имена стерлись из памяти. Автор публикации, предки которого, крестьяне, были уважаемыми жителями села Теренкуль, надеется, что настоящая статья восполнит этот пробел и внесет свою лепту в дело восстановления православной церкви на Южном Урале.


ПОЗДЕЕВ, В. В. Теренкуль, деревня / В. В. Поздеев // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. - Челябинск, 2006. - Т. 6. - С. 474.

ХРАМЫ Шадринского уезда / Шадрин. движение за культур. возрождение, Храм Святителя Николая г. Шадринска ; ред.-сост.: С. Б. Борисов, А. М. Бритвин. - Шадринск : Исеть, 1994. - 174 с.
С. 68-69, 111: Теренкульское, село.

 
« Пред.   След. »

 
 
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Антипин Николай Александрович
Бастриков Анатолий Александрович
Бухаров Владимир Леонидович
Завершинский Владимир Иванович
Каменская Лариса Валентиновна
Карташов Александр Николаевич
Козлов Юрий Яковлевич
Королёва Ольга Алексеевна
Костарева Татьяна Викторовна
Криворотова Жанна Александровна
Купцов Иван Владимирович
Любимов Андрей Григорьевич
Новожилова Людмила Александровна
Поздеев Владимир Васильевич
Рохмистров Евгений Петрович
Рыжова Мая Петровна
Сергеев Сергий, священник
Сухина Елена Николаевна
Фокина Стелла Андреевна
Фролов Александр Викторович
Чайко Григорий Иванович
Шалагин Анатолий Владимирович
Щеткова Ольга Анатольевна
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО