Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Сергеев Сергий, священник arrow Церковная история в провинции. Опыт построения краеведческой картины на примере Свято-Симеоновского храма г. Златоуста.
Церковная история в провинции. Опыт построения краеведческой картины на примере Свято-Симеоновского храма г. Златоуста.
 

Если существует возрастная шкала в краеведении, то возраст серьёзных системных и последовательных исследований в области православной церковной истории в нашем городе весьма юн. Связано это со многими обстоятельствами. В частности, со сменой государственного устройства и недавним проявлением интереса православной общественности к духовному наследию, оставшемся, к сожалению, более на страницах архивных документов, чем в осязаемом виде, то есть в виде памятников архитектуры и храмостроительства.

К сожалению, это факт. На протяжении почти более чем полувекового периода времени ревнителями исчезнувшей не так давно из всеобщего употребления коммунистической мегаидеалогиии методично и старательно создавался новый образ некогда славного и передового уральского города. Постепенно второй по величине в Уфимской губернии, каким Златоуст вошёл в XX век, промышленный, религиозный и культурный центр её восточной окраины превратился к концу века просто в промышленный и культурный и уже далеко не центр. Причём культурная составляющая, некогда тесно связанная с богатой религиозной жизнью горожан, обрела весьма оригинальный, знакомый нам не понаслышке, универсальный и ничем не примечательный на общем фоне таких же «бывших центров» оттенок города заводов и фабрик. Уже к началу Великой Отечественной войны в городе и уезде были полностью уничтожены все видимые проявления религиозной жизни культурообразующего православного населения. Храмы и часовни закрыты или разрушены, система начального духовного образования в виде церковно-приходских школ и училищ полностью прекратила своё существование. А о том, что произошло с такими традициями, как городские крестные ходы и общественные молебны, думается, пояснять излишне.

Что говорить, ещё свежа легенда, на которой выросло не одно поколений наших современников, повествующая о том, какая идея изначально была заложена в название города. Тогда учителя, экскурсоводы и краеведы рассказывали о том, что в заповедных местах, на которых расположен Златоуст, в середине XVIII века были найдены золотоносные источники, некие «золотые устья». Интересно, что это предание и сегодня имеет немало сторонников и почитателей.

Однако, истина восторжествовала. Несмотря на титанические попытки её скрыть и утаить. На то, собственно, она и истина. И восторжествовала она впервые именно в начале нового XXI века. Сначала в узких сообществах и кругах, а затем и на официальном уровне был признан исторический факт происхождения названия города от имени величайшего православного богослова, экзегета и проповедника - святителя Иоанна Златоуста. А это уже сенсация мирового масштаба - единственный город на планете.

В то же время нужно отметить, что столь долгожданное торжество истины оказалось возможным благодаря новому этапу в развитии традиционно-православной религиозной традиции, что привело к приобщению большого числа людей православной системе ценностей.

Неоценимую, или даже вернее, главенствующую роль здесь сыграли храмы г. Златоуста, где самое первое и почётное место, по-праву, принадлежит Свято-Троицкой церкви, открытой по просьбам верующих в 1944 году и ставшей цитаделью духовной жизни златоустовцев на многие и многие десятилетия.

К месту стоит заметить, что такая тесная связь между православными храмами, будучи видимым и осязаемым проявлением духовной жизни жителей и историей того или иного населённого пункта, не случайна, а очень даже логична и оправдана. Глубокий и всесторонний анализ этой связи сегодня помогает ответить на многие вопросы, раскрывающие причинность и следствия поступков и событий, участниками которых были духовенство и прихожане, того или иного храма в той или иной местности. Анализ достоверно может показать и показывает - что было и остаётся дорогим для сердца человека и чему нужно посвятить время, силы и средства, ради чего стоит жить. Он показывает внутренний стержень, качественность духа тех, кто строил, посещал, трудился, заботился и служил в храме, а также и то, как внутренний мир этих людей влиял на мир внешний. Разрушал его или созидал и возделывал. Исторически храм всегда был связан с жизнью обывателя той местности, где он был возведён.

В этом высота и универсальность православного церковного краеведения. Оно способно оценить, а не просто зафиксировать события, так как в его арсенале есть чёткие критерии и границы и веками выверенные нравственные координаты.

Оно перспективно. Так как даёт возможность не просто узнать судьбу того или иного храма, его прихожан и духовенства, но и даёт возможность реально поучаствовать в их судьбе. Это возможно благодаря тому, что в православном вероучении присутствует замечательный факт единства во Христе ныне живущих и тех, кто уже оставил земную жизнь. И единство это проявляется не только заупокойной молитвой за покойных, но и в осознании того, что являешься продолжателем и участником великого дела. А отсюда и ответственность за те события, участником которых являешься.

Метод, который может помочь в деле провинциального краеведения, определить можно как метод храмоцентричности.

Летом 2006 года мной на кафедре церковной истории Тобольской Православной Духовной Семинарии была представлена для защиты дипломная работа по истории храма в честь Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца г. Златоуста. Период его жизни с 1902 по 1960 гг. стал темой очерка «Дом Божий», опубликованного на пожертвования благотворителей в том же году. Материалом для глав книги послужили как свидетельства прихожан и старожилов, так и документы, хранящиеся в Златоустовском городском архиве. Именно они (документы) с большей долей вероятности могут показать реальную обстановку того или иного времени. Замечательно представлен дореволюционный период - это заслуга клировых ведомостей и метрических книг. Не мало можно почерпнуть и из периодического издания - «Епархиальные ведомости». Период времени от гражданской войны до 1944 года весьма скуден в информации. Документы требуют детальной систематизации. Однако он богат на биографические ресурсы. В анкетах, которые верующие 1 раз в 3 месяца предоставляли во властные структуры, значатся имена и фамилии тех, кто не боялся преследований и оберегал храм. Так как наш район железнодорожного вокзала своеобразен по положению и менталитету жителей, то для многих было целым семейным событием увидеть в списках прихожан Симеоновской церкви своих родственников.

Вместе с восстановлением истории храма удалось открыть интересные факты топографического свойства. Названия улиц железнодорожного посёлка до середины 20-х были совсем другими и именовались в честь церковных событий. Так были улицы: Казанская, Троицкая, Вознесенская, Крестовоздвиженская и др.

Замечательные события культурной жизни города тоже не обошли стороной Симеоновский храм. В начале XX века в квартире, которую снимал настоятель храма священник Лавр Фенелонов, проходили музыкальные вечера с участием любителей музыки. Одним из посетителей благородного собрания был капельмейстер Мокшанского полка Илья Шатров, в будущем автор вальса «На сопках Маньчжурии».

Находки продолжаются до сих пор. К моменту начала сбора информации о храме (2002 г.) в архиве была всего одна фотография дореволюционного времени. Сейчас фотоархив насчитывает более 20-ти наименований снимков разных исторических периодов. При храме формируется музей, двери которого откроются для желающих уже в этом году.

И последнее. Столь ценные сведения не хотелось бы терять. Ибо они собраны для восстановления исторической справедливости, в том числе и в краеведческой сфере. В выходящих в свет изданиях, как любительских, так и профессиональных (учебники и пособия для образовательных учреждений) очень скромно говорится о том, какой вклад внесла в жизнь городов и всей нашей родины Православная Церковь. Иначе те люди, которые строили своё миросозерцание, являясь Её чадами. Ведь Церковь - это не какая-то закрытая общественная организация, а, прежде всего, люди, народ, объединённый верой во Христа и святыми Таинствами. Поэтому было бы замечательно включать в курс краеведения отдельные главы о духовной жизни конкретных людей, экскурсы о судьбе храмов и просто малые рассказы о жизни населения с его религиозными традициями. Это было бы честно, нравственно и логично.



Священник Сергий Сергеев, клирик Свято-Симеоновского храма г. Златоуста.


************************************************************* 

Редактирование: Ургина Юлия. http://www.uralgenealogy.ru/

05 декабря 2010 года.

Разрешение на публикацию № 22 на сайте http://www.uralgenealogy.ru/ и в газете «Союзная мысль».

 
« Пред.   След. »

 
 
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Антипин Николай Александрович
Бастриков Анатолий Александрович
Бухаров Владимир Леонидович
Завершинский Владимир Иванович
Каменская Лариса Валентиновна
Карташов Александр Николаевич
Козлов Юрий Яковлевич
Королёва Ольга Алексеевна
Костарева Татьяна Викторовна
Криворотова Жанна Александровна
Купцов Иван Владимирович
Любимов Андрей Григорьевич
Новожилова Людмила Александровна
Поздеев Владимир Васильевич
Рохмистров Евгений Петрович
Рыжова Мая Петровна
Сергеев Сергий, священник
Сухина Елена Николаевна
Фокина Стелла Андреевна
Фролов Александр Викторович
Чайко Григорий Иванович
Шалагин Анатолий Владимирович
Щеткова Ольга Анатольевна
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО