Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Живая летопись села Скоблино arrow 24 глава из книги «Живая летопись села Скоблино».
24 глава из книги «Живая летопись села Скоблино».
24. Описание быта крестьян Зауралья из журналов  «Оренбургских епархиальных

                   ведомостей» за 1875 год.

                                           Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова

      «...Материал строений, равно, как и устройство домов одинаковы с прочим челябинским людом: сосна для избы, берёза для служб.  В домах по старому устройству: во дворе всегда изба, на улицу - горница с 1 или 2-мя окнами. У богатых обе комнаты содержатся опрятно: лавки и стены выкрашены красной краской, поверх нанесены цветы, у заоконников стены и потолок выбелены. Горница - чистенькая, украшена дорогими полотенцами с вышивкой. С непременною высокою кроватью с пологом из белого редкого тканья или из ситца. На разноцветном шкапе со стёклами красуется самовар с доброе ведро, впрочем, редко для употребления хозяина, а больше для гостей.  Самоваров в настоящее время у крестьян 16-ть. (Речь идёт о селе Травянском, ныне - Дубровном Мишкинского района Курганской области).

  
     
Крестьянский быт на Урале в конце ХIX века. 

Фотография с сайта: http://chelmuseum.ru/index.php?gl_page=45

Челябинский краеведческий музей

Мужик в будни неопрятен, грязен,  в праздники щеголеват: зимой в суконном тулупе или полушубке, в дорогой мерлушьей шапке, летом в бумажном или суконном кафтане с полушёлковой опояской, в плисовых шароварах, спускающихся на голенища знатных кунгурских сапогов.

       Женщины, особенно девицы, очень нарядны: шубки, крытые драпом или сукном. Летом полушёлковые пальто с отделкой и шёлковые сарафаны - не редкость. Вообще, девицы даже и в будни не носят самодельщины, везде и всегда - в фабричном.

       Для лакомств и на всякую потребу в селе есть мелочная лавочка, где от пряников, конфет, сахару, орехов - рябит в глазах.  От махорки до мелкого гвоздя - всё можно купить и селянину, и проезжему.

       Для веселия на самом видном месте, впрочем, далеко за церковью, стоит кабак с надлежащею вывескою «На вынос» и неизбежной ёлкой. Кабак всего один.... Из этого, впрочем, не следует, что травянцы не падки на выпивку, содержат кабак из подражания или так себе, ради проформы. Большинство любят выпивать, хотя постоянных завсегдателей в заведении не очень-то много.

       Для поддержания общественного порядка существует от волостного правления староста, от полиции - сотский, избираемые из местных пьяниц, ибо трезвые, умные, честные мужики бегут от этих должностей, лавируя болезнею или прямо откупаются от подведомого начальства.

       Пожарами Бог миловал и милует. Но вот  гасительные снаряды находятся в самом плачевном состоянии. Пожарных труб уже и одной не имеется. Уже девятую зиму собираются купить машину, может статься, купят к весне - будем ждать и это хоть сколько-нибудь утешительно.

       Из этого краткого очерка можно видеть, что село Травянское в настоящее время знакомо, несколько с цивилизацией, даже и с комфортом.

       Сто лет назад мужикам-переселенцам, забитым барщиной и прежней каторжной обстановкой, место очень понравилось.  Нашел его первопоселенец - Гаврила Терентьевич Ветлугин.

         Раньше, лет сто назад, о рамах и стёклах не было и помину. В избах были отдушины, которые закреплялись пузырём. Крышу достаточные крыли тёсом - это уж роскошь. Бедные же и большая часть крестьян довольствовались драньём.  И теперь в Травянском существует такой дом, с которого взято описание.

       Когда прошёл слух о Пугачёвском бунте, встрепенулись мужики, общими силами устроили с трёх сторон частокол, вроде рогаток, с дневным и ночным караулом.  Слух оправдался, на выселок однажды напала шайка башкир.  Завидев разбойников, пост у рогаток торопливо отступил в деревню. Всполошились все: баб с ребятишками загнали в большую избу, кто мог, вооружился топором, дубиной, косой,  мотыком. Ветлугины и Бабиновы засели на вышке с ружьями. С гиком прискакала  беспорядочная толпа, и вдруг, встала перед рогатками, сообщаясь, спешиться  ли или искать свободного проезда.  В эту минуту грянул выстрел. Это выстрелил из своего саженного ружья, называемого «турка», как говорили, Ветлугин. Кроме произведённого эффекта, выстрел оказался убийственным. Один башкир упал с лошади, товарищи подняли его на седло и, взяв с собой, ускакали. У башкир были луки со стрелами, но они, объятые страхом, ускакали.  Убегая, они в камышах на озере убили Павлушенку, прозываемого в селе, неизвестно почему - Шумихиным. Забрали всех коней, которых он в это время пас, как на грех,  и уехали.                                                                   

       В селе Травянском с самого начала жили староверы, которые со временем стали переходить в православие на правах единоверия, только относились они не к православной церкви села Травянского, а к единоверческой церкви села Сладко-Карасинского.

       А духовенство села Травянского примерно до 1865 года влачило жалкое существование. Священник и дьячок местной церкви едва сводили концы с концами.  А с 1-го января 1865 года православную церковь этого села стали относить к IV классу, причт стал получать больше - 285 рублей.

       Много было в селе Травянском священников, но такого доброго и отзывчивого батюшки, как Лев Семёнов Емельянов - не было. Он  начал в селе строительство храма, но были какие-то недочёты, недоработки, может и грубые, но их вполне можно было исправить, однако, благочинный округа, куда входило село Травянское Пётр Бирюков начал так отчитывать о. Льва, что тот от расстройства, когда все уснули после обеда, вышел в закуток во дворе и повесился. Прибежала матушка - жена священника Емельянова, запричитала, но было уже поздно. Остались после него семеро детей сирот от 5 до 18 лет, да матушка попадья.  Старшие двое сыновей учились в духовном училище. После смерти отца Льва Емельянова этих детей перевели на казённое обучение - пошли навстречу, зная об их горькой судьбе.

      ...Жив ли кто из этой многочисленной семьи Емельяновых? Вспоминают ли дети несчастного отца - игрушки жестокосердного корыстолюбивого деспота?...

        Новым священником после священника Льва Емельянова был Михаил Васильевич Левитский. На замечания благочинного он реагировал легкомысленно и сами замечания не расстраивали его. «Не всем,  - говорит, - давиться-то!!!».  Но дела в селе Травянском пошли плохо и при постройке деревни подрядчик, руководящий этим строительством запил и, в конце концов, попал под суд.

         1843 год памятен нашему крестьянину! В те времена картофель считали омерзительнее антихристовой скверны - табаку.  Курили только отставные солдаты, а старики в деревнях - отплёвывались.  Считалось, - поешь картофеля - прослывёшь поганью... Но, по высочайшему указу от 30 апреля 1842 года духовенство и волостные чины ради примера стали сажать картофель, потчуя, зачастую, недоверчиво косившихся мужиков. Было всеобщее крестьянское недовольство, так как стали гнать крестьян в поле  для возделывания новых земельных участков под картофель.

       Много претерпели и чиновники, и служащие от крестьян. (По всему Уралу прокатилась волна картофельных бунтов - авт.) Чиновников освежали весенней  Миасской ванной, нечиновных, вроде Дмитрия Варуткина и сельских старших потчивали оплеухами и плевками, трепали бороду, оскорбляли всячески не только мужики, но даже бабы и мальчишки...».   

                                               (Из церковно-приходских летописей

                                               села Травянского Челябинского уезда

                                               (ныне село Дубровное Мишкинского

                                               района Курганской области).

                                               Священник   Пётр Виноградов.

                                               1875 год.

 

                         О селе Алабуга Белоярской волости

                                    Челябинского уезда.

 

     «...Преимущественное же пьянство здесь бывает только в храмовые праздники, по укоренившемуся здесь обычаю, как в Челябинском уезде, так и в соседственных».

                                                  Священник. 1875 год.

 

                                                       ***

       К большому сожалению, церковно-приходская летопись села Скоблино не найдена...

       Драгоценные знания о быте и жизни крестьян донесли до нас  обыкновенные сельские  батюшки,  зачастую подписывающиеся  под своими рассказами  просто «Священник». Не будем забывать о том, что поначалу только они с 1850-х годов во всей Оренбургской губернии несли в народ просвещение.  Церковно-приходское образование получали  некоторые крестьяне из далёких деревушек в ближайших к ним сёлах.  Крестьяне не хотели учить детей, так как считалось, что главное для сельских жителей - умение грамотно вести хозяйство. Сколько нужно было разъяснять, увещевать, для того, чтобы убедить консервативно настроенных  к освоению грамоты крестьян!...

        Почти все имена сельских батюшек незаслуженно забыты. Очень важно восстановить память о них. Ведь именно священники, а не коммунисты,  являются основоположниками образования в России.

 

 
« Пред.   След. »

 
 
Краевед из Юргамыша Плотников С.В.
Живая летопись села Скоблино
Где вы, Качки-Мутовкины?
Парфентьевское сельцо
Деревня Шибанова, Борина. Шибанов Мыс.
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО