Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Сергеев Сергий, священник arrow Обстоятельства открытия и деятельности в Златоусте первого православного храма в годы Великой Отечественной войны
Обстоятельства открытия и деятельности в Златоусте первого православного храма в годы Великой Отечественной войны
 

Священник Сергий Сергеев

Свято- Симеоновский храм г. Златоуста

 

 

Златоуст в событиях


Обстоятельства открытия и деятельности в Златоусте первого православного храма

 в годы Великой Отечественной войны

 

« История России есть, прежде всего, история её церкви». (1)

И.А. Ильин

 

В нынешний юбилейный год 65-летия Великой Победы свет увидело немало замечательных проектов - книг, художественных и документальных фильмов. Замечательно, что всё чаще и чаще авторы подобных работ обращают внимание и не обходят стороной события, заставляющие под иным углом взглянуть на трудовой и военный подвиг нашего народа. Одним из таких бесспорных на сегодняшний день фактов является религиозная составляющая в мировоззрении советского человека тех времён. В будущем именно этот феномен нам ещё придётся осмыслить и оценить более глубоко и разобрать достаточно подробно. Пока же, исследуя немногие доступные документальные свидетельства, можно с уверенностью отметить то, что тот многовековой нравственный иммунитет, постепенно привитый нашему народу православным христианством, не только не был уничтожен в годы первых десятилетий советской действительности, а, более того, именно он подкрепил силы, утроил смелость и мужество в борьбе и победе над античеловеческим вирусом фашизма.

Наш славный город трудовой воинской славы не остался в стороне от событий, происходивших в Советском Союзе в те далёкие годы. После Октябрьского переворота 1917 г. и Гражданской войны новой властью в городе постепенно была полностью уничтожена вся образовательная система церковно-приходских и иных школ, где в основу была положена модель традиционного православного воспитания. Закрывались и разрушались храмы - цитадели православной религиозной жизни. В обществе набирали силы антирелигиозно настроенные организации, такие как, к примеру, ячейки «Союза воинствующих безбожников». Церковь терзали расколы - обновленчество и григорьевщина.

 В августе-сентябре 1937 года сотрудниками Златоустовского НКВД были арестованы все известные властям, то есть служившие и проживающие в Златоусте священнослужители, которые 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вместе с активными мирянами были расстреляны в Челябинской внутренней тюрьме НКВД. (2) Последний действующий в конце 30-х годов Петропавловский храм решением исполкома Златоустовского горсовета 29 сентября 1940 г. был взорван, а пригодная часть строительных материалов поступила на строительство общественной бани №1. (3)

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны всякое официальное упоминание о Боге и религии в нашем городе было стерто и уничтожено. Роковые испытания огненных лет город, носящий имя великого православного святого - Иоанна Златоуста, встретил без единого действующего храма, без единого служащего священника. Однако на фоне такого колоссального разрушения и видимого, на первый взгляд, упадка религиозности процент верующих горожан оставался довольно высоким. По данным Всесоюзной переписи населения 1937 г. из произвольно взятых 6 216 человек горожан в возрасте 16 лет и старше, то есть социально и экономически активного населения, насчитывалось 4 142 человек, из них 40,3 % признали себя верующими (4) К какой религиозной традиции относились эти люди, отчасти можно установить по данным уже следующей Всесоюзной переписи - 1939 г., так как, к сожалению, данных по Златоусту на 1937 г. не сохранилось. По национальному признаку доля народностей с традиционным православным укладом составляла более 90%. (5)

В то же время не следует забывать и то, что за скобками официальных статистических данных остались и те, кто просто в целях собственной безопасности и безопасности близких не поставил отметки о своей религиозности в переписных листах. Позже, в годы Великой Отечественной войны, замечательный факт «народной» религиозности подтвердился открытием в городе первого в советский период истории православного храма.

Возможность открытия храма в Златоусте была осуществлена изменением общего отношения Советского правительства к Русской Православной Церкви. Основной причиной тому была не только патриотическая деятельность духовенства и мирян редких открытых храмов страны в первые годы войны, сколько политические мотивы - боязнь лишиться поддержки в войне западных держав. В частности, на действие президента США Ф. Рузвельта - объявление войны Германии, свой протест выразил американский Совет Церквей Христа, посчитавший недопустимость воевать на стороне безбожного государства. Вступление в войну по политическим расчётам необходимо было оправдать в глазах христианской общественности США, обеспокоенной положением верующих в Советском Союзе. (6) Вскоре представителем СССР была подписана Декларация ООН, в которой особо оговаривались религиозные права личности. Одной из гарантий продолжения предоставления помощи союзниками выступали реальные доказательства того, что религиозная свобода в стране существует. (7)

Переломным историческим моментом в государственно-церковных отношениях стала историческая встреча И.В. Сталина с Патриаршем Местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским), митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), на которой были решены основные вопросы по дальнейшей судьбе Русской Церкви. Встреча состоялась 4-5 сентября 1943 г. На ней присутствовали нарком иностранных дел В.М. Молотов и полковник госбезопасности Георгий Григорьевич Карпов, который возглавлял 5-ый отдел 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР, осуществлявший антицерковные акции. Чуть позже Сталиным он был назначен главой образованного 14 сентября 1943 г. при правительстве СССР специального органа «для связи Московской патриархии с правительством» - Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. Именно этот Совет все последующие десятилетия существования Советского Союза осуществлял функции контролирующей структуры за деятельностью духовенства и мирян Православной Церкви. В отчётах своих уполномоченных на местах он сохранил бесценные исторические сведения о реальном положении Церкви, жизни духовенства, религиозном настроении населения.

5 сентября 1943 г. в газете «Известия» было опубликовано коммюнике, составленное по указанию Сталина В.М. Молотовым при участии Церковных иерархов, участников исторической встречи в Кремле.(8) Уже в ноябре 1943 г. был назначен и уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Челябинской области. Им стал первый секретарь РК ВКП(б) г. Кыштыма  Петр Васильевич Ефимов. (9)

Однако первые обращения златоустовцев, сохранившиеся в городском архиве, на открытие церквей были адресованы не ему. К великому сожалению, на заявлениях верующих не отмечена дата их составления. Все три ходатайства составлены в разной форме и адресованы в разные инстанции: Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину, председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Георгию Григорьевичу Карпову, в Златоустовский городской Совет депутатов и трудящихся. (10) Объяснением такому интересному факту может послужить отсутствие на тот момент полной информации как у просителей, так и местных властей о деятельности и функциях только-только образованных новых властных структур по регулированию государственно-церковных отношений, постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» вышло только 28 ноября. Да и прецедентов открытия храмов в округе пока ещё не было.

Ноябрь-декабрь 1943 г. - вот тот временной промежуток, когда горячее желание верующих иметь возможность молиться «за сохранение Отечества и воинов» (11) и долгожданная мечта вновь обрести храм, наконец-то, было открыто выражено в словах прошений. Замечательно, что верующие, проживающие в районе Закаменки, с надеждой уповали лишь на малую возможность того, что им «наравне с другими верующими городов будет предоставлено право беспрепятственно удовлетворять себя выполнением религиозных обрядов» и просили самую малость - «зарегистрировать организуемую ... общину и... разрешить выполнять эти обряды по просьбе верующих в их домах» (12).

Жители же Советского района (привокзального посёлка) настойчиво просили открыть храм, конкретно указывая цели такой просьбы: «Михаил Иванович Калинин. От всей души просим Вас. Мы, верующие христиане, имея горячую потребность в городе Златоусте в открытии хотя бы одного храма для нас престарелых верующих родителей, проводивших своих детей на фронт Отечественной войны, а в храме мы бы успокаивали свои душевные страдания и молились в общей молитве за сохранение отечества и воинов, и в том числе за своих детей, а потому мы, верующие города Златоуста, убедительно просим вас, дорогой Михаил Иванович, будь нам - родной отец, помоги нашему горю - открыть нам хотя бы один храм... А здания для храмов - бывшая Монастырская или Симеона Верхотурского в районе Советском». (13)

В другом обращении они идут дальше и указывают на конкретное церковное здание - бывшей Симеоновской церкви (в привокзальном посёлке), занятой на тот момент солдатской столовой, которую без особого ущерба можно было перенести. Люди уверяют, что «материальной помощи со стороны Горсовета и Райсовета просить не будем - восстановим и приспособим здание своими силами и средствами. Открытие церкви в настоящее время диктуется жизненными условиями и определенным желанием населения иметь свой церковный приход...». (14)

Заявлениям был дан ход. Так 13 января 1944 г. на имя председателя Горсовета Н.М. Архангельского за подписью уполномоченного П.В. Ефимова поступает указание собрать и проверить информацию о бывших церковных зданиях, указанных в заявлениях, как, впрочем, и самих заявителях. (15) 25 января ответ был отправлен в Челябинск. В нём среди прочих подтверждённых сведений указывалось то, что из двух имеющихся зданий церквей лишь Монастырская (закаменская) «...в настоящий момент ничем не занята, помещение заколочено (пустует)», хотя «об открытии Симеоновской церкви имеется 3 заявления...». (16) Видимо, последний факт «незанятости» закаменской Никольской единоверческой церкви (закрытой весной 1929 г.) (17), и был главным при вынесении заключения Челябинским Облисполкомом по её открытию. Далее, согласно этого заключения, положительное решение вынес и Совет по делам Русской Православной Церкви с одобрения Совета народных комиссаров СССР.

Так 11 марта 1944 г. на 2-ой седмице Великого поста, в день поминальной родительской субботы, распоряжением СНК за №5474 рс был призван к новой жизни первый и старейший на сегодняшний день православный храм нашего города. (18) Почти через месяц - 5 апреля был подписан договор о передаче Горсоветом гражданам г. Златоуста в бессрочное бесплатное пользование находящегося в районе Среднего мыса двухэтажного церковного здания. (19) А 10 апреля архиепископом Свердловским и Челябинским Варлаамом (Пикаловым) в храм был назначен настоятель - протоиерей Михаил Николаевич Рождественский.

Это был опытный пастырь и мудрый хозяйственник, что видно из его биографии. Потомственный священник, родившийся 22 мая 1892 г. в г. Тобольске и окончивший одноименную семинарию, начал свой пастырский путь в лихие годы революции. Посвящение в сан диакона (7 июня 1917 г.), а позже и священника (11 июня), он принял от священномученика Гермогена епископа Тобольского и Сибирского. Всего 12 лет пришлось потрудиться о. Михаилу на Ниве Христовой. В 1930 г. в связи с закрытием Христорождественской церкви курганского села Частоозерное, он вынужден был перейти на гражданскую службу.  (20)

 Позже, в 1947 г., в своём отчете о деятельности духовенства Челябинской области уполномоченный по делам Русской Православной Церкви Владимир Семенович Кладов отнесёт о. Михаила к числу тех священников, что «имея опыт административно-хозяйственной работы, приобретенный в советских учреждениях, проявляют организующую роль в деле наведения порядка в церквях области». Действительно, чудом уцелевший и избегнувший репрессий пастырь до возвращения почти 14 лет (1930-1944 гг.) трудился в разных должностях на предприятиях области: на Челябинском тракторном заводе - заведующим бюро найма рабочей силы, диспетчером газогенераторного цеха, управляющим домами и зав. учебным кабинетом на заводе им. С. Орджоникидзе, бухгалтером на ст. Курган ЮУЖД. (21)

Несмотря на трудности, подготовка к открытию храма шла довольно успешно. Постепенно обустраивался быт и интерьер. Благо, что в учреждениях культуры сохранились отобранные в своё время или принесённые горожанами предметы религиозного назначения. Передавать их общине в бесплатное пользование обязал в своё время уполномоченный по Челябинской области П.В. Ефимов в письме от 6 мая 1944 г., написанном собственной рукой и адресованном Н.М. Архангельскому - председателю Горисполкома. (22) В свою очередь, Горсовет на заседании 26 мая решает: « Обязать директора городского музея тов. Ячменева и.о. директора Гортеатра т. Гусеву передать общине Троицкой церкви следующие предметы религиозного культа...». (23) Так постепенно священнические облачения, напрестольные кресты, Евангелия, богослужебные книги и т.д., собранные в своё время со всех храмов города и сохранённые в театре и музее, обрели новое пристанище. Символично Троицкий храм стал преемником православной традиции того Златоуста, храмы которого помнили первых горожан и великих мужей, немало потрудившихся для славы России.

Благодаря горячему желанию и усердию настоятеля, председателя Приходского совета И.И. Кадочникова и простых прихожан, в воскресный день 28 мая 1944 г., когда празднуется память святых отцов Первого Вселенского Собора, в новом Свято-Троицком храме начались регулярные богослужения. Или, как отметил тогда уполномоченный, храм стал «функционировать». Подобный факт замечателен тем, что златоустовский храм стал первым храмом на территории Челябинской области, открытым в годы Великой Отечественной войны после известных событий 1943 г., не считая Симеоновской церкви г. Челябинска, богослужения в которой с началом войны не прекращались. (24)

Действительно, по данным на 1 января 1945 г., т.е. за весь 1944 г. по области было разрешено к открытию 10 церквей, но к концу 1944 г. смогли «встать на ноги» только 5 из них. (25) Причина тому и запущенность состояния зданий, и тяжелое финансово- экономическое положение населения - шла война.

Жизнь первого действующего златоустовского храма после открытия была также непроста и трудна, как и жизнь каждого его прихожанина в то время. Но как бы ни была сурова действительность, цель у всех была одна - победа в войне любой ценой. Кроме уставных богослужений, благодарственных молебнов по случаю побед Красной Армии и патриотических проповедей отца настоятеля (26), в храме собирали средства в Фонд обороны. К сентябрю 1944 г. три церкви области (Симеоновская в Челябинске, Троицкая в Златоусте и Никольский храм Верхнеуральска) передали в Фонд обороны 440 тыс. рублей. (27) В IV квартале 1944 г. прихожанами пяти действующих храмов области было собрано 40 тыс. рублей. (28) Также в январе 1945 г. постановлением Приходского собрания храма было решено назначить ежемесячные выплаты «на содержание иерархии и богословско-пастырских курсов в епархии» 6 тыс. руб. и 300 руб. соответственно. (29)

За II квартал победного 1945 г. прихожане златоустовского Свято-Троицкого храма вместе с верующими 10 действующих храмов области перечислили на нужды детей фронтовиков, оставшихся без родителей, 991 257 руб., подписали на четвёртый военный займ 676 000 руб. (30)

События весны 1945 г. и по сей день отзываются в сердцах ветеранов, их детей и внуков. Неописуемое ликование и торжество охватывает сердца многих и многих наших соотечественников, когда приближается самый важный и главный весенний народный праздник - День Победы. Стоит задуматься о том, какие чувства испытывали люди тогда, в 45-ом, когда слышали радиосводки с мест боёв Красной Армии, ведь Берлин уже был взят, и над рейхстагом уже почти целую неделю развевалось Знамя Победы. Верно, ждали и переживали, хотя ещё не провозгласили победу, но душа уже ликовала.

Пасха, Светлое Христово Воскресение, праздновалась в тот год 6 мая. По свидетельству уполномоченного по Челябинской области П.В. Ефимова, во всех действующих храмах области «пасхальные богослужения были многолюдные. Ни одна из функционирующих церквей не могла вместить желающих посетить богослужение». Общественный порядок обеспечивали наряды милиции, благодаря чему богослужения прошли торжественно и спокойно. (31)

Но сегодня, пожалуй, будет сложно представить, что было в храмах 9 мая! В этот день служили благодарственное молебствие, а 13 мая, в Фомино воскресенье, при огромном стечении молящихся, после Божественной Литургии и благодарственного молебна был совершен и Крестный ход вокруг каждого из открытых храмов, в том числе и вокруг нашего Свято-Троицкого.

Великая Отечественная война, война которую вел, по-своей сути христианский православный народ, против античеловеческого ига фашизма завершилась.


ПРИМЕЧАНИЯ:


  • (1) Ильин И.А. Духовный кризис русской интеллигенции // Собрание сочинений: Справедливость или равенство? / сост. И коммент. Ю.Т. Лисицы; имен. Указ. О.В. Лисицы; Худож.Л.Ф. Шканов. - М.: ПСТГУ, 2006. с.396.

  • (2) ОГАЧО, Ф. П. - 25163. Д. 15109. т. 17. Контрольное дело. лл. . 10,11, 327 - 331.

Из духовенства Петропавловской церкви к сергиевцам принадлежали - благочинный Златоустовского округа протоиерей Федор Михайлович Дружинин, священник Антонин Константинович Хлопин, дьякон Павел Пантелеевич Костоусов и псаломщик Сергей Павлович Костоусов. К григорьевцам - священник Александр Петрович Птицын, священник Николай Александрович Кожевников, дьякон Михаил Георгиевич Ляпин. К обновленцам относились - священник Сергей Митрофанович Пономарев и дьякон Аркадий Николаевич Беневицкий. Заштатные священники: прот. Аркадий Васильевич Петров, прот. Никонор Михайлович Юновидов, о. Иоанн Петрович Братухин, о. Пётр Вонифатьевич Маркин, о. Александр Павлович Бяхов, о. Василий Назарович Шумайлов (регент хора).


  • (3) ЗАО. Ф. Р - 35. Оп. 11, Д. 34. л.9.
  • (4) Журавлёва В.А. Перепись 1937 года в Златоусте /Золотые россыпи былого. Материалы III краеведческой конференции. Сост. Шадрина Т.В., - Златоуст. С. 116.

  • (5) «В Златоусте проживали горожане 42 национальностей - это русские - 90, 7 %, татары - 3,8%, мордва - 1,6%, украинцы - 1,3%, башкиры - 0,8%, белорусы - 0,5% и др.».Ф. Яблонский. Фронтовая вахта Златоуста. 1941-1945 /./Златоуст - фронту. Издание 2-е, исправленное и дополненное /составители А.В. Козлов и Ф.Н. Яблонский. - Златоуст. ООО «ФотоМир», 2010. - с. 13.

  • (6) Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М. 1997. С. 270 - 271.

  • (7) Валерий Лавринов, прот., Очерки истории Обновленческого раскола на Урале (1922 - 1945). - М.: Крутицкое подворье. Общество любителей церковной истории, 2007, с. 159.
  • (8) Монах Вениамин (Гомартели). Летопись церковных событий. 1943 год.//www/ruskline.ru. 31.05.2008. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды/4-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. с. 464.

  • (9) Цит. по Чумаченко Т.А. Челябинская епархия в XX веке (вторая половина). ОГАЧО, Ф.288.Оп.8.Д.91.Л.73-73о6. Справка на Ефимова Петра Васильевича, рассмотренная на заседании бюро ОК ВКП(б) 11 декабря 1943 г.

  • (10) Переписка с облисполкомом по делам религиозного культа 04.01.44 - 28.12.45 гг. ЗАО. Ф. Р - 35. Оп. 11, Д. 54. лл. 5-8.
  • (11) Там же. л.5.
  • (12) Там же. л.8.
  • (13) Там же. лл. 5 - 5об.

  • (14) Там же. лл. 6 - 6об. Заявление подписали 33 человека и «ещё желающих очень много». Среди подписавших встречается имя Фроловой Пелагии Андреевны - жены первого златоустовского шофёра Александра Андреевича Фролова, а также её матери, тётки и сестры - Месениной Надежды Степановны, Лоськовой Марии Степановны, Коньшиной Веры Андреевны. Через 52 года после открытия Симеоновской церкви (1947 г.) их прямой потомок станет первым настоятелем возрождённого прихода Свято-Симеоновского храма в районе ж/д вокзала г. Златоуста ( 1999 г.). Там же. лл. 6 - 6об.

  • (15) Указание подписано 4 января 1944 г. за № 153/2. Переписка с облисполкомом по делам религиозного культа 04.01.44 - 28.12.45 гг.ЗАО. Ф. Р - 35. Оп. 11, Д. 54. л.1, 3.

  • (16) Там же. л. 3. Нужно отметить, что заявления на открытие Симеоновской церкви поступали на имя уполномоченного в следующие годы с завидной и упорной частотой. Но решения по ним не выносили. Причина тому, как и в других городах области, где верующие просили открыть второй храм, проста - « функционирующие церкви не так давно открыты, ещё полностью не восстановлены и вполне могут обслужить верующих указанных городов». ( ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д.40. л. 76).

  • (17) Людмила Заева. Монастырская церковь.//Златоустовские купола. Сост. Л.П. Заева, А.В. Козлов. Златоуст. 2001 г. с. 70.

  • (18) ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 2, Д. 28, л. 103. Кроме Златоустовского храма к открытию были разрешены по одному храму в Кусе и Сатке.

  • (19) Договор подписали: со стороны Горсовета - полномочный представитель Гиронов Сергей Семенович, со стороны верующих всего 7 человек: Кувакин Н.Г., Сыромолотов А.В., Кадачников И.И., Бахарев С.Е., Лобанова Е.Н., Лисицин Д.С., Мурдасова Д.Н. Переписка с облисполкомом по делам религиозного культа 04.01.44 - 28.12.45 гг. ЗАО. Ф. Р - 35. Оп. 11, Д. 54. лл. 9-10.

  • (20) Храм святого Симеона. - Чел.: Изд-во.: «Симеоновский вестник», 2008, с.60,61. Архиепископ Свердловский и Челябинский - с 13 октября 1943 г. так значится на официальном сайте Екатеринбургской епархии - www.ekaterinburg-eparhia.ru/history/gracesarhipastyri/ekbbishops/at265.

  • (21) Информационные отчёты и секретная переписка по Челябинской области 10.011947 - 12.01. 1948 гг. ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 212. лл. 71-72. Протоиерей Михаил Николаевич Рождественский 30 мая 1945 г. был переведён в Вознесенскую церковь г. Касли. Причина тому - после одного из богослужений он обратился к народу с просьбой о том, чтобы они более жертвовали за исполнение треб, т.к. священнику приходится платить большие налоги. В этом выступлении уполномоченный усмотрел «вымогательство и подстрекательство» и после извещения правящего епископа Свердловского Товии (Остроумова) «предупредил» священника, что он будет снят с регистрации при повторном проступке. (ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 40. л. 78).

  • (22) Переписка с облисполкомом по делам религиозного культа 04.01.44 - 28.12.45 гг. ЗАО. Ф. Р - 35. Оп. 11, Д. 54. л.13.
  • (23) Там же. л. 14.
  • (24) ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 11. л. 69.
  • (25) ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 11. л. 69. Следующим за Златоустовским Свято -Троицким был открыт храм в Верхнеуральске - 6 августа 1944 г.

  • (26) ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 35. л. 83 об.

  • (27) Данные приведены в статье Чумаченко Т.А. Челябинская епархия в ХХ веке (вторая половина). ГАРФ. Ф Р - 6991. Оп.1 Д.6.Л.4 об. Из выступления уполномоченного по Челябинской области П.В. Ефимова на кустовом совещании уполномоченных Совета по делам РПЦ при СНК СССР в сентябре 1944 г. в г. Новосибирске.

  • (28) ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 11. л. 70. Сумма по тем временам немалая. На каждый из 6-ти действующих храмов приходилось при равном делении чуть меньше 7 тыс. рублей, т.е. по 2 тыс. рублей с небольшим в месяц. Если учесть, что покупательная способность в годы войны была низкой - средняя зарплата в 1944 г. составляла 435 руб., (притом, что население принуждено еще было платить по твердым ценам за продукты по карточкам, за коммунальные услуги, отчислять часть заплаты на военные займы), а стоимость продуктов на рынке (по коммерческим ценам) была высока - 1 кг говядины в конце 1944 г. стоил 320 руб., 1 кг гречневой крупы - 250 руб. - то такую сумму 2 тыс. руб. в месяц прихожане могли собрать лишь в том случае, если они посещали храм в большом количестве. Материал - Евгений Жиронов. Было время - и цены снижали //"Коммерсант".17.03.2009, http://www.rokf.ru.

  • (29) Переписка с облисполкомом по делам религиозного культа 04.01.44 - 28.12.45 гг. ЗАО. Ф. Р - 35. Оп. 11, Д. 54. лл. 27 - 27 об.
  • (30) ГАРФ. Ф. Р - 6991, Оп. 1. Д. 40. л. 79.
  • (31) Там же. л.79.

************************************************************* 

Редактирование: Ургина Юлия. http://www.uralgenealogy.ru/

05 декабря 2010 года.

Разрешение на публикацию № 22 на сайте http://www.uralgenealogy.ru/ и в газете «Союзная мысль».

 


 
« Пред.   След. »

 
 
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Антипин Николай Александрович
Бастриков Анатолий Александрович
Бухаров Владимир Леонидович
Завершинский Владимир Иванович
Каменская Лариса Валентиновна
Карташов Александр Николаевич
Козлов Юрий Яковлевич
Королёва Ольга Алексеевна
Костарева Татьяна Викторовна
Криворотова Жанна Александровна
Купцов Иван Владимирович
Любимов Андрей Григорьевич
Новожилова Людмила Александровна
Поздеев Владимир Васильевич
Рохмистров Евгений Петрович
Рыжова Мая Петровна
Сергеев Сергий, священник
Сухина Елена Николаевна
Фокина Стелла Андреевна
Фролов Александр Викторович
Чайко Григорий Иванович
Шалагин Анатолий Владимирович
Щеткова Ольга Анатольевна
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО