Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Мишкинский район arrow Деревня Суханова arrow Летопись деревни Суханова
Летопись деревни Суханова

     Н.А. Лазуко, О.А.  Щеткова,

                                                                       г. Челябинск, 2007 год.

         I.    ЖИТЕЛИ   ДЕРЕВНИ   СУХАНОВА*   ЧЕЛЯБИНСКОГО 

               УЕЗДА  КАРАСИНСКОЙ  ВОЛОСТИ  ОРЕНБУРГСКОЙ

               ЕПАРХИИ   С  1796   ГОДА.              

       То,  что произошло с моими земляками  за последние 200 лет, заставляет содрогнуться, удивиться, испытать гордость за своих  близких  и  по-своему  посмотреть на историю страны,  не по учебникам.

          Одна из первых переписей произошла в 1624 году и называлась Верхотурской. В 1680 году удивительный муж России Лев Поскочин начал свою знаменитую перепись поселенцев Урала.  Поехать на Урал в такое трудное время - это был подвиг, так как край  здесь был темный, непроходимый: топи, чащи. Люди встречались редко, много было разбойников, беглых  крестьян, спасающихся от гнета помещиков. На русские  поселения на Уральских землях нападали кочевники. Села их  иной раз были  сжигаемы врагами  дотла, но народ опять и опять отстраивал свои дома.1

*До 1930 года деревня называлась Суханова, после - Суханово.

          Фамилия  ЧУВАШОВ  самая распространенная  в деревне Суханова и  указывает на чувашские корни.  Предки  Чувашовых селились в деревне Чувашовой около Шадринска.2    Чуваши, хотя и жили бок о бок с русскими, но очень разнились  с ними. Также, на территории современной Курганской области ранее проживали черемисы - марийский народ.3  Мари относятся к приволжской ветви финской языковой группы. В ХVII веке марийцы вместе с русскими и чувашами  принимали участие в крестьянском восстании Степана Разина,  а  в  ХVIII - в восстании Емельяна Пугачева.

          К переселению на новые места  жителей  окрестных деревень  подтолкнуло то, что развивающиеся рядом заводы привлекали к работе крестьян, живущих неподалеку. Самым нежелательным для крестьянина был отрыв от земли. С 1758 Демидов заставлял крестьян не только с насилием, но и «с великими побоями возить железо от своего завода  до Сорокинской пристани».  Крестьяне подали  жалобу Демидову  на приказчиков, так как  умерло от побоев 18 человек, а более половины работающих не раз были избиты до полусмерти.4

 Мой предок  КУРБАТОВ  Петр был уже сорокалетним мужчиной, имеющим двадцатилетнего сына Ефима и дочь, когда решено было перебираться на новые земли. К 1800 году у Курбатовых на плодородной сухановской земле народилось еще 7 человек.  Надо сказать, что род Курбатовых, Чувашовых и Сауниных очень плодовитый. Курбатовых подкосило раскулачивание в тридцатых годах,  Сауниных больше, чем всех остальных забривали в рекруты,  а Чувашовы до сих пор живут по соседству с деревней  Суханова  и бережно хранят память о своих предках.

         АНИКИНЫ  - русские крестьяне, из Чердынского уезда           (ныне Пермская область) Соли Вычегодской слободы, деревни Аникина, поселившиеся в деревне Быдиной Карасинской волости  Оренбургской губернии в ХVIII веке. Аникин Петр в 1759 году  решил  перебраться на новое место жительства в ближайшую вновь образующуюся деревню Суханова с женой и со своими детьми. В то время освоение новых земель приветствовалось, и по царскому указу крестьянам за обустройство на новом месте полагалась приличная сумма денег, на которые крестьяне могли построить дом и обзавестись хозяйством.

          А места вокруг деревни  Суханова  были удивительными, не похожими на сегодняшние пейзажи!   На месте деревни стоял старый бор с огромными соснами, из которых тут же принимались строить дома счастливые хозяева.  Река Юргамыш была чистая с холодной водой. Многочисленные ключи  на территории деревни  вливались в реку.  Русло реки было широким - 10 саженей (21 метр!),  так что с одного   берега на другой  приходилось  переправляться  на лодках.  Глубина реки составляла от 2-х до 3-х  аршин (2 метра).5 Дно в Юргамыше было илистое, из рыбы в ней водились караси. В разливе  речка достигала 20 саженей в ширину (около 43-х метров) и 5 аршин  в глубину( 3,5 метра). В засуху река сужалась до восьми метров.  Через реку позже был сделан легкий летний мост.  Выше по течению реки был построен капитальный мост с заводью, на котором срубили водяную мельницу.  На сегодняшний день река Юргамыш  у села Введенского не превышает трех метров в ширину и метра в глубину.  Испортили реку распашка полей и ядохимикаты, которыми  в послевоенное время удобряли  поля.6

         Места вокруг деревни Суханова целебные. Например, озеро Горькое. Грязи этого озера  полезны, много людей излечилось на его берегах. Местные жители говорят, что даже укусы насекомых у озера приносят пользу.7 По воспоминаниям бывшей жительницы  деревни Суханова, Тузовой  (Курбатовой) Екатерины Ивановны, я узнала, что озеро Рассольное, расположенное неподалёку от села Введенского, в засушливые годы настолько пересыхало, что лечебную грязь ей приходилось «отдалбливать» с помощью лопаты. В 2006 году вода в озере была и введенцы с удовольствием там отдыхали.

        ...Деревня росла быстро. Очень много рождалось детей, каждый год в семье появлялся новорожденный. Бездетных крестьян почти не было.  Население  деревни  Суханова на 1810 год - молодые люди. Средний возраст жителей - 23 года. Ведь старики остались на насиженных местах, а молодежь прокладывала новую колею.

         К 1869 году деревня разрослась ровно в 2 раза, по сравнению с 1800 годом.  Появились 2 водяные мельницы и 1 ветряная. Был даже  один питейный дом.  А скотины было больше, чем людей -   аж 840 голов! Даже то, что очень много  крестьян забирали в рекруты  и  прошла Отечественная  война 1812 года,  не изменило демографической картины. Население деревни  Суханова   к  революции  1917 года   составляло 769 человек. 

         В деревне был свой плотник, кузнец и пимокат. Лошади, коровы, дети - толкотня. Даже не верится, что все это было. Люди жили сытно. Конечно, младенцы умирали очень часто,  отсутствовала медицина.... На 1869 год  в деревне проживало:  два человека слепых, 22 лица  болели лихорадкой, ревматизмом - 2 человека, 1 мужчина был расслабленным.

               Деревенские мастерицы  умели хорошо работать.  Только рубашечного холста выделывали 1990 аршин (1413 метров) в год.  Веревок было  свито 1356 саженей (2888 метров).

           У жителей деревни Суханова в 1869 году  насчитывалось 85 телег, 84 штуки саней, сабанов (старинное название железных плугов) - 85 и 20 единиц борон. Главным занятием жителей деревни являлось хлебопашество. Сеяли пшеницу, яровую рожь, просо, овес, гречку, лен, коноплю. Свой урожай крестьяне доставляли в Шадринск, Курган, Челябинск.

          Лугов вокруг деревни  не было, и крестьянам приходилось косить сено по опушкам лесов и около займищ. 

          По статистической ведомости за  1869 год   падежа скота от заразных болезней в Сухановой не было, а от неизвестных причин пало 22 лошади, 18 коров, 24 овцы.  «Покрадено у жителей  8 лошадей, а других несчастных случаев в деревне не было».  

         В 1872 году в нашей деревне  было  около ста дворов, из них в 8 дворах проживали 38 человек военных, остальные 434 человека - крестьяне.

         В начале ХVIII века  в деревне Суханова насчитывалось 15 семейств с фамилиями: Анбурцовы, Саунины, Коростины, Коротовских, Мокины, Чувашовы, Аникины, Сухановы, Пахомовы, Курбатовы, Пономаревы, Трясцины, Шабурниковы, Фроловы, Ивонины. Позже поселились  Куликовских, Ивины, Горных и Речкаловы. После войны 1914 года и революции в деревне появились беженцы и переселенцы: Бражко, Брожко, Биган, Веренчук, Губер, Вандюк, Мандюк, Морецкие, Микус, Цупер, Гроловские, Ковальчук, Цкида, Бган, Панасюк, Колечук, Луцук, Шамуровы, Антоновы, Соченевы, Червяковы, Дубины, Нестеровы, Назарюк, Жуковы.

       ...Главным организатором переселения в деревню Суханову, что на реке Юргамыш, явился СУХАНОВ  Никита. Он решил перевезти свою жену и 14-летнего сына  Аверьяна из деревни Суханова на реке Миасс, которая находилась недалеко, в 25-ти километрах. Сухановы с собой  на новое место поселения  взяли очень много кур, которые за неимением курятников и насестов, взлетали на ночь прямо на ветки деревьев. Это зрелище дало второе название нашей деревне - Куричья. Так и писали впоследствии: деревня Суханова (Куричья).  Простояла наша деревня  233 года, с 1759(?) по 1992г.г. Теперь на этом  месте только  многих сортов крапива растет...7

     

 

              ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ДЕРЕВНИ СУХАНОВА                           

              ОРЕНБУРГСКОЙ  ГУБЕРНИИ   С 1796    ПО   1993  гг. 8 

 

                              

ГОДЫ

ДВОРОВ

НАСЕЛЕНИЕ

МУЖЧИН

(ЧЕЛ)

ЖЕНЩИН

(ЧЕЛ)

ВСЕГО

(ЧЕЛ)

1796

1810

1816

1834

1850

1869

1872

1877

1889

1916

1926

1950

1990

1992

1993

16

16

34

36

41

81

        91

89

87

151

103

54

2

1

-

108

120

122

169

193

231

228

 

343

367

-

-

-

-

-

111

121

141

192

193

239

244

 

356

402

-

-

2

1

-

 

219

241

263

361

386

470

472

674

699

769

461

?

2

1

-

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Из таблицы видно, что  к 1950 году  число дворов в деревне равно уровню 1850 года, т. е. произошел скачок назад ровно на 100 лет.

                                 II. ДУХОВНАЯ   ЖИЗНЬ.

 

          Пересматривая Оренбургские Епархиальные ведомости за 1872-1916гг., удивляюсь: власти внимательно следили за нравственностью своих подданных!

           Наша Суханова относилась к приходу села Введенского. Расстояние между ними небольшое - 1,5 км.

           В 1757 году в селе Введенском была построена маленькая деревянная церковь с колокольней, ее освятили  19 ноября 1759 года,  примерно тогда же  (с 1750 по 1760гг) начала строиться  и наша Суханова. В церкви было 2 священника, 1 дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря.  При церкви находилось большое количество лавок из соснового и березового леса для торговли в базарные дни по  средам на каждой неделе  и  в ярмарочные дни. Прокопьевская ярмарка проводилась с 6 по 9 июля, Луковская- с 16 по 19 октября, Введенская - с 17 по 22 ноября, перед рождественским постом.9  На  ярмарки приезжали крестьяне из ближайших волостей  и  деревень. Ведь каждому крестьянину надо было нажить 6 рублей, чтобы заплатить налог за землю (три рубля платили весной и три - осенью). За аренду лавок церковь получала хорошие деньги - 150 рублей ассигнациями в год.

       Приход в церкви был большой - 1618 душ, свободного состояния люди - 35 душ. Были и бедные люди в приходе, им оказывалась помощь  от прихожан. В состав православного  Введенского прихода входили деревни Суханова, Елшина, Быдина, Мишкина, Пестова, Речкалова, само село Введенское. (Из семи перечисленных селений в настоящее время не существуют пять деревень!). К единоверческой церкви относились жители части села Введенского, отдельные семьи из сел Коровье, Пепелино, Пески, единоверцы из деревень Введенской и Маслейской волостей.10

       С 1777 по 1801 гг. священниками во Введенской церкви были  Петр Максимов и  Михаил Пантуев, дьяконом - Матфей Инфантьев, дьячком - Алексей Комаров, пономарем - Дмитрий Библецкой.  Это было тяжелое время. Уже долгих сто лет  шел раскол между православными. 11  27 января 1784 года священник Максимов пишет рапорт о пропаже  денег из церковной кассы.  С 1789 года и до самого увольнения священника Максимова 19 августа 1801 года  в приходе царит неразбериха.  На него прихожане пишут жалобы. Постоянно  составляются рапорты проверяющих духовных лиц о том, что  Петр Максимов берет деньги за требы незаконно.   С 1800 года на смену ему приходит другой священник - Савва Матвеевич Инфантьев, он будет  служить долго - почти  50 лет и ситуация в приходе улучшится. Инфантьевы - это, как бы сейчас сказали,  священническая «династия». По Челябинскому уезду эта фамилия встречается очень часто в списках священников, дьяконов, псаломщиков.

       В 1840 году во Введенском была построена новая каменная церковь с каменной колокольней и  такой же оградой. Находилась она в центре села на видном месте.  Церковь эта была построена, что называется, всем миром. У прихожан собирали яйца и замешивали  с известью. Делалось это  для прочности. В 1846 году  16 мая освятили придел во имя Святого Праведного Прокопия Устюжского  Чудотворца, в  1859 году освятили второй придел во имя Пресвятой Богородицы.    У духовенства  «усадебной земли в отводе нет, но малою частию пользует землю причт  при домовых своих местах. Писцевой земли, записанной  в  вечное владение церкви нет, и пахотной, и сенокосной. В 1845 году хотя и отмежевано по 2 штата  198 десятин, но ею не  пользуются, так как ее используют православные».

       Священнослужители от казны получают жалованье:

                        старший священник - 144 рубля серебром в год,

                        младший священник - 108 рублей серебром в год,

                        дьякон - 54 рубля серебром в год,

                        дьячок - 36 рублей серебром в год,

                        пономарь - 24 рубля серебром в год.

         Сверх того священникам от прихожан положена хлебная руга (надбавка к жалованию): «пшеницы и ярицы».                                                                                           

      Дома у священников, дьячка и пономаря  были общественные, а у дьякона - собственный.

      9 марта 1879 года семья скончавшегося дьякона Константина Емельянова пожертвовала 100 рублей в ценных бумагах в пользу причта.

      ...Когда стали проходить службы в каменной церкви, то старую деревянную церковь отдали единоверцам, так как во Введенской волости  многие  жители   придерживались  старой веры.

      В церковной библиотеке села Введенского в 1908 году хранились следующие книги:

        - богослужебные - 53 шт.,

        - «писаний Святых Отец» - 24 шт.,

        - разного духовного содержания - 88 шт.,

         - исторического - 8 шт..

         - законоучительского - 6 шт.,

         - «Оренбургских епархиальных ведомостей» - 32 шт.,

         - «Церковных ведомостей» - 16 шт.,

         - медицинских - 2 шт.,

         - учебных - 2 шт.

       Церковно-приходская школа для девочек открылась в селе Введенском 1 октября 1898 года.

       В Введенском приходе  в каменной церкви в 1908 году  хранились Клировые ведомости и копии метрических книг с 1782 года.

       Кроме того, к селу Введенскому относились две приходские часовни. Одна - в селе Сладко-Карасинском, другая, построена на земле, принадлежащей жителям деревни Речкаловой. Обе деревянные.

       За период с 1930 по 1941 годы в Челябинской области закрыли и разрешили сносить, перестраивать под клубы, склады и гаражи

49 православных храмов, в том числе и в Мишкинском районе - 15. Кроме того,  в селе Сладкие Караси и в селе Введенское закрыли две единоверческие церкви. Из перевезенного деревянного здания Введенской единоверческой церкви построили начальную школу в совхозе имени «8-го  Марта». В стенах закрытой Введенской православной  кирпичной церкви в 1942 году смонтировали и пустили в эксплуатацию спиртозавод.12  В послевоенные годы церковь стояла полуразрушенная. Здание обветшало и стало, якобы, опасным для случайно забегающих туда детей. Это было стандартной причиной для разрушения церквей, ведь даже разрушенные храмы не давали властям покоя. Его решили снести.... Тракторами старались растащить стены, но они не поддавались, вот что значит «строилась на  века». Потом, конечно, все снесли.  Простояла эта церковь  чуть больше ста лет.

       Особенное место в жизни, как  села Введенского, так и деревни Суханова,  занимал священник, а впоследствии  протоиерей Григорий Николаевич Образцов. Много о нем писали в Оренбургских Епархиальных ведомостях.

...

 

...

        6 мая 1908 года Государь - император «всемилостивейше соизволил  удостоить» наградой - орденом Святого Владимира 4-й степени - церкви села Введенское  Челябинского уезда протоиерея Григория Образцова.41

        15 мая 1908 года на должность церковного старосты назначается крестьянин села Введенского Фрол Мыльников.42 Старосты, в большинстве случаев,  переизбирались  ежегодно. На эту должность ставились серьезные непьющие мужики, пользующиеся авторитетом в селе, верующие.

        2 июля 1908 года в селе Введенское в единоверческой церкви  был уволен псаломщик Федот Ивин за нетрезвость. По тем временам - небывалый случай.43

            В августе 1908 года крестьянину села Введенское  Ивану Чиркову было преподано Архипастырское благословение за пожертвование в местную церковь святой иконы Божьей Матери, стоимостью 250 рублей - большие по тем временам деньги!44

        К 1908 году начинается сложное время для России. В газетах пишут об ослаблении веры среди прихожан.  В Оренбургских Епархиальных ведомостях вышла статья,  автор которой  пожелал остаться неизвестным.  Подпись: «Священник»,  статья  под  названьем   «Одиночество».45    В ней  сельский священник рассказывает о том, как трудно грамотному, культурному человеку оставаться в захолустье. «Ведь огонь огнем  загорается. А ведь тут не с кем словом перекинуться.... Поневоле застынешь. Хочется единения, а его и нет». Далее автор статьи предполагает, что именно благочинные могли бы объединить вокруг себя образованных и жаждущих общения людей. И такие мотивы одиночества становятся преобладающими в прессе.

          Священники в селе Введенское часто меняются. Наконец,  Дмитрий  Ильин занимает место первого священника. Долгое время остается  незанятым место второго священника.46 Вторыми священниками по селу Введенское были: Александр Правдухин  22-х лет, потом Павел Иванов 24-х лет.

          Родных во Введенском  у Образцовых на сегодняшний день  не осталось.   Поиски родственников  этого удивительного человека, гражданина, проповедника, учителя, основателя Введенской школы, протоиерея Григория Образцова результатов пока не дали.  Известно лишь из Оренбургских Епархиальных ведомостей, что умер Г.Н. Образцов 20-го июля 1912 года. Некролог по поводу его смерти опубликован не был. Так был безвестно и незаслуженно забыт великий человек.     

Лица духовного звания после революции 1917 года расстреливались без суда и следствия. Молодое советское правительство направило свой главный удар на духовенство и дворянство. Потом добило крестьянство, да так сильно нокаутировало его, что деревня до сих пор опомниться не может.

 

 

                    IV. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ   РОССИЙСКИХ   ДЕРЕВЕНЬ.

 

          Умерла наша деревня Суханова.... Именно поэтому очень важно сохранить хотя бы память о ней. У казахов, киргизов, армян и  других народов, существует традиция: каждый мальчик должен знать имена своих прямых предков из семи предшествующих поколений, чтобы в дальнейшем передать своему  будущему  сыну.47  У русских, к сожалению, такой традиции нет. Наш народ, возможно, потерял чувство самосохранения  из-за своего количества и расселения по огромной территории. Сказалось и время репрессий. Под страхом смерти и ссылки в лагеря дети  «врагов народа» боялись даже близким рассказывать о своих  предках, часто вынуждены были скрываться под другими фамилиями. Девушки старались  поскорее  выйти замуж, чтобы изменить метрические данные.

          Особенно пострадал от советского строя крестьянин. Кампания массовых выселений шла с декабря 1929 по 1933 годы. Раскулачивание было действенным средством нагнетания массового энтузиазма. То же самое происходило и в промышленности. «Смею утверждать, что истинным героем индустриализации был репрессированный деревенский мужик».48

          Притеснение русского крестьянства началось еще при царском режиме.49 В декабре 1916 года, по указу царского правительства,  началась хлебная разверстка, по которой крестьяне должны были отдавать часть от своих трудов в пользу общества. Хлебная разверстка существовала и при Временном правительстве, и во времена военного коммунизма, и во времена коллективизации, и в послевоенные годы, когда крестьянин не имел паспорта и работал за трудодни.

Постепенно в сознание нашего общества «въелась» психология продразверстничества. Но ведь крестьянин вправе претендовать на те же права, что и граждане из других сословий. Сельских тружеников попросту отучили работать, а ведь это был самый надежный, крепкий  класс до революции. Гигантизм в колхозах, объединение земель обезличивают  людей, их труд, нивелируют чувство индивидуальной ответственности.

          Ударом по деревням  явилось деление их на перспективные и неперспективные. Молодежь в 1950-60-е годы массово выезжала из деревень.

          Взрыв  в 1957 году на «Маяке» на реке Теча, что рядом с деревней Суханова, просто выкосил стариков, которых и без того оставалось мало.

 

                                     VI. П О С Л Е С Л О В И Е .

 

              № 213. ИЗ  ПОСТАНОВЛЕНИЯ  ПРЕЗИДИУМА    

                          УРАЛЬСКОГО   ОБЛИСПОЛКОМА

                          «О ходе выполнения плана реализации

                                          хлебного вина».

                                                            29 мая 1931 года.

                                                            С Е К Р Е Т Н О.

 

  • 1. Отметить совершенно неудовлетворительные итоги

реализации  хлебного вина за две декады мая (43,6% плана).

  • 2. Предложить Уральскому управлению союзспирта и

и  облсоюзу  усилить реализацию спиртоводочных напитков,

особенно в деревне.

  • 3. Отменить все постановления райисполкомов, относящихся к

ограничению и задержке реализации спиртоводочных   изделий  на селе, и воспретить устанавливать какие бы то ни было ограничения в реализации хлебного вина.

  • 4. Предложить Уралоблпотребсоюзу дать директиву об

обязательном выполнении плана реализации спиртоводочных

 изделий, привлекая к ответственности руководителей кооперативов, ограничивающих и тормозящих реализацию вина.50

  • 5. Обязать отделение союзспирта на Урале, облсоюз и

райисполкомы обеспечить бесперебойную доставку

спиртоводочных изделий, а также посуду.

  • 6. Предложить областному прокурору еще раз дать директиву

районным прокурорам о привлечении к ответственности лиц,

задерживающих и тормозящих реализацию спиртоводочных изделий.  51

             Зам. председателя Уральского облисполкома:

                                                                  В.Попов___________

             Зам. секретаря облисполкома:

                                     подпись неразборчива     ___________

                   

                                                                  

 

 

  

       Стало быть, русских людей, в том числе и крестьян, начали подпаивать с 1931 года. В застойные 70-е годы продуктов не было, но водка была в изобилии по доступной цене.

Гибель деревни приводит к сбою алгоритма и разрушению слагаемых генеалогии, к разрыву главных компонентов экосистемы земля-человек-земля.

В складывающихся исторических обстоятельствах генеалогия, на мой взгляд, неизбежно берет на себя нагрузку не только сугубо специфическую, но и нравственную, демографическую и экологическую. Ибо исчезновение русских деревень - это удар по жизнеспособности России!52

 

             VII. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

 1.  Природа и население Шадринского округа Уральской области.

    Бирюков В.П., Шадринск. 1926-27гг.                                                 

 2.  Там же.

 3.  Оренбургские Епархиальные Ведомости 1890 год. С. 519.

     Малая Советская Энциклопедия. Том 6, г. Москва, 1937 год,

     С.546.

  4.  Кондрашенков А.А.. Крестьяне Зауралья в ХVII-XVIII вв.,

    г.Челябинск, 1966г.

  5. ГУ  ОГАЧО. Статистическая ведомость Челябинского уезда,

    1869 год.

   6.Воспоминания бывшей жительницы деревни Суханова Носковой

     А.И.(архив автора).

   7.Воспоминания жительницы села Введенское Чувашовой Е.Я.,

     (архив автора).

     - Год основания деревни  Суханова остается до сих пор под

      вопросом. (1759(?) - 1992 гг). Годы основания  с 1750 по 1760гг.

    8.ГГИАРБ.  Оренбургская казенная палата, г. Уфа. Ревизские

    сказки за  1810, 1816, 1834, 1850 гг.

   9. А.Сычев, Е.Морозов. Село Введенское в прошлом.// «Искра»,

     1996, № 19, 13 марта.

  10.Там же.

  11.   Е.Н. Сухина, Челябинская старина, г.Челябинск, 2005г.

       Е.Н. Сухина, Челябинская старина, г.Челябинск, 2006г.

  12.Малая родина. Мишкинский район. Очерки истории. - 1998г.,

      Мишкино, С.21.

 ..................

 41.Там же  1908 год, С. 160.

 42.Там же  1908 год, С. 172.

 43.Там же  1908 год, С. 218

 44.Там же  1908 год, С. 280.

 45.Там же  1908 год, С. 478.

 46.Там же  1908 год, С. 204.

 47.Ступников А.А. Генеалогия государственных крестьян.

    //Известия русского генеалогического общества.     

    С.-П(б)., 20., № 9.   

 48.Базаров А.А. Кулак и АгроГУЛаг.  Челябинск, 1991.                                    

 49.Ступников А.А.Генеалогия государственных крестьян.

    //Известия русского генеалогического общества.     

    С.П(Б)., 20., № 9, С. 98-100.

 50.Постановлением президиума Челябинского облисполкома от 11

    июня    1935 года для выполнения плана продажи водки

    предусматривалось установить зависимость размера заработной

    платы работников торговли от количества проданной водки

    с сохранением гарантированного минимума зарплаты.

    ( ГУ  ОГАЧО, Ф.274, О.3, Д. 351, Л. 31).

  51.( ГУ  ОГАЧО, Ф. 88, О.1, Д. 63, Л. 87-87об.

    Подлинник. Челябинская область 1917-1945гг. Сборник.

    г.Челябинск 1999г., С. 148.

  52.Консультанты: Плотников С.В., Суханов М.В., Лазуко Н.А.,

    Щетков К.Д., Чувашов В.А., Носкова А.И. и бывшие жители

    деревни Суханова. Редактор Лазуко Н.А..

      С П А С И Б О   В С Е М !

     Выписки из Оренбургских Епархиальных ведомостей и другие документы, использованные при подготовке книги, желающие могут найти в публичной библиотеке г. Челябинска, в музее и в библиотеке  поселка Мишкино, в школе села Введенское Мишкинского района Курганской области.


Смотреть (откроется в новом окне):

Карта деревни Суханово (Куричье) 1950-1980 г.г.

Условные обозначения к карте


Воспоминания о родной деревне Суханова жителя А.Р.Ушакова.

Село Введенское. 2006год

 

О храме в с. Введенском

Рассматриваем найденную В.А. Чувашовым. фотографию из газеты «Искра» за 1996 год. На ней - Введенский храм (см. приложения).

А.Р.*: -Что-то ограды не видно. Каменная кладка была у церкви примерно высотой 1,5 метра. Перемежалась она мраморными столбами, на которых были металлические пики  фужерами сделанные...  Общая высота столбов примерно 2,5 метра. Была проходная сторожка и каменные ворота  из кирпича.

До войны от сторожки вправо была «мертвушка»  - там раньше покойников отпевали. Она высокая была, белая и с подвалом. В «мертвушке» столовая потом была... Мраморные плиты лежали там до наших дней. Надгробные плиты там были - их заровняли бульдозерами. Году в 72-74-ом церковь-то тракторами растаскивали. ЧТЗ-овскими. Её растаскивают, а она снова встает. Кладка-то крепкая была, на яичных белках.... А потом  её рванули, она и рухнула.

До войны-то церковь нормально стояла, а вот во время войны там спиртзавод разместили.  Чаны надо было втаскивать, так стены рубили, лебедки ставили.

Кресты-то раньше убрали, я еще мальчишкой был. Что им кресты помешали? Колокола сняли и в переплавку отправили. Колокола-то не очень большие были...

Потом колокольню снесло. Ураган налетел, и она рухнула. Крышу железом покрыли и разместили спиртзавод. До 1948 года  он работал.

Потом здание передали колхозу, и там разместили котельную. Нужны были кирпичи, и стали ограду разбирать. Вместо нее поставили деревянный забор. А в левом крыле там, где самый большой купол был, надумали делать электростанцию. Все закупили, смонтировали, кучу денег истратили, а запустить ту электростанцию так и не смогли....

Да.... По Мишкинскому району сел-то богатых много было. Храмов 15, я думаю, разрушили.... Жаль. Очень жаль...

 

О деревне Суханово.

Родители-то мои Введенские. В 30-х годах отец из Введенки уехал: мы жили на Разъезде - отец был железнодорожником. Отец -  Родион Федорович Ушаков. Мать - в девичестве Серафима Степановна Маслакова. Померла в 1936 году. Мне 2 года было...

В 1936 году, когда начались репрессии, отец тоже не уцелел. Его арестовали и приписали 58-ую статью. Он просидел 1,5 года в следственном, и потом его отпустили, но на железной дороге работать запретили. Брат у него старший был, на границе служил, так и его с границы убрали.... Пришлось отцу с разъезда уезжать.

Он женился на жительнице деревни Сухановой - Вере Никитичне Сухановой. Разобрал свой дом в Сладком Разъезде и перевез его в Суханово. Да крышу покрыть не успел: война началась.

 С 1941 по 1945 год отец был на фронте. В 1943 году отец попал в госпиталь: он простыл, и его 2 года лечили от ревматизма в госпитале в Риге.

  
Ушаков Родион Федорович. 1945 г. 

Маму, Веру Никитичну, в начале войны забрали на лесозаготовки. Тогда ведь не разговаривали: есть разнарядка «отправить 5-7 человек на лесозаготовки» и отправляли... Нас с братом забрала к себе тетка на Сладкий разъезд. Её муж уже был демобилизован по инвалидности и работал в совхозе «8-ое Марта» механиком.

Отец вернулся с войны осенью 1945 и забрал нас в Суханово. В 1945 вернулась с лесозаготовок мать... С ними я пожил всего 2 года: с 1947 года, с 13-ти лет, я начал работать в  совхозе «8-ое Марта» сначала учеником, а потом механиком. Год работал без оформления: оформлять-то можно было только с 14-ти лет...

В пятидесятых годах в Суханово было домов 45-50. Но дома, надо сказать, были не очень: где пятистен на два хозяина, где дом под пластами...

Н.Л.: -Что значит «пятистен на 2 хозяина»?

А.Р.:  - Обычный дом, разделенный на 2 хозяина. А это кухня с печкой да комната. Кровать негде поставить... Ребятишек-то много было...

Н.Л.: -А что значит «под пластами»?

А.Р.:  -Дерн с травой на глубину примерно 7 см поднимали пластами (плугами пахали) примерно 30 на 30 см и укладывали на крышу. Помню, дождь идет, а бабушки клеенки на сундуки укладывают. Сами мокнут, а лишь бы последнее добро не пропало.

Колхоз в Суханово был «Первомайка». Небольшой, надо сказать. Один трактор. Сеяли , в основном, на лошадях и коровах. Гектаров 100. Не больше. Зерно увозили в Мишкино: боялись разграбят с голодухи. Пока уборка идет, покормят работников кашами да калачиками и все! А весной на посевную опять из Мишкино везут...

Денег не платили. Ремонтировать дома не на что было. Лес купи, распили, да к дому доставь....  Бесплатно-то это никто не будет делать. Вот и «усаживалась» деревня. Дома 4 было под железом - это старые постройки, раскулаченных, треть, примерно, была под досками, а остальные - под пластами.

Где-то в конце 50-х пошла кампания по укрупнению хозяйств. Сто лет до этого  каждый хозяин хотел селиться поближе к своей земле: делались выселки из деревень, а тут наоборот... Маленькие деревеньки считались неперспективными, и люди переселялись на центральные усадьбы. Сухановцев переселили во Введенское.

После укрупнения крестьянину, конечно, полегче жить стало. Техники много стало. Механизатор получал зарплату от МТС и натуроплату от колхоза. В основном зерном. Деньгами-то мало платили.

Строили только на центральной усадьбе. У деда Никиты дом в Суханово два раза горел. Один угол совсем обугленный был. Так отец только в конце 50-ых смог помочь ему перебрать дом и крышу перекрыть...

Эх, раньше крестьяне сытно жили. Все впрок заготавливали. А при советской-то власти все выгребали до донышка.... Лошади были в каждом хозяйстве. Лошадь-то -  первый помощник. Коровы, огороды. Лес кормил. Озера...

К одежде относились бережно. В костюмах да в сапогах только в церковь ходили. А потом - в сундуки. У крестьянина же весь день в работе. Ходили в длинных самотканых рубахах изо льна, притянутых поясом, да в самотканых штанах. На ногах - обутки. Обутки шили из кожи. Они легонькие такие были, с перевязками. Перед выходом их мазали дегтем. Роса!

Зимой носили полушубок, потом уже телогрейки ватные... Кто побогаче, носили дубленки. Коротенькие. Приталенные. Мало у кого были. Тоже легонькие.

 

Дед Никита.

Суханов Никита Васильевич. 1948 г.

Дед-то Никита  могутный был....  Во время войны, ему лет 65 было, его призвали в трудармию и послали в Копейск на рудник. Он там конюшим был. Раньше-то вагонетки лошади водили. Писем он не писал. До 1948 года он лошадей своих в шахте гонял и не знал, что война-то кончилась. Тут его бабушки разыскивать стали.   Да тоже не знали, что через военкомат надо искать. Пока доискались! Кто говорил: «Он там женился»,  а кто: «Помер!». Но военкомат его разыскал в 1948 году и домой вернул. Он у нас в деревне дольше всех свой долг Родине отдавал. Могутный был. Раньше-то у него лошади были, пашня. Жили своим укладом. Пить-есть ни у кого не просили....  Да.... Дом-то его два раза горел.... Под пластами был. Как дождик идет, так весь дом насквозь промывает...


Как умирала деревня Суханово.

Во время войны очень скудно тут было... Голодно. Приезжали вербовщики из Челябинска: пайки вам будут, общежитие и зарплата....  А ребятишки-то наголодавшиеся, да чтоб матерей освободить, и вербовались на челябинские заводы. Лет в 12-13. Уезжали и приживались там. Потом им там всем квартиры дали. В колхозе-то «Первомайка» остались только те, кто с войны вернулся. А их-то человек 25-30 было....  Так-то...

Жизнь такая, видно, русскому человеку уготована.... Управление идет: ошибка за ошибкой. Ужас что. А для деревни ничего не делают. А без деревни-то как прожить? Думают ли?

Как начали в 90-ых все рушить....  Все растащили, разграбили. И колхозы, и заводы, и фабрики....  Как же так? Ну, какой же здравый мужик будет рушить, не построив нового и лучшего? Сейчас пожинаем плоды.

Колхоз наш банкротом стал.

Коров раньше держали....  Все порушили. А корову держать -  это же от матери к дочери, как хлеб печь!.. Как восстановить? Ведь корове сено нужно. Раньше-то литовку на плечи и 5-10 км - не проблема. А сейчас, скажи-ко это молодежи? Не пойдут.

 Косить-то - время не растянешь: косят-то в июле и никак не в октябре...

Не знаю....  Будет ли хозяин у Русской земли...

Душа-то за детей и внуков болит...

 

Семья Ушаковых. Стоят: Таня, Люда, Нелли. Сидят: Анна Григорьевна, Юра,

Анатолий Родионович.

_______________  

*А.Р. - Анатолий Родионович Ушаков.

  Н.Л. - Лазуко Наталья Анатольевна.

 
След. »

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
26 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО