Материал из Letopisi.Ru. Строительство транссибирской железной дороги началось в 1891 году. Началось по утвержденному царём плану. Отсыпать железнодорожное полотно стали одновременно почти на всём протяжении пути. Для этого наряжали крестьян окрестных сёл и деревень со своим инструментом и даже с повозками и лошадьми. Дорога строилась однопутной - поэтому железнодорожное полотно было достаточно узким. На плане железнодорожной дороги были утверждены разъезды для железнодорожных составов, железнодорожные станции, и водонапорные башни с бассейном для заправки водой паровозов. В 1891 году начали отсыпать полотно для будущей железнодорожной станции Юргамыш. Хотя первый поезд прошел через станцию Юргамыш в 1894 году, годом основания станции считается 1891. Почему именно здесь спроектировали станцию Юргамыш? Да потому, что здесь рядом стояли колодцы малобеловодских крестьян, и здесь же были их поля, главное, потому, что железная дорога пересекала здесь сложившиеся дороги Куртамыш - Шадринск, центры волостных сёл Кипельское, Таловское - Кислянское, рядом было и село Петровское, входившее в состав Кипельской волости и село Малобеловодское, входившее в состав Кислянской волости. Юргамышский краевед Александр Ульянович Астафьев в газете «Ленинский призыв » 28 сентября 1958 года объяснял, почему Юргамыш стоит на этом месте. Он рассказывает, что первоначально станцию планировали на 210 разъезде. По его мнению, запротестовал промышленник Шмурло, который имел винокуренный завод вблизи села Петровского: от его завода станция, якобы, будет далеко. Действительно, на строящейся железной дороге работал родной брат Геннадия Францевича Шмурло - Владимир Шмурло. Но он был техником и вряд ли имел какое-то право на изменение утверждённого плана дороги. Юргамышский краевед Анатолий Михайлович Студенцов утверждал, что план строительства дороги никто не имел права изменить. Поэтому предположение о строительстве станции на 210 разъезде следует считать народной легендой. К тому же там нет дорог нет и ближайших селений? Железная дорога прошла по земле села Малобеловодского. Малобеловодские крестьяне не особенно дорожили этими землями, т. к. в этих местах (местах прохождения железной дороги) находится много заболоченных мест и бывают частые годы, когда воды здесь скапливается много. Дело в том, что южнее станции Юргамыш начинается возвышенность - водораздел двух речек - Юргамыша и Окунёвки, даже водораздел бассейна двух рек Миасса и Тобола. От станции Юргамыш имеется небольшой уклон в сторону села Мало-Белого. Сейчас вешние воды медленно стекают к селу Малое Белое по прокопанной канаве. Жители окрестных селений считают Юргамыш болотом. Пока не были подняты улицы Юргамыша, по ним трудно было пройти и проехать. В 1940 - 1950 годах по улицам посёлка были проложены тротуары из досок. А первая улица посёлка Вокзальная была уложена деревянными чурками. На железнодорожной станции Юргамыш построили стандартный вокзал, срубленный из дерева. В 2006 году его начали перестраивать: половину вокзала отпилили и заложили фундамент нового здания. |