Цели: - создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование, - способствовать воспитанию патриотизма, уважения к старшим, -развивать информационную и коммуникативную компетентность. Класс: 9 Этапы деятельности: Вводный - Обсуждение актуальности проблемы преемственности между поколениями, сохранения исторической памяти о предках. -Обсуждение и выбор оптимального варианта структуры проекта; приёмов исследовательской деятельности. -Определение сроков выполнения (по 2 главы в четверть). Поисково-исполнительский- сбор и систематизация материала. Глава I « Родина моих предков ». Рекомендации: 1 По схеме родословной выясните самых старших представителей рода; узнайте, откуда они родом, когда поселились на Урале. 2. Запишите воспоминания родных о памятных местах; найдите фотографии. 3. Опишите свои впечатления о родине предков. 4 Обобщите сведения о родине предков из различных источников, составьте очерк. Глава II Самая старинная фотография в семейном альбоме. Рекомендации: 1 Вместе с родными посмотрите семейный фотоальбом, найдите самые старинные фотографии 2. Установите, кто, где и когда сделал снимок, при каких обстоятельствах. 3. Выясните: кто запечатлен на фото? Обратите внимание, есть ли записи на обороте. 4 Запишите дополнительные сведения о биографии родственников 5. Обратите внимание на позу, внешний вид, окружающую обстановку. 6. Сохранились ли семейные истории, связанные с этим моментом. 7. Охарактеризуйте степень сохранности фотографии Примечание: Не наклеивайте подлинные фотографии на бумагу, реставрируйте их только у специалистов, после сканирования и копирования вкладывайте их в отдельные конверты. Глава III Семейная реликвия Рекомендации: 1 Выясните, какие предметы бережно хранят в Вашей семье, передают из поколение в поколение. 2. Опишите эти предметы, классифицируйте их: - предметы быта; - награды, грамоты, -украшения, - книги; - фото, - произведения искусства; - письма; - и другие. 3. Расскажите о человеке, которому изначально принадлежал этот предмет. 4. Выясните, какой «путь» проделала эта реликвия. 5. Запишите семейное предание, связанное с этим предметом. 6. Выразите своё отношение к семейным реликвиям. 7. По возможности сделайте фотографии. Глава IV Мои родные в годы социальных потрясений (1917-1937г.г.). Рекомендации: 1 Выясните по схеме родословной, кто из родных жил в это время, выпишите данные. Ф.И.О., дата рождения, местожительства, образование, профессия, семейное положение. 2. Выясните у родителей, какая информация об этом периоде сохранилась в семейном архиве, фотоальбоме. Составьте перечень документов, фотографий. 3. Побеседуйте с бабушками и дедушками, возможно, они помнят какие-то эпизоды из рассказов своих родителей (не забудьте указать Ф.И.О. информатора). 4. Выясните, как относились к свержению царизма; кого поддерживали: красных или белых; как изменилась жизнь семьи в 1920-е г.г. 5. Выясните, как политика коллективизации и раскулачивания отразилась на судьбах ваших родных, живущих в сельской местности. 6. Выясните судьбы родственников, репрессированных, пострадавших в годы сталинского террора; сохранились ли документы, справки о реабилитации, официальные ответы на запросы в архивы. 7 Выясните, кто из родных участвовал в строительстве крупных предприятий в годы первой и второй пятилеток, сохранились ли документы: трудовые книжки, грамоты, наградные документы, газетные публикации. 8. При выяснении интересных деталей о детстве и юности ваших бабушек и дедушек в довоенный период, предложите им ответить на вопросы анкеты, -любимая книга... -любимый фильм... -любимый певец (актер)... -любимый праздник... -любимая игра... -любимый предмет в школе... -самое яркое, памятное событие детства. 9. По возможности, сделайте аудио- или видеозапись беседы. Глава V Мои родные в годы Великой Отечественной войны. Рекомендации: 1. Выясните по схеме родословной, кто из родных и в каком возрасте встретил начало Великой Отечественной войны? 2. Уточните, при каких обстоятельствах 22 июня 1941 года они узнали о нападении фашистской Германии , какие чувства пережили? 3. Когда и кто из родных был призван на фронт, были ли добровольцы? 4.Выясните факты биографии фронтовиков: -где приняли первый бой, на каких фронтах сражались; -в защите и освобождении каких городов и стран принимали участие, -при каких обстоятельствах были ранены; -какими воинскими наградами, за какие заслуги отмечены, -самый памятный эпизод на войне; 5.Выясните, какие документы сохранились в семейном архиве , составьте их перечень, с разрешения взрослых сделайте копии. Прокомментируйте содержание документов. 6.Опишите семейные реликвии: фронтовые письма, награды (сделайте их фотографии).. 7.Прокомментируйте снимки военных лет (см главу II). 8. Выясните факты биографии родных- тружеников тыла: -место работы, условия труда и законы военного времени; - продовольственное обеспечение, - поощрения и награды за доблестный труд. 9. Запишите воспоминания родных, переживших немецкую оккупацию, плен, концлагеря. 10. Запишите воспоминания о военном детстве (самые яркие события). 11.Выясните, как отмечали День Победы 9 мая 1945 года. 12. Узнайте о любимой песне военных лет 13.Выясните место захоронения родных, погибших на фронте (извещение о смерти) Глава VI Мы такие разные и такие похожие... Рекомендации: 1 Сначала авторы проекта сами пытаются продолжить следующие фразы: Мы верим.... Мы гордимся.... Мы мечтаем.... Мы стремимся быть похожими.... Мы желаем будущему поколению.... Примечание: Если Вы затрудняетесь, можно местоимение «мы» заменить на местоимения «я». При оформлении своей страницы поместите свою фотографию в возрасте 14-16 лет. 2. Необходимо привлечь к сотрудничеству родителей, бабушек и дедушек Вместе найти фотографии представителей старшего поколения в возрасте 14-17 лет, узнать при каких обстоятельствах были сделаны снимки. Попросить родителей вспомнить себя в юности и тоже продолжить фразы (но в прошедшем времени). Оформите страницы с фото. 3.Проанализируйте и сравните ответы: выявите общие черты и различия. 4.Проверьте гипотезу: старшее поколение ощущало себя в юности более сплоченным и дружным. Подберите аргументы «за» и «против» для участия в дискуссии «Мы такие разные и такие похожие». Обобщающий этап-Оформление результатов в творческой форме; Заключительный этап-Презентация, обсуждение результатов и перспектив работ.
|