Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Куртамышский район arrow Село Косулино и округ
Село Косулино и округ
Корнев Юрий, город Челябинск.
Корнев Юрий, город Челябинск.


От: Корнев Юрий
Кому: Ольга Щеткова
Дата: 15 Мар 2010 08:28:32
Тема: косулино

Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
Извините меня, что так долго правил мою работу "Косулино". Я не мог её отправить, потому что при пересылке исправленный текст у меня не сохранялся. Это от того, что недостаточно освоил компьютер. Не затрудняйте себя исправлениями, если у меня что-то не соответсвует - удаляйте. Для меня это тоже информация.
Извините ещё раз, что не смог исполнить точно Ваше пожелание.
С уважением Ю. Корнев.

 

К О С У Л И Н О


С 1737 года территория, на которой сейчас находится с. Косулино, принадлежала к Исетской провинции.  В то время  между р. Куртамыш и р. Уй   расположены  государственные порожние земли, планировалось провести колонизацию этой земли. В 1744 году администрацией провинции было принято решение о размещении на этих землях заимок для содержания скота и помощи проезжающим. На заимке разрешалось держать скот, заготавливать сено; пахать и сеять разрешили только там, где провели межевание.  Заселение проходило из северных, наиболее заселённых районов провинции (Шадринский и Окуневский дистрикты). Для чего составлялась «Ведомость о пожелавших на поселение....» на основании которой подписывался «Указ о дозволении поселиться». В нем  указывалось место поселения. Так,  А. Лоскутниковым, крестьянином из Окуневской слободы, в 1745 году была основана  Куртамышская слобода, которая  должна была стать крепостью против набегов киргиз-кайсаков и башкир, но башкиры в 1755 году «замирились» и поступили на службу царю. Оборонительная линия отодвинулась далеко вперед. Надобность в крепости отпала. Край стал активно заселяться. Заселение  входило в стратегические планы правительства, так как предполагалось, что поселения будут снабжать провиантом линию крепостей Оренбургского казачьего войска. После межевания 1748 года, за каких-то 5-6 лет, на необжитых землях возникло около  20 деревень.

Крестьян толкало на новые места обилие свободных земель, которые правительство разрешило осваивать, и уменьшение податей. На новых землях крестьянам разрешалось селиться  не платя податей  четыре года. Землемеры проводили межевание - составление карт с нанесением земельных участков и планами населённых пунктов. Обязательным при этом было присутствие представителей власти. Они заносили на карту название деревни.  В заселяемых территориях всеобщей переписи не проводились долго. Происходило накопление населения, появление новых деревень, в которых могли проживать пришедшие на жительство по указу, а также самовольно покинувшие место прошлого жительства от «скудости питания» и другие категории беглых. Между появлением первых поселенцев и официальным признанием поселения властями могло пройти несколько лет, а то и десятилетий. Подтверждение тому такой пример. Краевед Кофанов Н. Г. в книге "Страницы летописи Половинского района" отмечает, что первые поселенцы на месте села Половинное появились в 1747 году. Их привлекла близость форпостов линии крепостей Оренбургского казацкого войска. Крестьянам обеспечивалась безопасность от набегов кочевников. Краеведы М. Суханов и П. Варлаков в своей книге "На южных рубежах" приводят архивные данные о том, что указ об основании деревни Половинна и ряда других ближних деревень был дан только в 1794 году.   

Точная дата основания д. Косулины  неизвестна. В 1770 году П.С. Паллас проезжал по Челябинскому уезду, один из его спутников упоминает  о Косулине и Белоногове. Более ранних документов об основании пока не обнаружено.

         Деревня Косулина расположена в одном конном переходе от Куртамыша и в двух конных переходах от Усть-Уйской крепости. Конный переход равен 25-35 верстам, совершив переход, коней нужно было кормить, давать им отдых для чего и ставились заимки. Возможно, Косулино начиналось с такой заимки. Вот  как коротко упоминает П.С. Паллас о такой заимке. «Нас встретили подводчики из деревни Косулина; мы не мало не помедлив отправились в путь и проехав мимо построенного для отдыху лошадей о двух дворах зимовья, которое принадлежит Миясской крепости земле, однако обитаемо Чумляцкими мужиками».  Ныне эта деревня Косулино входит в состав Щучанского района.

           Много сел и деревень носят названия своих первых поселенцев, основавших  заимки и выселки. В топонимике  распространена практика - давать наименования поселениям по именам своих основателей.  Среди первых поселенцев д. Косулиной, вероятно, был крестьянин Косулин. Фамилия Косулин не такая уж редкая, что косвенно подтверждается  документами. В интересующих нас местах ещё в 17 веке появлялись воинские отряды, в списках одного из которых значился Яков Михайлов сын Косулинский. В 1758 году в Троицкой крепости служит рядовой драгун Косулин. Фамилия Косулин может происходить от слова - косуля - соха для вспашки тяжелых почв.  Ещё в некоторых диалектах слово косуля обозначает попрошайку, обманщика. Следует добавить  очень знакомое всем  название дикой козы - косуля, которые водились в наших местах в достатке. Существуют и другие версии, так по одной из них название поселение получило от формы улиц напоминающих рога косули, но есть и другая версия, согласно которой первый поселенец был косой - косуля.

         Косулино разрастается довольно быстро, в 1782 году это одна из крупных деревень в округе. Однако крестьянам, живущим среди просторных пашен, лесов, озёр грозила не малая опасность - набеги  кочевников. Они часто прорывались через линию крепостей, в 1774 году совершили нападение на крепость Усть-Уйскую, набеги продолжались до 1817 года. Историческая память жителей Косулино сохранила страх перед нападениями. Родившиеся на рубеже 20 века жители Косулино еще могли пересказать, услышанные от дедов, события той поры. Неграмотные крестьяне называли врагов "киргизцами", правильное название - киргиз-кайсаки или, по-современному - казахи. Кроме набегов в 18-начале 19 веков жителям Косулино приходилось опасаться неурожаев, голода. Страх перед голодом жил в человеке той поры и не раз возвращался в течение 20 века.

      Можно добавить еще одну версию о появлении деревни  Косулино. В 18 верстах от Екатеринбурга стоит  Косулино. Берега Исети, как известно, заселялись раньше. Затем заселили берега Миасса, появилась деревня Косулина возле села Белоярского, о ней упоминает в своих путешествиях П. Паллас в 1769 году. При освоении и заселении земель между рекой Куртамыш и рекой Уй появилась ещё одна Косулина. Переселенцы, осваивая новые места, дают старые названия основанным ими деревням. Такие примеры есть. Можно предположить, что по берегам озёр, которых немало на территории Косулино селились различные беглецы, приезжали крестьяне из числа пожелавших переселиться, появлялись ходоки, чтобы отыскать подходящие земли и подготовиться к переселению своих земляков.  Таким образом, проведено было принудительно-вынужденное  заселение. В 1782 в Косулино насчитывалось 65 дворов, 223 души мужского пола и 235 душ женского пола.

           В 1774 году по деревням начали ползти слухи о том, что император Петр Третий  собирает войско, возводит крестьян в казаки. По деревням ходили вербовщики, зазывали в войско, читали грамоты от императора. Он обещал, как только прогонит с престола свою жену Екатерину, то устроит справедливое царство. Многие верили, особенно староверы-раскольники.

           Так появился атаман Иликаев в Куртамыше.  Он собрал по Куртамышскому дистрикту отряд около трёх тысяч человек и направился к Курганской слободе. Бои с правительственными войсками происходили возле Иковки и Утятской. Крестьянский отряд был рассеян.  В марте 1774 года  Куртамыш был освобожден от повстанцев. Крестьяне подались по домам. Среди косулян бунтовщиков не отмечено, успели вовремя вернуться домой. Тех, которые находились по домам - не трогали, ловили и наказывали тех, которые находились в бегах. Так закончился бунт под началом Емельяна Пугачева.  Память сохранила легенды о  «пугачевском» лесе возле Косулино. Ещё в 80-е годы прошлого столетия в Косулинском лесничестве существовал памятник природы, взятый под охрану. Он назывался «Пугачевская роща». В этом веке объявлена памятником природы и взята  под охрану экосистема болот, тоже около Косулино.                                      

          В середине 18 века заселение  Косулино и других деревень происходило за счет густонаселённой части Исетской провинции. Крестьян толкало на новые места обилие земель, которые правительство разрешило осваивать, уменьшение податей. К концу 18 века более равномерное заселение территории юго-востока Челябинского уезда проводилось уже за счёт вновь основанных деревень.  Для примера ещё добавлю к вышесказанному о деревне  Половинна.

           В октябре 1794 года принят указ об основании деревни Половинна.  Во вновь основанную деревню съезжаются первые поселенцы из близлежащих слобод и деревень, в том числе из деревни Косулино Матвей Евдокимов сын Пятков. Во время переписи в 1795 году в деревне Половинной уже 24 двора 282 жителя. Житель Косулино становится первопоселенцем возможно второй раз. В 1795 году в деревне Косулино проживает  276 душ мужского пола и 275 душ женского пола. Увеличение населения происходит в основном  за счёт естественного роста. На вновь заселенные земли  разрешено было направлять  ссыльных. Но к началу 19 века, по мере освоения новых земель, ссыльных отправляют  дальше, вглубь Сибири. К концу 18 века  первый этап основания и заселения деревни Косулино закончился.


ФОТОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ИВИНА
 

В 1800 году было запрещено переселение из центральных губерний. Только в 1824 году были утверждены новые правила  переселения в Оренбургскую губернию.   Переселенцам выделялось по 15 десятин на душу мужского пола, им должны были предоставляться трехлетняя льгота от платежа всех податей и денежных земских повинностей, от исправления натуральных земских повинностей, и от рекрутской повинности; на шесть лет освобождение от воинского постоя; сложение всех недоимок за прежние годы; выдача пособия «для домашнего обзаведения» по прибытии на место - строительного леса на 50 рублей, или деньгами - 100 рублей  каждой семье. На эти деньги можно было построить дом и обзавестись хозяйством. Поток переселенцев из центральных губерний  стал усиливаться. В эти годы Косулино значительно выросло. К 1866 году в Косулино  было 140 дворов. 437 душ мужского пола и 482 души женского пола. Всего жителей 919. В 1866 году Косулино входит в состав Оренбургской губернии Челябинского уезда Куртамышской волости. Она расположена при озере Косулинском (жители называют Домашним). Позднее такое название закрепляется в документах. В деревне имеется часовня. Сообщается, что климат в уезде не совсем здоров «...от горько-солёных испарений воздух заражается дурным запахом и порождает повальные болезни. Заражение воздуха происходит от присутствия в озёрах множества алых водяных червей или тараканов известных у местных жителей под именем мормыш. В озере Сорочьем (рядом с деревней Вишняковой) в 1852 году добыто до 80 тысяч пудов соли. Соль пригодна в пищу, но для солений не годна».  (Из общих сведений о губернии за 1866 год).  «В двенадцати же верстах от Сорочьего озера, слева от дороги, на четвертой версте, лежит в роще солёное озеро Кривое. Длина его свы­ше 2 верст, и, говорят, там тоже отложилась солёная кор­ка, почему оно и охраняется.  В семи верстах далее на восток находится еще одно пресное озеро, близ которого расположена русская деревня  Косулина. У следующей деревни Белоноговой, в шести верстах к юго-востоку, есть три небольших озера под назва­нием Горькие, каковыми они в действительности и являют­ся. Вода в них  во­няет серой». Так описывает окрестности Косулино  исследователь солёных озер в крае, спутник П. Палласа студент Н.  Соколов, будущий академик. В 1770 году П. Паллас изучал соленые озёра между реками Миасс и Уй. (Прим. автора).

        Рост населения порождает социальное напряжение. Начинают распространяться слухи, что государственных крестьян отдадут помещикам, в отдельных местах крестьян стали принуждать переходить в казаки. Многие  государственные крестьяне не хотели  переходить в воинское сословие. Стали заставлять расширять площади под посев картофеля. Население считало картофель нечистым, поганым растением. Социальное напряжение в некоторых местах вылилось в столкновения с кровопролитием. Эти события назвали «картофельным бунтом», хотя основной причиной бунта  в Куртамышевской волости  был  слух об отдаче  крестьян в частное  владение помещику (апрель 1843 г.).  Население же продолжали знакомить  с правилами разведения картофеля. Принимали в этом участие многие грамотные люди, ещё в 1850 году, по воспоминаниям лесничего, он с трудом распространял семена картофеля. Крестьяне не хотели заниматься всерьёз картофелем. Только к 1880 году  польза от картофеля дошла до всех. Картофель стал вторым хлебом и не раз крестьянина выручал в трудные годы.

        После объявленной воли крестьянам,  население продолжало прибывать.   Развитие капитализма отразилось на жизни  деревни. Например, появились «заводские» деревни. Такая деревня возникла в трёх километрах от Косулино. Назвали её Деткова, населили её выходцы с разорённого завода, который относился к   Шайтанскому посессионному горному округу в Чумляке.   Рабочие захотели «есть свой хлеб» и переселились на свободные земли.  Этот случай  описан  в романе Мамина-Сибиряка «Хлеб».  Ныне Детковки нет. Колхозники, которые пожелали остаться в колхозе, были перевезены вместе с домами и имуществом на центральную усадьбу колхоза «Россия» в село Косулино.  

      Жизнь крестьянина в определенные моменты была связана с церковью. Крестить новорождённых, венчать, отпеть покойного, принять причастие - нужен священник. Жителям Косулино в этом плане  не везло. У них не было церкви, они были приписаны к приходу церкви  с. Долговка. Существовал указ Челябинского нижнего земского суда 1789 года. Причислить к приходу Долговское село Михаило-Архангельская церковь: деревни Белоногова 25 верст, Верхна 9 в. Жукина 5 в. Косулина 20 в. Мыркаевка 30 верст, Пепелиная 8 в Сетова 40 в. Сорокина 3 версты Соснова 25 в. Чертова 38 вёрст, Чистоозёрская 22 версты. (Орфография сохранена). Только в 1877 году в Косулино была построена каменная церковь, освящённая в честь Живоначальной  Троицы. Назначен в 1876 году, в августе, молодой священник Неаполитанов Д. Р. ,  он очень нравился прихожанам, когда его перевели служить в Долговку, прихожане не хотели с ним расставаться. В 1886 году священник села Косулина  П. Попов уволен по состоянию здоровья. Священник села Долговского Д. Неаполитанов по прошению перемещен в село Косулино.  Село Косулино входит в это время в ХХIII благочиннический округ. Благочинным является священник Н. Малышев -  сл. Таловская. Д. Неаполитанов стал впоследствии настоятелем монастыря в Челябинске. В 1921 году был расстрелян. «Оренбургские епархиальные ведомости» сообщают: «В 1873 году в приход деревни Косулиной включены деревни Дедкова и Чистая. Место священника вакантное, псаломщик Евладов А. Благочиннический округ -  ХVII.

          В 1912 году газета  «Оренбургские епархиальные ведомости» сообщили: «Выдано  помощи голодающим: псаломщику села Косулино Александру Нассонову, 15 рублей, просфирне Антонине Ивановой, 10 руб. (1911-12 годы были голодными). В 1912 году священник села Косулино Илья Елеонский присоединил к православию раскольников часовенного согласия Федора С. Короткова и Анастасию В. Морозову. Ещё один известный  наш земляк из священослужителей Ефимов И. Ф. Родился в Косулино в 1888 году, дослужил до сана епископа. Жил в Пятигорске.  Арестован 16. 9. 1930 года. Приговор 10 лет. (Книга  памяти Ставропольского края)  Ныне церковь разрушена до основания, на её месте построено административное здание...                                                                

            В   1887 году открылась церковно-приходская школа в с. Косулино. Не хватало школьных помещений, оборудования, букварей. Если заглянуть в расписание уроков, можно было увидеть: Закон Божий - 6 уроков в неделю, славянский язык - 4 урока, русский язык - 8  уроков счисление - 6 уроков, чистописание - 3 урока, церковное пение - 3  урока. Ограничений для приёма детей обучаться в церковно-приходских школах не было. Согласно «Положения о церковно-приходских школах» /1896 г./, в одноклассные школы могли приниматься даже дети иноверцев, раскольников и сектантов. Хотя в двухклассные школы брались дети только православного вероисповедания, т.к. они готовили учителей в школы грамоты. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу. В хозяйстве всегда нужны были рабочие руки, а дети уже с 7-8 лет были приучены к крестьянскому труду. Даже зажиточных крестьян нужно было убеждать в пользе образования. Бедные же понимали, что иной жизни для них не будет, поэтому образование им не нужно. Они руководствовались правилом: где родился, там и сгодился.

         Крестьяне не только усердно молились, в поте лица  трудились, но умели и повеселиться. Самые большие гулянья бывали в храмовые праздники. Храмовые гуляния  отмечали в определённых приходах в определённый день в честь религиозного события, в соответствии с православным календарём. Такие празднества в сёлах бывали один, два раза в год. В с. Косулино праздновали 21 июля и 4 ноября - Казанская, в честь Казанской иконы Божьей Матери. Кроме храмовых праздников,  бытовала традиция «съезжих» праздников во всех деревнях и сёлах. Крестьяне начинали задолго до праздника запасаться всем необходимым для угощения гостей: пироги с рыбой, разные похлёбки с мясом, жаркое, блины, пирожки с ягодами, кисели, урюк мочёный. Некоторые крестьяне, не всегда платившие вовремя подати, продавали последний хлеб для того, чтобы купить водки и отметить праздник «как следует». Приезжали наряженные гости, их встречали радушно. Водка «лилась рекою», а к вечеру по всему селу разносился шум гуляющего народа. Слышались песни, крики, брань. Если не хватало запасов на гуляние, то мужики шли занимать у зажиточных крестьян деньги под работу.  В зимнее время чистили озёра, делали большие горки, приносили салаги, сани, садились кучей, не разбирая, молодые или пожилые, и катались, падая в снег.

    В 1901 году село Косулино относится к Долговской волости. Расположено у озера Домашнее. В ней 295 дворов 1245 душ обоего пола, одна церковь, одна каменная школа, три ветряные мельницы. Ярмарка проводится 29 августа.

           Названий улиц в деревне: Долговский край, Васькино, Кобловка, Одинушка, Марково, Ярушанка, но почтальоны разносили почту по памяти. Село стало волостным. Появилось волостное правление, и ряд земских учреждений, торговые лавки. Деревня жила не богато. Двухэтажный дом был один на всю деревню, начали появляться дома под железными крышами. Вот как описывает писатель Глебов Н.А. в одной из своих повестей косулинскую улицу. «...Огромный жеребец вынес тарантас за ворота и помчался по деревенской улице..., замелькали рваные плетни, крытые соломой избы, переулки и огороды. Прячась в подворотни, лаяли собаки... . Встречные мужики торопливо сдёргивали войлочные шляпы и угрюмо сторонились к заборам. На поклоны дед (он же старшина Долговской волости) отвечал лишь небрежным кивком головы.... Когда обогнули небольшое озеро,  дед  увидел на опушке берёзовой рощи палатки цыган...» Цыганский табор - вполне реалистичная картина той поры. Цыгане ездили по деревенским ярмаркам, занимались своим цыганским ремеслом.  В 2009 году в селе Косулино появились таблички с названиями улиц и номерами домов. Одна из улиц названа именем воина-интернационалиста, погибшего в Афганистане, Сергея Владимировича Дмитриева.

 

Тихую, спокойную деревенскую жизнь иногда будили события, которые заставляли беспокоиться, разрывали грудь матерей и жён  тревогой и горем. Наборы рекрутов, а позднее, призывы на службу, сообщения о начале войны не обходили стороной село Косулино. Так началась в 1904 году война с Японией. Из села Косулино был призван  простой крестьянский  парень Иван Коблов. Он был определён на службу в императорский флот. Службу проходил в Кронштадте. Началась русско-японская война, он был зачислен в печально известную эскадру адмирала Рожественского, которую направили из Кронштадта во Владивосток. У острова Цусима эскадру встретили японцы и полностью её разбили. Иван Коблов попал в плен, некоторое время находился в Японии. После войны царское правительство пленных приняло, репрессий никаких не чинило, а даже выплатило денежное пособие. Вернулся И. Коблов в Косулино, там и проживал. Такова судьба и приключения русского матроса, нашего земляка.

        Косулино в 1916 году было волостным селом Челябинского уезда. Оно насчитывало 346 дворов и 1898 жителей. В Косулино была православная церковь, волостное правление, церковно-приходская школа, 2-х классное земское училище, земская изба-читальня, земский фельдшерский пункт, кредитное общество, 6 лавок, по пятницам проводили базар, была земская станция, проводили почтовые операции. 2 раза в году были ярмарки. К Косулинской волости отоносились 12 окрестных деревень и 3 переселенческих участка. Через село проходила почтовая дорога. В начале 20 века началась реформа Столыпина, хлынули новые переселенцы. Появились возле Косулино маленькие деревни, переселенческие участки. Например, переселенческий участок Машуковский, в котором 4 двора, 23 жителя, расположен на болоте, рядом с деревней Машуковка, которая стоит на   роднике, в ней 13 дворов 77 жителей. Ныне этой деревни нет. С той поры население в Косулино заметно поубавилось. В настоящее время сохранились только три  села: Белоногово, Кузьминовка и Чистое.                                                                                                                         

        В  гражданскую войну боевых действий в Косулино не было. Национализация земли, проведенная советской властью, а затем денационализация земли, проведенная правительством Колчака, окончательно поделила  крестьян на белых и красных, поселила сумятицу в головах. В июне 1918 года проведён волостной сход. Выбран президиум, должностные лица для поддержки власти белых.  По воспоминаниям, переживших то время, в  лесах было много дезертиров, не желавших воевать, уклонявшихся от мобилизации в белую  армию. Однажды дошёл слух, что приближается карательный отряд  колчаковцев (апрель 1919 года). Многие жители запрягли лошадей и скрылись в глухих лесах, прихватив близких и соседей, развернули станы и прожили несколько дней. Расстрелы сторонников красных прошли стороной. Журналист и писатель Н.А. Глебов, родом из Косулино, писал в своём романе «В степях Зауралья» о том, как  в лесах Куричьей дачи был создан отряд партизан для борьбы с белыми. Партизаны выступают на соединение с красными.  Они намечают путь через Косулино. После ухода колчаковцев, дезертиры начинают возвращаться в деревню. Беженцы из числа сторонников белых уходят через Куртамыш за Тобол. В августе 1919 года в Косулинской волости  создана партийная организация большевиков. Записалось 8 человек. Советская власть стала  укрепляться.  Вскоре  на жителей Косулино стали надвигаться новые испытания.

         Трагический, голодный 1921 год. Косулино - волостное село Куртамышского уезда. За всё лето не было ни одного дождя. Урожай яровых крайне низок. Надвигался голод. Некоторые крестьяне на небольших участках посеяли озимую рожь. Продналог нужно было сдавать. В Косулино случился пожар. Сгорело 13 домов. Огонь не щадил ни зажиточных, ни бедных. На погорелом месте у одного хозяина обнаруживают 300 пудов пшеницы и 20 пудов гороха, у другого изымают 500 пудов пшеницы. На фоне ожидания голода, эти события хорошего настроения не добавили. Разницу между кулаком и бедняком увидели все. От отчаяния, от тяжелой и несправедливой жизни «граждане Косулинской волости разграбили временный ссыпной пункт, было похищено 225 пудов хлеба, собранного в счет продналога». От голода, болезней до «новины» 1922 года дожили далеко не все. В Косулинской волости погибло 1088 человек. Тех, кто ушёл в поисках сытой жизни никто не считал.                                     

     Советская власть стала пробовать новые формы  хозяйствования на селе. В Косулино была создана коммуна. В неё вошли люди, обладающие новым сознанием, активисты, которые стремились к новой жизни. С надеждой выжить пошли в коммуну одинокие женщины, число которых после войн заметно выросло,  слабосильные хозяева, которым не потянуть работу на своём поле. Жизнь в коммуне была новой. Землю сдали, ходили на работу, как на подёнщину, вспоминают жители. В коммуне кормили, что давало надежду выжить тем, кто совсем обнищал. Государство в немалой степени поддерживало коммуны. С началом индустриализации страны начался отток населения из села. По воспоминаниям известного академика, учёного полевода Т. Мальцева в эти годы был нанесен деревне самый чувствительный удар. Приходили вербовщики, обещали работу, заработки. Крестьяне видели, что происходят где-то перемены к лучшему, часть из них стремилась покинуть деревню в поисках легкой и сытой жизни. В начале тридцатых годов в Косулино началась коллективизация. Относились крестьяне к созданию нового экономического уклада в деревне настороженно.  Было организовано три колхоза. «Вожак» в Долговском крае, колхоз «Октябрь» охватил центр деревни, с другого края - Ярушанки был организован колхоз «Земледелец». Были крестьяне, которые не хотели вступать в колхоз, они хотели жить и работать единолично. В марте 1933 года провели раскулачивание тех, кто не хотел вступать в колхоз. Раскулачили  9 человек. За весь период коллективизации особенно пострадали Ярушины. Семеро были приговорены к раскулачиванию. Четверо Ярушиных  были  репрессированы  в последующие годы. Восемь человек,  носивших фамилию Бобырев, также приговорены к раскулачиванию. Большинство из них  были впоследствии  реабилитированы. (Книга Памяти и данные УВД Кургана).

          С укреплением колхозов жизнь в селе стала налаживаться. Трудиться на земле ещё не все  отвыкли.  Крестьянину успешный труд приносит удовлетворение, но тяжелые испытания не оставляют народ. Началась война, тяжелее и кровопролитней которой ещё не бывало. От зари до потёмок все колхозники трудились. Вот сообщение газеты «Путь колхоза» за 1942 год: «...22 июня школьная бригада Косулинской неполной 8-классной средней школы самоотверженно трудилась на полях колхоза «Земледелец».  Большинство ребят выполняло норму на 130-140%, а некоторые и две нормы».   В МТС открылись курсы механизаторов, готовили замену ушедшим на фронт. Приняли девушек,  в том числе из  соседних деревень. Отправлялись люди на работу в трудармию. В 1944 году  в Косулино прибыл священник, c документами за подписью патриарха Сергия, однако, посчитали деятельность церкви вне закона. Работала церковь в Костылево, в Косулино церковь была закрыта, колокола сняты.  Политика, начатая  Сталиным,  в отношении Русской Православной церкви  проводилась весьма осторожно. Сколько призвано жителей Косулино на фронт, как воевали, кто не вернулся - тема очень деликатная, требует отдельного изучения. Официальные сухие цифры сообщают. Из Косулинского сельсовета ушло на фронт 520 человек, 85 погибли, 146 пропали без вести, 289 вернулись домой. Но не забывают фронтовиков, участников Великой Отечественной войны в селе.  «В мае 2008 года на кладбище села Косулино  установлен памятник на могиле участника Великой Отечественной войны, награждённого в своё время высшей солдатской наградой - орденом Славы и другими орденами и медалями. Памятник поставлен бесплатно. В установке приняли участие глава сельской администрации, два учителя, семь учеников, один труженик тыла. Скромно. А сколько воинов-орденоносцев и просто участников В.О.В. покоится на этом кладбище? Не один десяток. В 1986 году великий праздник День Победы праздновали более 60 участников войны. В феврале 2009 года в  Косулино проживает четыре фронтовика: И.П Логиновских, А.Н. Мокеев, А.Д. Заболотников, П.И.Москвичёв. 

           Школа - место, где умственно и нравственно созревает молодое поколение, там закладываются понятия о родине, чести и совести, прививается любовь к родной природе. Новое здание школы построено в 1969 году. Немало учащихся получили путёвку в жизнь  за эти годы.  Интересный материал  помещён в журнале  «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» за 1980 год №11: «Рассказ об ученической бригаде Косулинской средней школы следует начать с цифр. Год рождения бригады 1958. В бригаде около ста человек - учащихся седьмых-девятых классов. Бригадир Галя Шушарина. За ребятами закреплено 50 гектаров кукурузы, 10 гектаров свеклы. Последние три года юные опытники работали с кукурузой. Опыт закончился удачно. С делянки получили по 300 центнеров с гектара. И ещё хочется добавить несколько цифр. Но измеряют ими не центнеры и гектары. В этом году из двадцати ребят, получивших удостоверение механизатора, шестнадцать остались в колхозе, одиннадцать выпускников поступали в сельскохозяйственные институты и техникумы. То, что ребята решили не расставаться с землей, и есть главное достижение ученической бригады».

            В наши дни школа  может гордиться своими успехами.  В конце прошлого 2008 года Косулинская школа стала победителем областного конкурса среди школ, активно реализующих инновационно-образовательные программы в номинации «Образовательное учреждение - центр социума». Кроме диплома первой степени школа получила премию и ценные подарки.      Старшеклассники активно участвуют в районных олимпиадах и завоевывают призовые места. Среди победителей олимпиад Анна Мочалкина, Екатерина Шушарина, Виктория Валькова. В школе подобрался дружный и сильный коллектив учителей. Особого уважения заслуживают  те, кто наполняет души и сердца детей  добрым, светлым, прекрасным по 20 и более лет. В их числе Ольга Владимировна Бобырева, Зинаида Ивановна Девятирикова, Татьяна Григорьевна Дедкова, Елена Киприяновна Высыпкова.

           Следует помнить и ценить тех, кто вот уже два с половиной века обрабатывает пашню, растит хлеб, кормит им себя и нас - крестьянина хлебороба на пашне Косулино. В настоящее время также есть о ком сказать добрые слова.   Газета «Куртамышская нива» сообщает:  «Весной прошлого 2008 года механизаторы ООО «Косулинское» засеяли 2339 гектаров пшеницей и 390 гектаров подсолнечником на масло. По осени собрали неплохой урожай - по 15,1 центнера зерна. Результат не был случаен. Положительную роль сыграло внесение в почву минеральных удобрений, обработка ее современными сельхозорудиями и, конечно, человеческий фактор. Трактористы, водители, комбайнеры, проявляли в работе старательность, стремились к высоким результатам. Среди тех, кто честно трудился и был в числе лучших, А. А. Зиновьев, В. Н. Головин, П. Н. Хозов,  П. Д. Денисов, А. К. Глебов.


           Население Косулино в 2009 году  составляет 804 человека, из которых 38 процентов пенсионеры. Абсолютное большинство трудоспособного населения работает, им есть где приложить свои руки. На территории села функционируют сельхозпредприятие ООО «Косулинское», электроподстанция, лесничество, сельпо, средняя школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт». Вот  уже чуть менее 250 лет стоит среди озёр, лесов, полей деревня Косулина, а позднее село Косулино. Прошла деревня  за эти годы через многие трудности и испытания. Знает радость  успешного крестьянского труда.  Не переводятся в селе  труженики, отдающие свой  труд земле.


ФОТОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ИВИНА

 

Использованная  литература.

 

1. Энциклопедия "Челябинск", статья Исетская провинция.

2. А. Свинкин. История  Куртамышского  района. Досоветское время

3 .Хрестоматия архивных документов по истории Южного Урала 1682-1918. Челябинск. 1980.

4. Общие сведения об Оренбургской губернии.

5. История Оренбуржья. Учебное пособие под ред. проф. Футорянского Л. И. г. Оренбург, 1996, гл. 4.

6. Список населенных мест Челябинского уезда (1916, ) ЧУОНБ.

       Список населённых мест Челябинского уезда (1901) ЧУОНБ.

       Список населённых мест  Оренбургской губернии 1866.

7. Хроника Пугачевского бунта. ЗГО. Пугачевский бунт. (Изыскания) ...

8. Газета  "Оренбургские епархиальные ведомости" за 1873, 1886, 1912 г. г.

9. А. Сперанский. Церковь и власть в годы В.О.В.: Возрождение религиозных традиций.

10. На южных рубежах. М. Суханов,  П. Варлаков   

11. Кофанов Н. Г. "Страницы истории Половинского района"

12. Журнал  "Юный натуралист" № 11 1980 год.

13. Газета  " Новый мир"  11.02. 09.

  • 14 . Газета "Куртамышская нива" февраль 2009 год.
  • 15 . Газета " Путь колхоза" за 1942 год.

16. Н.А. Глебов. Повесть, "Детство Викеши". Челябинск 1982.  Роман "В степях Зауралья". Челябинск 1969.

  • 17. П.С. Паллас "Путешествие по разным провинциям Российской империи" Спб. 1809.

18. Воспоминания жителей села Косулино - архив автора.

                                                                Ю. КОРНЕВ

Специально для сайта  http://www.uralgenealogy.ru/

16 марта 2010 года.

 
След. »

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО