Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100

Абалакская икона Божьей Матери


                            Два века в истории Куртамыша...                                                    

     АБАЛАЦКАЯ (АБАЛАКСКАЯ) икона Божией Матери, это иконография Богоматери, относящаяся к типу «Знамение». Празднование Абалацкой иконе Божией Матери установлено 27 нояб./ 10 дек. и 20 июля / 2 авг.

Абалакская икона Божьей Матери
Считается,что оригинал.1637г. Абалак. монастырь Тобольск. Сейчас Австралия. Справа: точное фото «Богоматерь Абалакская". 1637 г. Тобольск. М. Мартынов (начало 60-х гг. XVI в.- после 1645 г.). Перепечатано из книги А. И. Сулопкого "Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии". Спб., 1864.

 

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела две иконы: «Знамение» Богоматери и образ св. Марии Египетской. От богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у Абалацкого погоста. В 1637 по благословению Тобольского архиеп. Нектария был возведен Знаменский храм с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положивший начало Абалацкому Знаменскому мужскому монастырю. Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637г. написал икону Божией Матери, названную Абалацкой (оригинал). На изводе представлено поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем Младенцем Христом в мандорле (медальоне) у Нее на груди. Такая композиция соответствует Новгородской иконографии Богоматери «Знамение», но отличительными признаками Абалацкого образа стали предстоящие по сторонам от Пречистой Девы  св. Мария Египетская и свт. Николай. По пожертвованиям верующих оригинал иконы украсили драгоценным окладом. В  конце 17 века этот иконописец Матфей написал  списки (копии). Абалацкой иконы: в тот же монастырь, так называемую Наместницу и  уменьшенный список в г.Семипалатинск. Эти древние списки потерялись в гражданскую войну. Однако тюменский искусствовед Марина Софронова в своем интервью телевидению «Тюмень-регион» в 2009г. заявила, что в запасных фондах Третьяковской галереи имеется Абалакская икона датируемая концом 17-началом 18 веков.

Абалакская икона Божьей Матери

Список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Крестный Ход, Тобольск 2010г.


 

В дореволюционное время    Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились  во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске, Красноярске, Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье. Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: "После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря"... Позже для Государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Так Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год. Известно, что у Абалацкой иконы молились в каждый свое время старец Григорий (Распутин), адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерикс, Попеляев и другие. В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай. В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний  список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой. Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием:  возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России. Этот  список ХХ века Абалакской иконы  по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа».


 

До недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала Абакской иконы было неизвестно. Только имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным точное место нахождения иконы - Австралия, пригород г. Сиднея - Кабраммат,  храм Покрова  Божией Матери РПЦ МП. Сюда она была привезена  потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937). Мой знакомый Михаил Осипенко, из семьи знаменитых  иконописцев, будучи в 2003 в Австралии с Порт-Артурской иконой, сам видел Абалацкий оригинал . Об этом он написал мне и даже пообещал видеозапись беседы об иконе с местным священником. 

 В нашей Курганской епархии Абалацкая икона представлена так же очень широко. Подробно описывает чтимый курганцами список Абалацкой иконы,  

написанной по заказу горожан в 1860г. в Тобольске,  священник А. Сулоцкий в своем труде « О церковных древностях Сибири», изд.1882 г. Сейчас в здании Курганского епархиального управления, в пресс-центре на стене имеется прекрасно сохранившийся  Абалацкий образ под ризой. Не эту ли икону имел ввиду о.Александр (Сулоцкий)? Необходимо полное исследование специалистами.  Кроме того по благочиниям епархии также имеются нередкие Абалацкие списки. Причем, наравне с высокохудожественными списками, с встречаются  курьезные случаи не каноничного  исполнения образов, вероятно местными неграмотными крестьянами-иконописцами,«богомазами»-так их звали тогда.

Абалакская икона Божьей Матери


 

     Но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов является Чудотворная икона Абалацкой Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша, освященном в 1808г.  Церковь во имя Петра и Павла  со своим богатым  убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом  и расстрелом священника Вениамина (Комарова). Так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. Но 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт  вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается  по настоящее время. Мне известен в Курганской епархии только этот случай, с сохранившимися непосредственно в церкви убранством: иконостасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах. В 1907 г. в Куртамыше, на Заимке еще была  выстроена  каменная  Абалакская церковь в честь образа, к сожалению разрушенная властями в 1930-х годах вместе с Воскресенским собором и мусульманской мечетью.     


 

     Петропавловская церквь и Абалакская икона  неразрывно связана с историей нашей семьи. По метрическим книгам известно, что все Павловы и Абалаковы с 19 века венчались, крестились и причащались именно здесь. Бабушка Анна Дмитриевна Павлова, происходившая из старинного рода шадринских мещан  Абалаковых, с 1902 по 1917 г. служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме. На фотографии выпуска школы 1912г. видны учителя с клиром церкви: диаконом Глебом Коптяковым, благочинным о.Федором (Карповым) и протоиерем о.Виталием (Милициным)-ныне причисленным к Новомученникам и Исповедникам  ХХвека.  Бабушка молилась в лихую годину войны перед Абалакской Божией Матерью за здравие единственного сына Бориса, моего отца. Он был призван в  1941г. в артиллерию, на трех фронтах прошел всю войну, закончил в Германии и благополучно вернулся в Куртамыш  в 1945г.


 

    По преданию Абалакская икона была принесена в Куртамыш одной вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь Петра и Павла в 19 веке. На иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебрянный оклад, с клеймами московской мастерской, датированными 1859-60г.   По летописи эту ризу пожертвовал  местный диакон  Иван Авраамов по исцелению сына, взамен уже давно имевшегося медного оклада. Ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое то время, доказывающее  избранность и чудотворность образа. Поэтому можно датировать икону как миниум началом 19 века. Но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? Вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. Ответ на этот вопрос может дать только полное  исследование иконы специалистами-искусствоведами.


 

Этот образ всегда почитался местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869. Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон. К иконе специально приезжала поклонится известная певица Лина Мкртчян. Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, написала статью об Абалацкой иконе, где есть информация о Куртамышском списке. Статья выйдет в 9-м томе энциклопедии «Святая Русь», Спб.2010г., полностью посвященном иконописи.


 

     Разумеется, сколько всего Абалацских икон сохранилось  в России до настоящего времени не знает никто. Но на основании  доступных материалов из печати и Интернета следует, что все известные автору и сохранившиеся Абалацкие иконы, выстроенные в список  по дате написания и, следовательно, древности,  намоленности  и благодати, можно расположить  в следущем порядке :


1.     Оригинал Абакской иконы, 1637г., Покровская церковь, пригород г. Сиднея - Кабраммат, Австралия;


2.     Список Абалакской иконы, кон.17-нач.18в. в. запасных фондах Третьяковской галереи, Москва;


3.     Список Абалакской иконы, нач. 19 в. (или даже более ранний), Петропавловская церковь,  г.Куртамыш;


4.  Списки Абалакской иконы, конец 19 в., Свенский список в Спб., Омск,  Красноярск, Екатеринбург, возможно в Кургане в епархиал. пресс-центре;


5.     Списки Абалакской иконы, нач. 20 века, Абалацкий монастырь в Тобольске, г.Тюмень, с Боровлянка, с.Чимеево, пос. Смолино, пос. Мишкино.


    Возвращение в Россию Чудотворного Образа Абалакской Божьей Матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать не только важнейшим событием в жизни Русской Православной Церкви. Это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного русского народа-Русского Мира. Оригинал образа, находящийся в Австралии, конечно, по согласию с прихожанами и наследниками, хорошо бы  торжественно вернуть на Родину. Имеется информация о начавшихся переговорах. В храмах Русской Православной Церкви в России так же сохранилось иконы Абалацкой Божией Матери, что дает нам надежду на покровительство Пресвятой Богородицы. Нам же, курганцам, необходимо продолжить поиски утерянных образов и изучение специалистами имеющихся. Особенно это касается  правильной датировки  Абалацких икон: древней из Третьяковской галереи в Москве, чудотворной из Петропавловской церкви г. Куртамыша и списка в пресс-центре Курганской и Шадринской епархии.

 

                                                                 * * *

Н.Б. Павлов. 7 апреля 2010г. Курган.

Ведущий инженер-конструктор

Зауральского кузнечно-литейного завода.


 
« Пред.   След. »

 
 
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО