Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Шадринский район arrow Село Могильное
Село Могильное
И.В. Багазеев
Село Могильное
(до начала 20 века)

История семьи Багазеевых неразрывно связана с селом  Могильным и деревней Раевой, расположенных в 15 километрах на северо-восток от г.Шадринска  Курганской области, на восточном берегу большого озера, ранее известного под названием Могильского.

Между деревней Раева (в некоторых документах Раевая) и селом Могильным (часто - Могильское) всего 500 метров. После начала в 1862 году строительства  каменной церкви границы между деревнями стираются, и после революции название Раева исчезает. В 1964 году село Могильное переименуют в Глубокое, также изменят  название озера.

Первое известное мне упоминание о Могильном встречается в переписной книге  Тобольского уезда Льва Поскочина 189 (1680/81), 190 (1681/82), 191 (1682/83) гг: Деревня Могилева на речке Ичкине . В переписи 1710 года  встречаются: Деревня у Могильного озера и  деревня Могильская над озером, относящиеся к слободе Масленской Тобольского уезда. В более поздних переписях (1744 г., 1757 г.) встречается деревня Могильская Масленского острогу, в документах от 1759 года встречается Масленского острогу деревня Могиленка.

Проезжая по Зауралью в апреле 1770 года, ученый-путешественник П.С. Паллас отмечает в своих записках : «деревня Могильное, или по татарски Елмен-Куль, стоит на восточном берегу прекрасного обширного и карасями изобилующего озера, которое русские, по находящимся около него могилам, называют Могильным».

Известными мне первопоселенцами и старожилами деревни Могильной были фамилии:

Дымшаковы  - Во дворе Сергушка Григорьив сын Дымшаков. Сказал: родился де он в Чордынского уезду в Починской волости, жил за великими князем во крестьянах. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 172 году. У него дети Захарко 18 лет, Першка 10 лет, Якунка 5 лет.

Тюшняковы - Во дворе Ивашко Андреив сын Тушняков.  Сказал: родился де он в Кунгурском уезде в подгородной деревне Токтареве, жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 175-го году. У него сын Ивашко 10 лет.

Дедюхины: Во дворе Сенка Иванов сын Дедюкин. Сказал: родился де он Вологоцкого уезду Троицкого приходу Вожегоцкие волости в деревне Ехинскои, жил за дворянином за Давыдом Жердевым во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Шадринской слободе со 182-го году. У него сын Гришка 4 лет. У него ж брат Оска 20 лет.

В конце 19 века самыми многочисленными фамилиями в селе Могильном были Дымшаковы, Поникаровы (Поникаровских), Назаровы, Быковы, Лавовы,  в деревне Раева - Тюшняковы, Багазеевы, Матеровы.

Долгое время полагал, что название деревни Раевая, ставшей впоследствии частью Могильского села, означает  «с краю, краевая». Но позднее у Фасмера нашел более интересную версию о том,  что «Рай» во многих русских говорах означает «эхо, отзвук, гул», и селения эти получили названия благодаря звонкому эху, раздававшемуся в них или близ них. Это вполне возможно, поскольку деревня Раевая  - та часть села Могильского, которая ближе к селу Ичкинскому, в котором находился храм во имя преподобного Сергия. Жители деревень Могильской и Раевой до 1867 года были прихожанами именно этой Сергиевской церкви.

Однопрестольный, каменный храм в селе Могильском был заложен в 1862 году, освящен в 1867 году, построен на средства прихожан. Указом святейшего синода 1874 года церковь села Могильное стала самостоятельной, и поскольку она построена во имя Владимирской иконы божьей матери, то и стала называться Владимиро-Богородицкой.

В книге, данной протоиереем Градо-Шадринского Преображенского собора Михаилом Кузовниковым «для записи денег в расход на постройку церкви крестьянину Александру Александровичу Поникаровскому 26 июня 1862 года», расписано поименно, кто принимал участие в строительстве:  Поникаровский Василий Петрович - кирпичная кладка; Малышев Алексей Иванович - кирпичная кладка; Паньков Логантий - заготовка дров; Дымшаков Ефим Савельевич - заготовка дров, железо; Дымшаков Семен Яковлевич - поставка железных свай; Дымшаков Дмитрий - вывозка кирпича; Дымшаков Николай - дрова для обжига кирпича; Ногин Кондрат  - брус для окон; Назаров Иван - распиловка дров; Парилов Филипп Иванович - гербовая печать и бумага; Багазеев Иван Никитич (д. Раева) - позолота крестов.

Несмотря на то, что в конце 19 века село Могильное и деревня Раевая были фактически единым целым, административно они относились к разным волостям: Могильное к Иванищевской волости, Раевая к Водениковской. В 1873 году в Иванищевскую волость входило три села: Иванищево, Сосновское, Кривское, а также десять деревень: Агапина, Беркут, Могильное (после 1874 года - село),  Медвежье, Ерзовка, Потанино, Спицино, Дрянново, Першино, Атяж. В Водениковскую волость входило три села: Водениково, Ичкино, Неонилово и пятнадцать деревень: Сапожникова, Кукольникова, Раева, Грибанова, Тюшнякова, Шаньгина, Песчаная, Уткина, Елесина, Титова, Широкова, Копнина, Борчанинова, Тюленева, Шушарина. Отнесение Раевой к Водениковской волости объяснялось тем, что земли, отведенные в пользование крестьянам этой деревни, были расположены в районе Водениковской волости.

По ведомости сельских обществ крестьян по состоянию на 1873 год в деревне Могильное было 122 двора с численностью душ - 318 человек, в деревне Раевой - 37 дворов с численностью душ - 124 человека мужского пола.

Расцвет села Могильного и деревни Раевой связан с широким развитием пимокатного промысла. Зауральский этнограф и фольклорист А.Н. Зырянов записал в 1864 году песню, в которой есть слова «Кому шерстку бить - медвеженцам, а шляпы катать - могиленцам».

В материалах исследовательской группы петербургских ученых статистиков о торгово-промышленной деятельности Шадринского района 1909 года  в разделе «Валяная обувь» указано, что пимокатное дело - одно из главнейших производств Шадринского района:

«Для характеристики положения пимокатного производства в районе речки Ичкино может служить село Могильное, Иванищевской волости. Население которого, почти поголовно занято пимокатством. Центральной фигурой этого селения является Дымшаков. В его заведениях работают около 100 человек рабочих, среди которых есть мастера татары, выписанные из казанской губернии. Кроме того Дымшаков раздает шерсть пимокатам на дом сдельно. Всего на него работают около 300 семей. Всего в годовую операцию он выпускает не менее 50 тысяч пар пимов. Пимокаты сел Могильное и Медвежье, катают пимы на заведение Багазеева , изготовляя в год до 10 тысяч пар пимов. Село Могильное является центром, тут находятся наиболее крупные пимокатные мастерские, тут же проживают и главные пимокаты-скупщики, ведущие свои операции со всей Сибирью».

С развитием пимокатного производства в конце 19 века село Могильное стало активно перестраиваться. Появились полукаменные дома, были построены обширные каменные кустарные мастерские.

.....


Каждый раз, планируя поездку в село Глубокое, настраивался на то, что почувствую трепет паломника, приехавшего к святым для него местам. Но, увы, по приезде меня посещала лишь горечь и грусть, и, бессильная злость об утраченном некогда былом величии.  Подобно обломкам  исчезнувшей цивилизации в селе сохранились останки прекрасных домов конца 19 века. Но это не памятники архитектуры, а именно руины, разграбленные, поруганные людьми.   Остановившись перед стенами крупной красной кирпичной кладки, я вспомнил о том, как безразлично легко мне было разглядывать развалины Колизея в Риме. Но в Глубоком я отчетливо понимал, что это все не просто часть истории. Это часть моей собственной прошлой жизни, вернуть которую мне уже не удастся никогда.


Источники:

  1. Перунова А.Н. Село Глубокое. Историко-биографические очерки. г. Шадринск, ПО «Исеть», 2000.
  2. Багазеев И.В. Выставка экспонатов семейного назначения. Томск. Изд-во Томского университета, 2008.

Фото:- развалины Владимиро-Богородицкой церкви в селе Могильном.

 
« Пред.   След. »

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО