Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Живая летопись села Скоблино arrow ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕЛА СКОБЛИНО
ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕЛА СКОБЛИНО
Первая страница дневника Еланцева Григория Петровича
Челябинск
2008г.
Под редакцией: П.В. Варлакова, Л.Ю. Ивановой, (г. Курган),
Е.Л. Лазуко, Л.А. Лазуко, Н.А. Лазуко (г. Челябинск),
С.В. Плотникова (пос. Юргамыш Курганской области),
М.В. Суханова (г. Курган),
О.А. Щетковой, К.Д. Щеткова (г. Челябинск).
Главный редактор Сергей Васильевич Плотников

Нажмите "Подробнее" для ознакомления с содержанием и вступительной статьёй авторов.
 

         От авторов

     Человек начинается с места, где он родился. По-разному может сложиться  жизнь, но родное село и его окрестности - речки, холмы, тропинки, покосы - уже заложили информацию о каждом из нас в свою память. Когда-нибудь потом, позже, они смогут  многое расска­зать о жителях этих мест, так же, как сегодня могут рассказать многое о тех, кто жил здесь в прошлом.

       Мы предлагаем  Вам отправиться в путешествие по родному селу.

       На пути наших поисков оказались:  дневник  жителя  села Скоблино -  Еланцева Григория Петровича,  рукописи Багрецова  Ивана Васильевича, Меркурьева Ивана Дмитриевича, Горбунова Максима Петровича.  Нам удалось взять интервью у некоторых жителей села Скоблино. В результате - получилась эта книга.

       Вся  наша дружная редакция мечтает о том прекрасном времени, когда  о каждом, самом маленьком селе или деревеньке будут написаны живые летописи  заинтересованными краеведами из этих мест. Стоит только начать!

        Знать и приумножать свою историю - это значит делать инвестиции в будущее.  Что мы смогли бы противопоставить современному хаосу на телевидении и в  прессе? ... Мы можем думать, изучать и создавать историю своей  родной  деревни или места, к которому привязаны. 

Возможно, всем миром мы сумеем возобновить такое нужное и удивительное в  литературе прошедших лет направление, как составление и ведение летописей!

 

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение..........................................................

2. Дневник Еланцева Г.П. .......................................

3. Заявление Еланцева Г.П. в Исполком

Скоблинского Сельского Совета на свою

соседку Махнину Ирину.......................................

4. Наши деды и прадеды. Воспоминания

Степаниды Григорьевны

Еланцевой.........................................................

5. Как мы коксогыз выращивали.................................

6. Родословие Ивана Васильевича Багрецова.................
1) Введение........................................................
2) Текстовые пояснения, выводы и рассуждения
о предках наших Багрецовых, проживавших
в селе Скоблино...............................................
3) О селе Скоблино...............................................
4) Багрецовы........................................................
5) Прадед Гаврила Никифорович Багрецов.................
6) Дед Савелий Гаврилович Багрецов........................
7) Отец Василий Савельевич Багрецов......................
8) Факты биографии и всевозможные истории
из жизни отца.................................................
9) Меркурьевы - Багрецовы, совместные
радости и беды................................................
9.1) Меркурьевы, Марина Дмитриевна
Багрецова..................................................
9.2) Беда, скитание по Сибири.............................
9.3) Небольшое философское отступление..............
10) Жизнь в Больше-Приютном................................
11) Возвращение в родное село...............................
12) Учёба в сельскохозяйственном техникуме
и в сельскохозяйственной академии......................
13) Записи И.В. Багрецова, восстановленные
его женой Натальей
Львовной Багрецовой........................................
7. Приложения к рукописи И.В. Багрецова
1) Повесть о возникновении села Таловки
Юргамышского района Курганской области........
2) Письмо И.Д. Меркурьева племяннику
И.В. Багрецову..............................................
3) Максим Петрович Горбунов............................
4) Загадки заселения южной части
Юргамышского района. С.В. Плотников.............

8. Карта Красильникова. Часть «Исецкой

провинции» за 1755 год.............................................

9. Сказки про Ванзей. Голубицкая М.И..............................
10. Воспоминания Багрецовой (Штюрмер)
Натальи Львовны......................................................
11. Воспоминания дочери И.В. Багрецова Марии
Ивановны Голубицкой (Багрецовой)...............................
12. Письмо Варлакова П.В. .............................................
13. Старообрядческий священник Василий
Шипулин...............................................................

14. Описание была крестьян Зауралья из журналов

«Оренбургские Епархиальные ведомости»

за 1875 год.............................................................

15. О чём бы поведал пропавший клад?......................................

16. Сказания летописных времён......................................

17. Топонимы села Скоблино и его жители.........................

18. Чудская деревня......................................................

19. Комментарий учёного................................................

20. История села Скоблино.............................................

21. Откуда пришло слово «Урал»?...............................................

22. Заключение............................................................

23. Использованная литература........................................

 

                 

Введение


    В Курганской области находится много старинных сёл, ведущих своё начало в большинстве своём с XVIII века. В их число входит и село Скоблино Юргамышского района.
   Наша работа заключается в том, чтобы восстановить жизнь сёл и деревень Курганской области Мишкинского и частично Юргамышского районов во всех мельчайших подробностях.
   Наш современник, удивительный скоблинский полуграмотный крестьянин Григорий Петрович, записал историю своего рода и своего села с 1806 года.
   Григорий Петрович пишет, как с десяти лет помогал отцу боронить пашню, с детства приучали детей к земле, к труду.
В 1914 году отца взяли на фронт. Гриша остался с дедом. Дед купил старую лобогрейку. Работали вместе - и стар, и млад.
    Снопы возили с дедом с ближней пашни на гумно, а с дальней - к избушке у Дубровы. Там снопы молотили, а солому скармливали коровам. Держали 4-5 коров, для которых у избушки были пригоны и конюшни.
    До половины зимы жили в избушке. По вечерам при свете лучины Гриша читал дедушке сказки. Маленький Гриша учился в школе «две с половиной зимы». Учительницей у него была Платонида Егоровна, «хорошая была женщина». Законоучиелем в скоблинской школе был священник Павел Дьяконов. За правильный ответ он давал читать книгу «Сотворение мира и человека».
   Не перестаём удивляться образности языка Еланцева Григория Петровича: «...Выбрали Еране в жёны Олёну Степановну. Худенькая, тоненькая девчушка, а такая мастерица чудесная! Припала на неё страсть быть красильщицей. Красит пряжу для себя и на сторону. Оплачивали ей за работу кто чем, а больше яйцами куриными. Бывало, принесут ей корзину яиц, не считая выкладывают их Олёне Степановне. Красила Олёна и холсты»...
   Сейчас в районе нет ни одной плотины на речках - не могут запрудить. Раньше могли. Староста села Капитон Прохорович Шумков «собрал народ в сборне. Решили: завтра поправляем пруд. Распределили обязанности - кто навоза привезёт, кто землю будет возить на пруд, кто поедет в казённый лес. Работали дружно. В народе было поверье или шутка: пруд будет стоять, если в воду сбросят мужика. Ухватили Капитона Прохоровича, как пушинку подняли выше головы и бросили в поток. Захлебываясь он кричал: «Что вы, мужики, так можно простудиться!». Ему помогли выбраться и на телеге увезли домой сушиться.
   Григорий Петрович описывает спор о городьбе смежной поскотины: «Деревня Камаган от Скоблино в одной версте, а домашняя поскотина смежная. Вот два общества не могут сговориться кому городить поскотину. Ссорились мужики не один год. Наконец решили: городить рядом две изгороди - скоблинцы свою, а камаганцы свою». Так и стояли две изгороди. То у камаганцев изгородь упадёт, то у скоблинцев.
   После чтения дневника Еланцева Г.П. как живые, встают перед глазами образы скоблинцев. Вот собрались крестьяне на строительство дамбы в родном селе, вот прибежали на станцию смотреть на первый паровоз, да испугались!... Деревенский сход собирался в сборне. Крестьяне всё решали сообща, не были разъединены, как сейчас. Если бы им сказали, что в настоящее время в деревнях сетуют на отсутствие работы, то они бы нас не поняли. Работы в селе полно!
   « ...Грянула революция 1917 года. Священник читал проповеди, обращался к верующим, просил молиться Богу за Государя Императора и Отечество и находил сочувствие, особенно у пожилых женщин».
    Капитону Прохоровичу поручили возглавить товарищество по совместной обработке земли. Товарищество распределяло сельхозмашины: плуги, веялки. Дед Григория Петровича долго просил «Капоньку» продать плуг, доказывал: «Тебя поставили в первую очередь обеспечить солдатские семьи, а ты даёшь тем, кто побогаче, дружкам и товарищам». Доказывал с крепкими словами собственную правоту. Вскоре и деду продали плуг.
    Война закончилась. «Мы пахали новым плужком и радовались, когда выйдем на край полосы, стряхнём землю с отвала, а он блестит как зеркало».
    Воспоминания Г.П. Еланцева будут сохранены и в сельской библиотеке села Скоблино, и в школьном музее.
   Южно-Уральский краевед Николай Чернавский задолго до революции 1917 года работал над созданием летописей сёл и деревень Урала, мечтал, что в каждом поселении будет вестись такая летопись. И они с 1865 года в России прижились. Церковно-приходские летописи вели сельские священники. Наиболее интересные были напечатаны в популярном журнале того времени «Оренбургские Епархиальные ведомости». В них отражался быт народа, описание уклада жизни крестьянства, ремёсла, наиболее яркие события, даже прямая речь жителей звучала на страницах летописей. Нам удалось найти в журнале «Оренбургские Епархиальные ведомости» за 1875 год церковно-приходскую летопись села Травянского, составленную священником Петром Виноградовым. Сейчас это село называется Дубровное и находится в Мишкинском районе. Этому селу несказанно повезло, история села и его жителей бережно сохранена благодаря подвижничеству священника Петра Виноградова.
   К большому сожалению, церковно-приходской летописи села Скоблино мы не нашли, поэтому в книге напечатана летопись села Травянского с тем, чтобы читатель мог легче представить жизнь крестьян того времени.
    Революционные события 1917 года прервали эту уникальную традицию русского народа. Николай Чернавский, однако, до самой смерти, до 1940 года писал в своих статьях о необходимости заведения летописей по каждому населённому пункту: городу, селу, деревушке, но его пожелания услышаны не были.
    Сейчас священников очень мало, они перегружены. Работа по составлению таких летописей не ведётся на официальном уровне и не относится к числу приоритетов политики правительства России. Однако, местные краеведческие музеи, в частности, Мишкинский и Курганский, ведут активный сбор и сохранение таких летописей и воспоминаний жителей Курганской области.
   Также, в нашей книге опубликована рукопись Багрецова Ивана Васильевича, жителя села Скоблино Юргамышского района Курганской области.
    Иван Васильевич Багрецов родился в селе Скоблино в 1926 году, умер в городе Челябинске в 1987. Его бесценная рукопись позволяет нам соприкоснуться с прошлым, лучше понять, что чувствовали, чем дышали далёкие наши земляки. Самое главное в его воспоминаниях - это любовь к крестьянину. Он старался проникнуть в глубинный смысл происходящих вокруг событий. Вот его слова: «...Теперь и поразмыслите, дорогой читатель, что и как формировало крестьянскую психологию? ...Почему крестьянин, ущемляя себя, создавал запас на чёрный день и на старость?... Все средства к жизни доставались ему исключительно тяжело. ...Это заставляло крестьян жить большими семьями. Неграмотность, забитость, низкие производительные силы, взаимная зависимость - всё это и формировало патриархальный уклад жизни крестьянина. Такой уклад был, конечно, и в семье моего предка Никифора Овдокимовича».
   Когда читаешь о раскулачивании, обо всех ужасах крестьянской ссылки, холодеет душа. Вокруг Багрецовых умирали люди, вся семья переболела тифом, жили в бане, которая топилась по-чёрному, ютились в крохотных избушках с земляным полом и протекающим потолком.
    Описывается также и случай, когда горе-родители из-за голода оставили на вокзале своих дочерей.
    Чем беднее был человек, тем более он был склонен оказать помощь ближнему. За что трудолюбивых крестьян выселяли из собственных домов? Чем руководствовались соседи, заселявшиеся в пустующие дома хозяев-горемык? Вопросы-вопросы...
    Далее Иван Васильевич подробно описывает свою довоенную жизнь. В 1938 году с каждого колхозного двора требовалось сдать государству 40 килограммов мяса, 365 литров молока, полторы овчины, 200 килограммов картофеля, свиную шкуру, 100 штук яиц, 2,5 килограмма сухой махорки, плюс денежные налоги, страховка, самообложение, подоходный налог и т.д. Получал же крестьянин трудодни, на которые колхоз выделял натуральную оплату хлебом, маслом, шерстью.
   За то, что крестьяне сдавали собственные продукты государству, часто сами не доедая, платили копейки, а деньги крестьянину были очень нужны, вот и приходилось каждому скоблинцу ездить торговать на базар в Юргамыш. Ведь любой семье нужны были обувь и одежда.
    А как горожане смотрели на крестьянина? - «У ты, задрыпанный колхозник!»... «Слово колхозник превратилось в пренебрежительное, города стали расти неимоверно быстро... Прогресс горожан и их сравнительно высокая обеспеченность осуществлялась за счёт того, что крестьянин недополучал за свой труд». Этот вывод Иван Васильевич Багрецов сделал ещё в 1950 году, когда ни у кого и в мыслях не было критиковать политику СССР. Позже эта тема была полностью раскрыта А.А. Базаровым в книге «Кулак и Агрогулаг».
    Ещё в книге «Живая летопись села Скоблино» опубликованы дневники и воспоминания сестёр Степаниды и Галины Еланцевых, Сухановой (Кармацких) Анны Ивановны.
    Павел Валерьевич Варлаков, член Зауральского Генеалогического Общества им. П.А. Свищёва, предоставил нам бесценные архивные документы о первопоселенцах села.
   Аспирант кафедры литературы Курганского Государственного Университета Екатерина Манакова в 2002 году опубликовала интересную статью о своей научной экспедиции в селе Скоблино, где описала обряды, легенды, преданья, духовные стихи, которые мы тоже не могли не поместить в нашу книгу.
   Главная заслуга по созданию книги «Живая летопись села Скоблино» принадлежит Плотникову Сергею Васильевичу - краеведу из посёлка Юргамыш Курганской области. Его бескорыстное служение людям и желание отдавать свои знания и накопленный опыт, будут оценены земляками по заслугам.
   Всем нам хотелось бы, чтобы каждый человек, не теряя ни минуты, начать записывать летопись своего рода. Воспоминания многих жителей можно будет обобщить и это позволит более полно воссоздать историю родного края.
   Спасибо всем увлечённым и неуспокоенным людям за единство и поддержку!

Редакция книги «Живая летопись
села Скоблино».

Книга "Живая летопись села Скоблино" сдана в типографию 31 марта 2008
года и увидит свет 25 июня 2008 года. 
Принимаем заказы на эл. адрес сайта. Стоимость одного экземпляра 300 рубей. Количество страниц превышает 500.

Также рукопись этой  книги сдана на "Бирюковские чтения", которые пройдут в городе Челябинске с 18 по 19 сентября 2008 года.

 

 
След. »

 
 
Краевед из Юргамыша Плотников С.В.
Живая летопись села Скоблино
Где вы, Качки-Мутовкины?
Парфентьевское сельцо
Деревня Шибанова, Борина. Шибанов Мыс.
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО