Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Мишкинский район arrow Деревня Речкалово arrow Деревня Речкалово
Деревня Речкалово
Н.А.Лазуко, О.А. Щеткова
"От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам..."
Книга III
Анисья Дмитриевна и
Павел Дмитриевич
Паньковы
(Речкалово - Введенское)

Паньков П.Д.

Панькова А.Д.

Челябинск, 2008 г.

От авторов:
   Третья книга - воспоминание о деревне Речкалово Мишкинского района Курганской области. Нам очень хотелось продолжить ту огромную работу по описанию сёл и деревень, которую вёл Сычёв Александр Павлович. Его летописи сёл и деревень известны жителям Мишкинского района по статьям в газете «Искра». Рубрика называлась «Стояли среди лесов и полей деревеньки»...
  
   Эта книга посвящена землякам - соседям-речкаловцам. Знакомство с удивительным человеком, Анисьей Дмитриевной Паньковой, помогло «оживить» деревню Речкалово: вспомнить отдельных жителей, истории, предания, которые начале войны попал в плен. Но в конце жизни Анисье Дмитриевне удалось воссоздать военный дневник её мужа, который также на страницах этой книги нашёл своё отражение.

Анисья Дмитриевна
Панькова
г. Курган
2007 год

  

 Прадед мой Коротовских Григорий Иванович, прабабушку звали Алампия Андреевна. Жили они в Речкалово. Дед - Коротовских Василий Григорьевич (умер в 1912 году). Бабушка - Анна Ивановна (урождённая Пяткова, с. Введенское) умерла молодой. Отец - Коротовских Дмитрий Васильевич (24.02.1885 - 24.02.1964). Мама - Анастасия Степановна (1880 - 1927). Мачеха - Прасковья Петровна в девичестве Горных из Быдино (1885 - 1964).

   О нашей семье и укладе.
   Родители наши - крестьяне-середняки.
   Надо сказать, тятя и дядя Яша, его брат, жили очень дружно и делали всё сообща, хотя и жили они каждый своим домом. Ехали на мельницу зерно молоть вместе, даже и там не делили зерно, а мололи всё вместе и только муку и отруби везли каждый к себе домой. Солому с поля возили зимой, - и это тоже совместная работа. Гумна стояли рядом, туда летом свозили снопы с полей. Там молотили. Для этого расчищали ток и называли это «ладонь».
   Коров держали чаще всего на гумне, чтобы не возить лишний раз корм домой. Коров кормили соломой, а заготовленное сено давали только лошадям, так как они весной выполняли самую тяжёлую работу: весно-вспашку. Днём на лошадях работали, а ночью пасли их и кормили. Как правило, на ночное посылали детей. Поехав в очередной раз в ночное, тятя сел на вершину, но на выезде из ворот ограды лошадь споткнулась, он упал и сломал себе руку. И так он всю жизнь прожил с согнутой в локте рукой: она у него не разгибалась прямо, но ни при какой работе он не говорил, что у него рука болит.
   Работал тятя на всяких работах. Был он мельником на водяной мельнице, работал плотником в Мишкино (строил здание райкома партии), работал в совхозе «8-ое марта» - плотником, мельником, садоводом. С должности садовода он и ушёл на пенсию в возрасте 70 лет. Не курил, не пил спиртного.
   Тятя подростком остался без матери, дедушка больше не женился: ждали 18-летия тяти, чтобы женить его. В феврале 1903 года ему исполнилось 18 лет и ему сосватали мою маму - Анастасию Авксентьевну Мокину из Сладких Карасей. Мама была единоверческого вероисповедания. Перешла в православие и стала для всех Анастасией Спепановной, хотя в метрических записях писалась по-прежнему «Авксентьевной».
    10 лет они прожили в любви и согласии. Им построили дом, отделили от старшего брата. Дедушка Василий Григорьевич пожелал жить с тятей.
   По рассказам моих старших сестёр и соседей, свёкор очень любил свою младшую сноху как родную дочь. Родственники всегда старались строиться вблизи друг друга: дядя Яша жил на берегу,- тятя дом построил напротив. Общая баня у нас стояла на берегу у самой воды. Как сейчас вижу: берег реки зарос ивняком, между кустами, на стволы двух старых ив положена толстая плаха, заменявшая плотцы. С плотцев брали воду для полива и для бани, на них полоскали бельё после стирки. Воду для кваса всегда брали речную, а на чай - в колодце. На нашей стороне (Зарека) самая вкусная вода была в колодце у Усольцевых.
   Надела земли нашей семье не хватало, поэтому тятя арендовал часть земли в Калиновке у Симахина Ивана Михайловича. Сколько он брал десятин и сколько платил, я не знаю. Была пашня у Лабутина болота - это недалеко от дубровы. Миша, младший из братьев, всегда пахал и боронил эту землю. Сестры носили ему обед. Таня рассказывала: «Когда идёшь по дороге, уже слышно как Миша свистит. У него был какой-то особый свист». На время обеда лошадей выпрягали и давали им овса. Вечером соху переворачивали вверх лемехом и ехали домой. Работали от восхода и до заката солнца. Какой же это труд! Сколько пота пролито на этой полосе и человеческого и конского! А насекомые: комары и пауты!
   Летом каждая полоса переходила под опеку женщин: пололи, жали серпом или косили литовкой. Литовки были оснащены грабельцами, чтобы хлеб ложился колосьями в одну сторону. Потом всё это вручную собирали, вязали в снопы и ставили в кучи - суслоны. По окончании этой работы снопы свозили в гумна и укладывали в скирды. Осенью - обмолот. А зимой, когда обмолотят и приберут хлеб, нанимались на мельницу к Первушиной: перевозить зерно и муку в Шадринск (тогда говорили Шадрино). Позднее в деревне начали строить школу, потребовались строители, и мужики посчитали, что выгоднее работать дома по 11 копеек за подённицу, чем заниматься извозом. На извозе больше затрат: надо для себя брать провиант, тепло одеваться, брать овёс для лошадей.
    В Первую Мировую войну многих мужчин забрали в Армию. Многие не вернулись домой, в деревне остались вдовы. Тятя не призывался из-за сломанной руки. Вот тут-то и рухнуло счастье нашей мамы. Но в последствии она говорила, что сама виновата в том, что это случилось.

Коротовских: Парасковья Петровна и Дмитрий Васильевич с внуком Сергеем. 1949 год.


   Вдовой оказалась дальняя мамина родственница - Прасковья Петровна. Муж её не вернулся с войны. Мама, по доброте своей, всё напоминала тяте, когда они с дядей Яшей ехали на мельницу: «Возьмите Прасковью, помогите ей с мешками...». Зимой - в поле за соломой: «Помогите Прасковье побольше воз накласть и воз покрепче завязать». Так Прасковья Петровна стала чуть ли не членом нашей семьи. У неё было двое детей: Зоя 1908 г.р. и Александр 1913 г.р. У Еланушка (Евлантий Степанович, сводный брат мамы) в малушке собирались зимой и играли в карты. Прасковья тоже там... Наш дом стоял ближе, а Прасковье идти дальше, сворачивая с дороги, тятя обязательно заденет рукой спутницу... Мама и это видела, но особого значения не придавала. А потом он к ней и по ночам стал похаживать.
   В один год со мной у них родилась девочка Мария, но она умерла во младенчестве. По этому поводу Прасковья Петровна потом говорила: «Эта девчонка-то никому не нужна (это обо мне), но она растёт, а нам Мариюшка дорога, так её Бог прибрал...».
   Мама начала прихварывать. Да и было с чего... Десять лет прожили в согласии, а тут началось... Приходила какая-то бабка из Карасей, хвалилась, что может приладить мужа... И вот обе женщины присушивали одного мужчину, каждая к себе... Наверное, кто больше заплатил, тому и достался мой батюшка...
   Маму назначили на операцию в Челябинск. Она согласилась, а наутро, когда надо было ехать в Мишкино к поезду, она заявила: «Нет, Дмитрий Васильевич, я не поеду. Буду ждать смерти дома с семьёй». Очень боялись тогда операций, так и говорили: «Зарежут на столе». А тятя дал волю своей ярости, хотя по натуре он человек добрый, спокойный, уравновешенный...
   Однажды он шёл от Еланушка. Наточил ножницы своей Паруше ( мама её так называла, что «Паруше» не нравилось), а старший брат мой с товарищами сидел у нас в ограде на лавочке, и кто-то из ребят вслух сказал: «Отец-то сударке ножницы наточил». Тятя это услышал, размахнулся и бросил ножницы в сторону ребят. Ножницы раскрылись и вонзились в заплот. Благо брат успел чуть отклонить голову, иначе бы они попали ему прямо в лицо. С каким же чувством он продолжил свой путь до сударки? Товарищи брата предлагали ему: «Ты, Ваньша, уезжай куда-нибудь, а мы Парушу прикончим». Брат поделился этим с мамой, но она строго-настрого запретила оставить эту идею и забыть, что Паруша на свете существует.
   Вскоре старший брат посватался к девушке в соседях. А в той семье хозяин был не лучше нашего тяти, и мать невесты отказала ему, следуя поговорке: «Выбирай сына - по отцу, а дочь - по матери». Брат потом женился на хорошей скромной девушке Паше из Быдиной. И они были очень счастливы в браке. Но война...
   Дальние огороды наш и сударкин находились рядом и она пользовалась на равных правах водой из нашей ямки. Однажды сноха с золовками пошли на дальний огород поливать. Досыта уполивали гряды, а остатки воды вычерпали и вылили за огород. Паруша пришла, а в ямке сухо... Она нажаловалась тяте, а тот, придя домой, с кулаками набросился на маму. Но тут из горницы вышла сноха и сказала:
    «Тятенька, это я виновата. Это я предложила вычерпать остатки воды. Мамонька тут ни при чём...». Он утихомирился.
Раз подвёл маму в пригоне к колодцу и пригрозил утопить.
Дядя Яша, его брат, сколько раз старался его увещевать, просил бросить гульбу на сторону, но как только заходил разговор, тятя накидывал на плечо пиджак и уходил из дому.
Куманёк у него был умнейший человек. Я всегда называла его «мудрым». Он тоже указывал тяте на неблаговидное поведение, но тот молча отходил от этой темы.
Вот и второго брата Мишу женили в 1926 году. Взяли девушку Саню из Сладких Карасей.
   Осенью 1927 года Миша с Саней уехали в Сладкие в гости, а мама в этот день умерла... Вот, пожалуй, с этого дня я и запомнила себя....

2007 год. Ныне несуществующая деревня Ёлшино
(коммуна «Факел»). Река Юргамыш.

Заброшенная плотина на месте ныне несуществующей
деревни Ёлшино (коммуна «Факел»), река
Юргамыш. 2007 год.

Фотография сделана в 1939 году, на нёй запечатлены сотрудники школы села Введенского Челябинского округа Уральской области. (См. стр. 49).

Слева направо: верхний ряд: Варвара Михайловна Слуднова, уборщица;
Алексей Григорьевич, учитель,
Алексей Никитич Киланов, учитель истории;
Евдокия Алексеевна Ивина, учитель биологии;
2-ой ряд: Михаил Филиппович Кочкин, учитель физики;
Валентина Ильинична Инфантьева, учитель русского языка и литературы;
Борис Николаевич Ключарев, директор школы села Введенского Челябинского округа
Уральской области до 1941 года, математик;
Вычужанина Ксения Аркадьевна - завуч школы в селе Введенском (после 1941 года была
назначена директором);
Коротких Марфа, уборщица;
Нижний ряд: Машнина Серафима Иванована, уборщица, с дочерью двух лет -
Мошниной Александрой Григорьевной;
Останина Анна Анфимовна, учительница;
Зоя Фёдоровна Мыльникова, учительница;
Анастасия Васильевна Коротовских, учительница.
Фамилии учителей села Введенского восстановлены с помощью
жительницы села Введенского Ушаковой (Машниной) Александры
Григорьевны и учительницы Паньковой Анисьи Дмитриевны, ныне
проживающей в городе Кургане.

Принимаем заявки на книгу III "От Вас беру воспоминанья, а сердце
оставляю Вам..."

Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова.

 
« Пред.   След. »

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
7 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО