Газета «Челябинский рабочий» (сокращено Щетковой О.А.) Есть ли рыба в Карасях? ... У нас появилась первая статья, составленная нашим читателем. Павел Александрович Каравдин - давний друг и постоянный автор "Челябинского рабочего". Окончил ЧПИ, работал на "Роторе", сколько себя помнит, интересовался наукой, в особенности природой света и всемирного тяготения. В 1997 году купил первый компьютер и принтер - для того чтобы печатать статьи. А со временем подключился к Интернету, тем самым опровергнул стереотип, что всемирная паутина - поле деятельности исключительно молодых. Для проекта "Время вернуться домой" Павел Александрович подготовил очерк о своем родном селе Караси. Мы публикуем его в сокращенном варианте. "Я родился в конце печально известного 1930-го - "года великого перелома" - в селе с рыбным названием Караси, кажется, Уральской области. Потом эту область разделили. И наше село оказалось в Челябинской области. А в 1942 году мы оказались в Курганской области. Тогда власть занималась разукрупнением. Сейчас в России началось обратное движение - укрупнение.
В шести километрах к западу от нашего села находится другое "рыбное" село - Сладкие Караси. У каждого села есть озеро. Как я стал себя помнить, никакой рыбы в нашем озере не было, но старшие рассказывали, что раньше было очень много рыбы, а потом не стало. В чем причина? Говорили, что однажды наши мужики не пустили ловить рыбу старика из Сладких Карасей, и он заколдовал наше озеро, забив в него осиновый кол. Мне не дали, и вы не будете ловить. Когда старик собрался умирать, он просил, чтобы его повезли к озеру расколдовать его. Но сыновья не повезли его, и озеро осталось без рыбы. Перед войной помню, как по озеру плыли две лодки и веревкой "тралили" озеро, надеясь зацепить пресловутый осиновый кол, но ничего не нашли. Во время войны пошли дожди, стала прибывать в озере вода и подмывать огороды. Тогда снова и появилась в озере рыба, давшая название селу. Село было центром волости, и в нем в начале ХХ века была построена большая церковь. Возле церкви были две могилы умерших священников. Чуть поодаль была братская могила героев гражданской войны. Во время Отечественной войны в соседнем Мишкино была построена тюрьма, в которой сидели почти одни женщины. Я знаю о них, потому что в эти годы их привозили в Караси, и они, стоя на стенах обезглавленной церкви, ломами пытались разбирать ее на кирпич. Но кладка была прочной и разборка не удалась. Предполагалось из церкви сделать МТМ (машинно-тракторную мастерскую). Но затея не удалась. Начались протесты местных жителей, что мастерская загубит озеро (тогда слово "экология" еще было неизвестно), и МТМ построили в другом месте. Полуразрушенная церковь стояла еще долго. Потом ее взорвали и обломки удалили. Вместо церкви построили стену с фамилиями погибших на фронте селян. Мой дед Каравдин Семен Илларионович крестьянствовал, но был и деревенским кузнецом, плотником и столяром. Возможно, по этой причине он жил чуть богаче других и его хотели раскулачить. Чтобы избежать раскулачивания, он разделил семью, женив младшего сына (моего отца). Так как дед не подошел под категорию кулаков, то его обложили твердым (невыполнимым) налогом и послали на лесозаготовки. Дед простудился и умер. Мне было два года. За неуплату налога описали дом и продали в казну. В доме были две изолированные комнаты. В избе жили мои родители, трое детей и бабушка. В горнице всегда жили квартиранты, которых назначал сельсовет. Мой отец погиб на фронте. У властей, кажется, зашевелилась совесть, и после войны моей матери разрешили вернуть дом. Для этого она восемь раз пешком ходила в Мишкино (20 км), оформляла какие-то бумаги, заплатила какие-то деньги и стала владеть домом. Но вскоре случился пожар. У нашего писателя П.М. Смычагина отец тоже был кузнец и попал под раскулачивание. Весной сельчане опомнились: без кузнеца невозможно подготовиться к посевной. Но поезд уже ушел. Думать надо обо всем. Разделять или укрупнять субъекты Федерации, области, районы, колхозы или даже семьи. Строить или разрушать". На примере этого рассказа видно, в чем отличие народной энциклопедии от обычной. В первой видна личность автора. Он рассказывает то, о чем никто другой, кроме него, не расскажет. Именно поэтому народные энциклопедии, судя по количеству обращений к ним, во всем мире становятся гораздо более популярными, чем академические словари. Олеся ГОРЮК,
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
http://www.chrab.chel.su/archive/23-03-06/5/A109302.DOC.html Сайт газеты Челябинский рабочий. |