Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Сергеев Сергий, священник arrow «Считаю долгом извиниться…» Протоиерей Аркадий Васильевич Петров
«Считаю долгом извиниться…» Протоиерей Аркадий Васильевич Петров
 

Священник Сергий Сергеев

Свято-Симеоновский храм г. Златоуста

 

Секция: «Златоуст в событиях»

 

«Считаю долгом извиниться...»

Протоиерей Аркадий Васильевич Петров

События в России первой половины XX века требуют к себе особого исследовательского подхода и внимания. Это общее, довольно распространённое среди современных историков и исследователей мнение. Сейчас видно, что русская революция и все последующие за ней события обозначили особый вектор в формировании новой исторической картины нашего Отечества. И. А. Ильин пишет: «Революция ... ломала русскому человеку и народу его нравственный и государственный «костяк» и нарочно неверно и уродливо сращивала переломы». В частности, одним из таких бесспорно знаковых фактов стала доктрина репрессий советской власти, направленных против собственного народа. Оценивая их последствия, отечественные и зарубежные мыслители склонны к тому, что именно репрессии стали причинами многих культурных и нравственных недугов русского общества, в итоге приведших к упадку нации. Уничтожены были лучшие люди - мыслители, учёные, прогрессивная творческая интеллигенция и священство. Именно борьба с последними имела особо яростную окраску, ибо преследовала вполне конкретную цель - искоренить религию как единственную оставшуюся на тот период «конкурирующую» идеологию советского человека. Действительно, одной из причин, побудивших советскую власть начать кровавую расправу с Православной Церковью - это итоги переписи граждан. В 1937 г. верующими себя открыто назвали 2/3 сельского и 1/3 городского населения страны, причём селяне тогда составляли 3/4 всего населения Советского Союза. Другими словами, верующих было больше половины населения, и это в стране, где атеизм был провозглашён высшей идейной ценностью.

В 1937 г. Златоуст не был исключением из большого списка городов и сёл Челябинской области, где «бдительными» органами НКВД были вскрыты, так называемые, хорошо организованные террористические повстанческие антисоветские организации, состоящие из священнослужителей и мирян. Имена не одной тысячи южноуральцев с фантастическими обвинениями числятся в расстрельных архивно-следственных делах. Судьба большинства из них неизвестна.

 В конце лета 1937-го такая организация была обнаружена и нейтрализована у нас в городе. За участие в ней к ответственности привлекли 24 человека. Среди них были священнослужители, церковнослужители и миряне Кусинской Казанской церкви и Златоустовской Петро-Павловской. Одним из последних был арестован протоиерей Аркадий Васильевич Петров.

Впервые имя о. Аркадия прозвучало при поиске материалов по истории Свято-Симеоновского храма г. Златоуста в городском архиве. Сведения эти были довольно скромные. В годы лихолетья гражданской войны его подпись встречается в книге брачных обысков прихода. Весной 1926 г. Приходской совет станционной церкви приглашал о. Аркадия на настоятельское место, но Златоустовское окружное ГПУ выезжать священнику из Кусы запретило. Собственно, такое, пусть небольшое, участие о. Аркадия в жизни Симеоновской церкви и побудило к трудам по восстановлению его биографии.

Родился протоиерей Аркадий Васильевич Петров 27 июля 1873 г. в селе Дуван Златоустовского уезда, в семье священника. В 1895 г. с отличием окончил Уфимскую Духовную Семинарию. 2 года служил псаломщиком в Димитриевской церкви Симского завода. В возрасте 24 лет, 17 августа 1897 г., был рукоположен Преосвященным Иустином (Полянским) в сан священника и определён к Михайло-Архангельской церкви села Лемазы Златоустовского уезда. Однако, уже в октябре, был переведён на штатное место к Петро-Павловской церкви родного села Дуван, где прослужил 18 лет. Здесь в семье о. Аркадия и его супруги Александры Андреевны появились на свет пятеро детей: Мария, Елена, Сергий, Ольга и Герман. Хозяйство было добротное: кормились с 5 га церковной земли, содержали 2-х лошадей и корову. Ежегодно нанимали работника.

На родине отец Аркадий проявил себя образованным и деятельным священником, что неоднократно отмечалось как светскими, так и церковными поощрениями и наградами. Он преподавал в школах и земских училищах округи, участвовал в строительстве двух храмов: каменного в с. Дуван и молитвенного дома в выселке Чергана. В 1906 г. Главным управлением Российского Общества Красного Креста за активную деятельность во время русско-японской войны был награждён серебряной медалью. С 1910 по 1916 гг. назначался благочинным 2-го округа Златоустовского уезда.

В Златоусте о. Аркадий оказался в ноябре 1915 г., куда был назначен в Петро-Павловскую церковь. В уездном городе ему было доверено важное дело - через год он назначается на должность временного наблюдателя церковно-приходских школ уезда, при этом занимая должность заведующего и законоучителя Петро-Павловской 2-х классной женской церковно-приходской школы (здание которой находилось в Закаменке, рядом с пром. зоной УМАСТ). В 1916 г. избирался депутатом от духовенства Златоустовского уезда на первое трёхлетие.

Относительно размеренное течение жизни было нарушено известными событиями: революция, а затем и гражданская война разделили общество на два лагеря, непримиримых между собой. Перед каждым человеком остро встал непростой, жизненноважный вопрос о политическом, гражданском, религиозном выборе.

В июле 1919 г. вместе с отступающими за Урал белогвардейскими войсками Златоуст покинуло и некоторое число священнослужителей. Так, например, из Симеоновской церкви священник Иустин Илларионов и диакон Михаил Минервин эвакуировались в г. Красноярск, из Петро-Павловской священник Симеон Векшин в г. Томск. О. Аркадий тоже перебирается в г. Томск, где поступает в полицию рядовым секретарём. Однако вскоре, примерно через год, возвращается обратно в Златоуст. По возвращении лишается избирательных прав как священнослужитель. В 1922 г. переезжает в г. Кусу, где служит в городских храмах: сначала в Христорождественском, позже в Казанском (барочном) до 1932 г.


В середине 20-х годов разгорелся ещё один пожар. Обновленческий внутрицерковный раскол, поддерживаемый советской властью, должен был подорвать изнутри оставшиеся здоровые силы Церкви. Для духовенства и мирян Златоустовского округа вновь встал непростой вопрос выбора. Известно, что с 30 сентября по 5 октября 1924 г. в Златоусте под председательством протоиерея Аркадия Петрова проходило 3-е Епархиальное собрание. Одним из вопросов, которые обсуждали собравшиеся, был вопрос по заявлению епископа Златоустовского Николая (Ипатова) о непризнании им центральной власти Священного Синода. Решение епископа у многих вызвало недоумение, а некоторым послужило худым примером. К сожалению, о. Аркадий последовал ему и уклонился в раскол, но впоследствии, вслед за епископом Николаем вернулся в лоно Церкви. Эта ошибка послужила серьёзным уроком, подкрепившим веру в Бога. Впоследствии после своего первого ареста в 1932 г. о. Аркадий на одном из допросов это подтвердил:

«О снятии сана священника я лично никогда не думал, мне советовала дочь Ольга, но, считая снятие сана переменой убеждения и непоследовательностью их, я сан снимать не хотел.

В церковных течениях я придерживался и придерживаюсь тихоновского направления, хотя одно время примыкал к обновленчеству (когда оно было массовым), после к автокефальному, но отошёл вслед за епископом Ипатовым, т.к. церковь должна быть с епископом.

Тихоновское направление, по-моему, больше соответствует непогрешимости церкви. Тех священников, которые сняли сан, считаю людьми, подходящими к этим вопросам (т.е. смене убеждений) непродуманно и легко».

Советская власть вспомнила про протоиерея Аркадия Васильевича Петрова в 1932 г. Тогда он служил в Казанской (барочной) церкви г. Кусы. Сотрудники Златоустовского ОГПУ арестовали священника 7 мая 1932 г. по обвинению в антисоветской агитации (по ст. 58. 10 УК РСФСР). Пока шло следствие, отец Аркадий содержался под стражей в Кусе и Златоусте. В тюрьме ему исполнилось 59 лет. Виновным себя не признал, несмотря на показания всех шести свидетелей и сокамерников, среди которых были церковный староста, священник и бывший дьякон Казанской церкви:

 «Факты, которые мне конкретно предъявили о моей антисоветской деятельности, я не могу признать, т.к. не припомню, что я говорил о приходе японцев, о неправильном раскулачивании и т.д. У меня не было никакого намерения подтачивать власть.

Факты разговоров с детьми д/сада и пионеркой я совершенно отрицаю.... Добавляю, что если где что я сказал противозаконного, то считаю долгом извиниться...».

Через четыре месяца заключения, 7 сентября 1932 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Петрова Аркадия Васильевича этапом в Западную Сибирь в г. Новосибирск на три года.

Из заключения страдалец вернулся в Златоуст. Поселился с супругой Александрой Андреевной на улице им. Карла Маркса, в доме № 131, где, вероятно, жила дочь Мария. Служить по причине плохого здоровья уже не мог. Однако был знаком с оставшимся в живых златоустовскими священниками. Общался с теми, кто служил в Петро-Павловской церкви. Именно руководствуясь фактом этих знакомств, сотрудники НКВД вновь привлекли престарелого священника к ответственности.

Протоиерея Аркадия Васильевича Петрова арестовали одного из последних - 27 сентября 1937 г. по обвинению в активном участии в контрреволюционной повстанческой организации церковников. Свою виновность арестованный не признал. Впрочем, это было уже не важно, ибо всё уже было решено указанием сверху, как в последствии, в 1958 г. признали сами следователи НКВД. 2 октября постановлением Тройки УНКВД по Челябинской области (согласно ст. 58 -2- 10-11 УК РСФСРС) о. Аркадий был приговорён к высшей мере наказания с конфискацией личного имущества. Через 2 дня - 4 октября в 18 часов расстрелян. Приговор привели в исполнение сотрудники Челябинской внутренней тюрьмы.

Через 20 лет, зимой 1958 г., дело было пересмотрено на основании указания прокурора и жалоб родственников расстрелянных. 25 февраля 1958 г. Военный трибунал Уральского Военного Округа отменил постановление Тройки, и следственное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Сообщение о реабилитации родным о. Аркадия доставлено не было по одной простой причине - никого из родных найти не удалось, хотя мероприятия по их поиску были предприняты.

Трагедия о. Аркадия всего лишь небольшой абзац в книге событий всей истории России первой половины XX века. Одно большое страдание - это, верно, «красная нить» той эпохи. И всё же - почему и за что? В ответ на эти вопросы хотелось бы привести слова И.А. Ильина, человека, душой сострадавшего своему покалеченному Отечеству и пережившего немало жизненных страданий:

«Страданий нам не избежать; в этом наша судьба, и с нею мы должны примириться. Но надо учиться страдать достойно и одухотворённо. В этом великая тайна жизни; в этом искусство земного бытия. Чем утончённее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть....,чем глубже его дух - тем больше он обречён страданию, тем чаще его будут посещать в жизни боль, грусть и горечь. Но мы часто забываем об этом, мы не думаем о нашей общей судьбе и совсем не постигаем, что лучшие люди страдают больше всех....».

ПРИМЕЧАНИЯ:


И. А. Ильин. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. - М., «ДАРЪ», 2006. с. 212.

И. А. Ильин. Почему мы верим в Россию // О России. Сост. М.Г. Жуковой. - М.: Изд.-во. Сретенского монастыря, 2006. с. 224. - (Духовное наследие Русского зарубежья). С.29.

Владислав Цыпин, прот. История Русской Церкви 1917 - 1997 гг. К. 9. М.: Издательство Спасо - Преображенского Валаамского монастыря, 1996. с. 248.

А. Лобашов. Верою побеждали. - Челябинск: ООО «Имидж», Госкомитет по делам архивов Челябинской области, 2007, сс. 225 - 226.

Священник Сергий Сергеев. Дом Божий. История храма во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца города Златоуста Челябинской и Златоустовской епархии (1901 - 1960). - Златоуст, 2006. с. 103-104.

Брачный обыск за 1918 - 1921 год. ЗАО. Ф. Р - 46. Оп.1. Д.1.

Административный отдел Златоустовского окрисполкома г. Златоуста. Переписка по выдаче разрешений на крестные ходы, отчёт о деятельности религиозных общества Аблинской Покровской единоверческой церкви. ЗАО. Ф. Р - 69. Оп. 1. Д. 90. л. 90.

Учёт иностранных подданных проживающих в городе и уезде, о приёме в гражданство РСФСР и выдача всевозможных справок на 1923 год. ЗАО. Ф. Р - 38. Оп. 7. Д. 10. лл. 389 - 389 об.

Протоколы общего собрания верующих, переписка об отделении церкви от государства и школы от церкви, список церквей и священнослужителей. ЗАО. Ф. Р - 69. Оп.1. Д. 9. лл. 189 - 193.

Клировые ведомости . Благочиния 1-го округа Златоустовского уезда Уфимской епархии за 1916 г. ЗАО. Ф. И - 56. Оп. 1. Д.56. лл. 54 об. - 58 об.

ОГАЧО. Ф. Р. - 467, Оп. 3, Д. 6792.

ОГАЧО, Ф. П. - 4500 , Д. 9733, лл. 2 об., 4 - 10 об., 17 об. - 19, 26 - 29,

ОГАЧО, Ф. П. - 25163 , Д. 15109. т. 12 (17).

ОГАЧО, Ф. П. - 25163 , Д. 15109 . т. 12 (17), лл. 24,  241, 244, 245 об. - 246, 282, 307, 323, 332 - 334, 451.

Сообщение подготовлено для участия во II Косиковских краеведческих чтениях «Золотые россыпи былого», проводимых в г. Златоусте 6 декабря 2008 г в городском краеведческом музее.

 

*************************************************** 

Редактирование: Ургина Юлия. http://www.uralgenealogy.ru/

05 декабря 2010 года.

Разрешение на публикацию № 22 на сайте http://www.uralgenealogy.ru/ и в газете «Союзная мысль».

 
« Пред.   След. »

 
 
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Антипин Николай Александрович
Бастриков Анатолий Александрович
Бухаров Владимир Леонидович
Завершинский Владимир Иванович
Каменская Лариса Валентиновна
Карташов Александр Николаевич
Козлов Юрий Яковлевич
Королёва Ольга Алексеевна
Костарева Татьяна Викторовна
Криворотова Жанна Александровна
Купцов Иван Владимирович
Любимов Андрей Григорьевич
Новожилова Людмила Александровна
Поздеев Владимир Васильевич
Рохмистров Евгений Петрович
Рыжова Мая Петровна
Сергеев Сергий, священник
Сухина Елена Николаевна
Фокина Стелла Андреевна
Фролов Александр Викторович
Чайко Григорий Иванович
Шалагин Анатолий Владимирович
Щеткова Ольга Анатольевна
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО