Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Союзная Мысль
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Сергеев Сергей Александрович arrow Грани народного просвещения в Златоусте в первое десятилетие XX века.
Грани народного просвещения в Златоусте в первое десятилетие XX века.
 

Священник Сергий Сергеев

Свято - Симеоновский храм г. Златоуста

Секция: «Златоуст в событиях»

 

 

Грани народного просвещения

 в Златоусте в первое десятилетие XX века.

 

Цель настоящего доклада - осветить некоторые грани народного просвещения в дореволюционном Златоусте. Отчасти, добрым примером для исследования в этом направлении  послужила  публикация  Ковиной Е.П. «Ликвидация неграмотности - основа культурного развития общества», (1) рассказывающая о том, как пыталось новое Советское государство бороться с неграмотностью среди своих граждан в послереволюционное время. Верно, что и в дореволюционное время решение такой важной проблемы так же было одним  из приоритетных  направлений  для существующей власти, в том числе и в нашем городе.

Первым звеном в деле образования горожан были учебные заведения разных ступеней и ведомств. Их становление и деятельность до 1917 г. придётся оставить за рамками сообщения, так как тема эта довольна объёмная и требующая особого внимания. Другое дело - общественные мероприятия, проводимые для обывателей, уже в силу возраста не охваченных школьной образовательной системой.

По-праву, первое место по значимости и организации принадлежит общеобразовательным народным чтениям, которые проводились в аудитории Управления Златоустовского Горного округа, в помещении Арсенала. 

Нужно отметить, что своим появлением на свет народные чтения обязаны нескольким обстоятельствам. Во-первых, конечно, заботой государства о внешкольном образовании населения. В первый раз, в 1888 г., право устраивать народные чтения было даровано духовному ведомству, иначе Русской Православной Церкви. Руководство  такими мероприятиями, проходивших в народных училищах, волостных правлениях, приходских храмах и в редких случаях в специально устроенных аудиториях, принадлежало православному духовенству. Земство же принимало на себя расходы по техническому и материальному обеспечению: книги, брошюры, световые картины и проекторы (волшебные фонари). Самое живое участие в чтениях принимали народные учителя, духовенство, врачи и местная интеллигенция. В своём большинстве население охотно посещало чтения. (2)

Поворотным событием в деле распространения и развития общеобразовательных чтений была отмена некоторых ограничений по их организации. Так  22 января 1901 г. государство предоставило широкие возможности Земству, обществам и частным лицам в устройстве чтений с разрешения местного Директора народных училищ.  10 августа 1901 г. были учреждены правила, по которым врачам и ветеринарам можно было для народа устраивать общественные лекции по профилю их деятельности. Наблюдение за ними возлагалось на губернатора. Министерство финансов 21 июля 1901 г. также учредило правила, предоставившие право на устройство чтений Попечительству о народной трезвости. Правилами от 3 декабря 1901 г. было дозволено Уездным Училищным Советам разрешать открытие подобных чтений при школах.(3)

Как видно из вышеизложенных фактов, власть создала весьма благоприятную почву для организации на местах этих общественных мероприятий. Дело оставалось за малым... К сожалению, в Златоусте это «малое», совпало с далеко нерадостными событиями.

 Документы, сохранившиеся в Златоустовском архивном отделе, показывают, что открытие народных чтений при Златоустовском заводе, в помещении Арсенала  разрешил Директор народных училищ Уфимской губернии в своём письме от 4 декабря 1903 г. Это письмо было ответом на просьбу Горного Начальника Златоустовских заводов, отправленную в Учебный округ 30 сентября. (4) Сохранилась на письме Директора и резолюция Анатолия  Александровича Зеленцова: «8 Декабря. Открыть для чтений аудиторию на указанных мною г. Хрущову началах...». (5). Через год с небольшим смотритель Арсенала Иван Васильевич Хрущов в отчёте за первый год чтений (1904 г.) очень чётко отметит цель их организации: «Учреждение общеобразовательных чтений для народа имело целью, кроме того, чтобы приучить народ к разумному проведению свободного времени, пополнить недостатки школьного образования, расширить кругозор понимания слушателей и дать некоторую опору в понимании личного чтения». (6)

Какое же из ярких событий тех лет могло охарактеризовать неразумность проведения народом свободного времени и подвигнуть Горное ведомство на какие-то шаги по народному образованию? На роль такого события подходит трагический прецедент беспорядков с участием рабочих 10 - 13 марта 1903 г., завершившийся применением оружия и гибелью нескольких десятков человек. (7)

Как же был организован сам образовательный процесс?  Полную и содержательную картину в этом отношении даёт тот же отчёт смотрителя Арсенала и ответственного за чтения Ивана Васильевича Хрущова. Верно, что на последующие годы однажды заведённый порядок стал образцом.

Для слушателей была составлена программа из лекций разностороннего содержания. Это статьи по богословию, истории, географии, по естествознанию и литературно - художественной направленности. Программа преследовала строгую систематизацию с той целью, чтобы постоянные посетители могли получить нечто законченное в какой-либо отрасли знаний. График проведения мероприятий был составлен так, чтобы слушатели не были заняты работой и были более или менее свободны. Идеальным, в этом отношении, был выбран воскресный день. Более того, организаторами в течение года были определены промежутки времени - семестры. Первый - с 4 января по 14 марта, второй - с 19 сентября по 19 декабря. Скорее всего, границы семестров незначительно менялись, и зависело это в частности от начала Великого Поста и празднования Пасхи. В первый год чтений желающих послушать лекции было так много, что пришлось вводить билетную систему. 350 человек - такое количество вмещала аудитория. А потому столько же и билетов предлагалось людям бесплатно, причём предпочтение отдавалось взрослым, так как дети некоторые знания могли приобрести в школе.

Каждая воскресная беседа состояла из трёх отдельных лекций. Во-первых, богословского содержания (Евангельская история, догматика или история Церкви от «сошествия Святого Духа на апостолов» до «учреждения Святейшего Синода на Руси»). А затем и научного характера (русская история, география, естествознание) и литературно - художественного наполнения (чтения из русской народной литературы). В этот список вошли лекции по медицине и о вреде пьянства. Всего за первый год чтений было устроено 20 вечеров, на которых прочитано 58 лекций. Это 20 - духовно - нравственного содержания и 38 по различным отраслям знаний.

 Первые лекции, как правило, духовно-нравственного содержания, предварялись и заканчивались общей молитвой. После оркестром духовой музыки заводских рабочих или на граммофоне исполнялся народный гимн «Боже Царя храни». В перерывах между лекциями тот же оркестр рабочих исполнял патриотические произведения. Когда же его не было - играл граммофон.

Нужно отметить, что организаторы чтений не скупились на новинки технического прогресса. Кроме книг,  брошюр и граммофона использовался, так называемый «волшебный фонарь» для показа туманных картин. К 1909 г. в распоряжении смотрителя Арсенала уже имелось два проекционных  фонаря. Так один из них, под названием «Институт», вместе с электрической дуговой лампой «Метеор», стоимостью 152 рубля, в декабре того же года был передан с разрешения начальства соседям. В распоряжение устроителя чтений, врача Кусинского госпиталя Владимира Васильевича Комарова, для аудитории Кусинского завода. (8) Находчивый доктор через Управителя завода упросил господина Горного Начальника и о том, чтобы он дозволил из библиотеки Арсенала, по мере надобности, беспрепятственно брать туманные картины и книги для чтения. (9) 

Действительно, за то, время, когда народные чтения при Златоустовском заводе набирали силу, стала формироваться и небольшая библиотека, как периодических изданий, так и научных, художественных и, конечно, знаменитых туманных картин. Все они выписывались из Москвы и Санкт-Петербурга только с утверждения и разрешения Горного Начальника. Так в октябре 1906 г. туманные картины  и брошюры на сумму 106 рублей 75 копеек были заказаны в мастерской картин московского мастера  В.М. Переса. Кроме того была заказана в Санкт-Петербурге в Постоянной Комиссии народных чтений общая удешевлённая библиотека из 225 изданий и пять сборников стихотворений.

Среди выписанных книг были: «Бог простит» Немировича-Данченко, «Метель» и «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, «Даша Севастопольская» Лукашевича, «Два старика» и «Где любовь, там и Бог» Л.Н. Толстого, « Бежин луг»,  «Поездка в полесье» и «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенева. Кроме нескольких туманных картин - иллюстраций к каждому произведению были выписаны картины к стихотворениям: «Грешница» А. Толстого, «Христиане» Надсона, «Суд Божий над епископом» Жуковского и др. (10) В 1908 - 1909 гг. библиотекой заведовал коллежский секретарь Вениамин Иванович Бурилов, за что получал от начальство дополнительно к жалованию 40 рублей в год.

К участию в чтениях  в 1904 г. на правах лекторов были приглашены образованные и уважаемые люди. Так от городского духовенства в чтениях участвовали: Благочинный 1-го Златоустовского округа, Директор Златоустовского тюремного отделения, настоятель Свято - Троицкого собора протоиерей Николай Александрович Страхов. Его помощник, председатель Златоустовского Уездного Отделения Епархиального Училищного Совета  - священник Трёх - Святительской церкви Михаил Николаевич Архангельский, законоучитель двухклассного женского училища и постоянный член Епархиального Училищного Совета священник того же храма Аркадий Стефанович Виноградов, а так же молодой священник Пётр Григорьевич Канцеров - преподаватель ремесленного училища.(11) Особо почётное место занимал старейший священнослужитель Златоуста - протоиерей Стефан Яковлевич Комаров (ему тогда было 78 лет). (12)

Из светских лекторов для народа потрудились: врач  А.С. Назаров, заведующий цехами Оружейной фабрики И. Г. Артемьев, делопроизводитель Горного управления А.Д. Глебов, инспектор Городского училища Н.И. Быков, его супруга Е. А. Быкова, служащий Златоустовской Земской управы  С.М. Авраамов, смотритель Арсенала Иван  Васильевич Хрущов и его супруга Ольга Николаевна. Принимали участие и учителя: О.Н. Кузнецова, А.Д. Люндовская, А.Г. Баталов, А.А. Шретер и П.А. Иванов. (13)

Организация Горным начальством народных чтений было несомненно одним из ярких событий в жизни Златоуста того времени. Отметить следует и то, что этому доброму примеру последовали и соседи из Сатки и Кусы. (14) Но, повествуя о Златоустовских народных чтениях нельзя не отметить мероприятия, проводимые в отдалённом от центра города районе - привокзальном посёлке ст. Златоуст.

Центром вечеров музыки был дом просфорни Симеоновской церкви Евдокии Павловны Робустовой, который находился на ул. Румянцевской. В этом большом двухэтажном доме, на втором этаже снимал квартиру настоятель привокзального храма священник Лавр Иродионович Фенелонов с семейством. Он - то и организовал культурные вечера для интеллигенции.  Отец Лавр имел некоторый опыт подобной деятельности. Дело в том, что новый для городской общественности священник был переведён в Златоуст в 1901 г. с западной границы Уфимской губернии, из Мензелинска, где он прослужил почти 12 лет.  Там, кроме своих непосредственных священнических обязанностей, отец Лавр состоял в Мензелинском комитете (попечительства) народной трезвости и имел почётный диплом от Губернского же комитета. (15)

Одной из сторон деятельности попечительства была забота о народном образовании и культуре. К примеру, 14 декабря 1897 г.в Уфе, на верхней торговой площади, был открыт дом, построенный на средства попечительства. В доме была устроена чайная, библиотека - читальня и народная аудитория. Чтения проходили при участии хора и музыкантов любителей музыкального кружка, состоявшего из интеллигентов. (16) Вероятно, и в Мензелинске такая деятельность попечительства была развита, и отец Лавр принимал в ней непосредственное участие.

В музыкальном кружке кроме отца Лавра (он преподавал пение и Закон Божий в двухклассном железнодорожном училище) и его супруги - Ольги Аркадьевны (по отзывам, она была неплохой пианисткой) посещали: старший врач заводского госпиталя Эдуард Шлипер, учитель Евгений Павлович Симбирцев, который, как и Шлипер, играл на скрипке. (17) Интересно, что имя Евгения Павловича Симбирцева встречается в документах советского периода - он был регентом правого хора открытой в 1947 г. Симеоновской церкви. Среди любителей музыки, собиравшихся в доме Робустовых был и молодой, тогда ещё неизвестный,  капельмейстер 214-го Мокшанского пехотного полка Илья Шатров, автор бессмертного вальса « На сопках Манчжурии». (18)  


ПРИМЕЧАНИЯ

  • 1. Ковина Е.П., Ликвидация неграмотности - основа культурного развития общества. // Золотые россыпи былого. Материалы краеведческих чтений. - Златоуст, 2007 г. сс. 47-51.
  • 2. Доклады и рапорта о мероприятиях и работе земских учреждений по народному просвещению и здравоохранению за 1910 г., ЗАО. Ф. И - 11. Оп. 1. Д. 557. л. 24.
  • 3. Там же. л. 24 об.
  • 4. Управление Златоустовским горным округом (сведения, справки, ведомости, прошения, рапорты, списки) за 1903 г. ЗАО. Ф. И-20, Оп. 1. Д. 1135. лл. 538 - 538 об.
  • 5. Горный Начальник Златоустовских заводов 1897 - 1909 гг.

Ю. Окунцов. Зеленцов Анатолий Александрович // Златоустовская энциклопедия /Сост. И ред. Козлов А.В., Косиков Н.А., Чабаненко В.В., Тарынин М.А., Глымбовский В.Г. Т. 1. Челябинск:  издательство «Газета», 1997, сс. 126 - 127.

Управление Златоустовским горным округом (сведения, справки, ведомости, прошения, рапорты, списки) за 1903 г. ЗАО. Ф. И - 20, Оп. 1. Д. 1135. лл. 538 - 538 об.

  • 6. Переписка Управителей Златоустовских заводов с Горным Начальником по финансам, медицине и внутреннему распорядку дня рабочих за 1905 год. ЗАО. Ф. И - 20. Оп. 1. Д. 1348. л. 224.
  • 7. Златоуст - город крылатого коня / Авт. - сост. А.В. Козлов. - Златоуст: ООО «Фотомир». 2004. - с. 112.

       Златоустовская трагедия 1903 года. Свидетельства очевидцев. // rodnov.zx2.ru, 23.11.2009г.

  • 8. Управление Златоустовским горным округом (рапорта, справки, списки, переписка) за 1909 г. ЗАО. Ф. И - 20, Оп.1, Д. 1636. лл. 191, 191 об, 203.
  • 9. Там же. л. 202.
  • 10. ЗАО. Ф. И - 20. Оп. 1. Д. 1384. лл. 81 - 82 об.
  • 11. Клировые ведомости 1-го Благочиннического округа Златоустовского уезда за 1906 г. ЗАО. Ф. И - 56. Оп. 1. Д. 51. лл. 3-6, 20 - 24, 24 об. - 27.
  • 12. Клировые ведомости Трёх - Святительской церкви г. Златоуста за 1886 г. ЗАО. Ф. И - 56. Оп. 1. Д. 50. лл. 16.об - 18 об.
  • 13. Управление Златоустовским горным округом (сведения, справки, ведомости, прошения, рапорта, списки) за 1903 г. ЗАО. Ф. И-20, Оп. 1. Д. 1135. лл. 538 - 538 об.

Переписка Управителей Златоустовских заводов с Горным Начальником по финансам, медицине и внутреннему распорядку дня рабочих за 1905 год. ЗАО. Ф. И - 20. Оп. 1. Д. 1348. л. 225 об.

  • 14. Управление Златоустовским горным округом (рапорта, справки, списки, переписка) за 1909 г. ЗАО. Ф. И - 20, Оп.1, Д. 1636. л. 203.
  • 15. Священник Сергий Сергеев. Дом Божий. - Златоуст, 2006, сс. 27 - 29, 43 - 46.
  • 16. Уфимские епархиальные ведомости №1 за 1 января 1898 г. ЗКМ о/10402 ПК 1675., сс. 40 - 41.
  • 17. Личный фонд краеведа М.В. Белюшина. Журнал «Урал» №2, 1976 г., с. 148. ЗАО. Ф. Р- 474, Оп. 1, Д. 2. л. 2
  • 18. Священник Сергий Сергеев. Дом Божий. - Златоуст, 2006, сс. 80, 28.


************************************************************* 

Редактирование: Щеткова Ольга. http://www.uralgenealogy.ru/

05 декабря 2010 года.

Разрешение автора на публикацию № 22 на сайте http://www.uralgenealogy.ru/ и в газете «Союзная мысль».


 

 
« Пред.

 
 
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Антипин Николай Александрович
Бастриков Анатолий Александрович
Бухаров Владимир Леонидович
Завершинский Владимир Иванович
Каменская Лариса Валентиновна
Карташов Александр Николаевич
Козлов Юрий Яковлевич
Королёва Ольга Алексеевна
Костарева Татьяна Викторовна
Криворотова Жанна Александровна
Купцов Иван Владимирович
Любимов Андрей Григорьевич
Новожилова Людмила Александровна
Поздеев Владимир Васильевич
Рохмистров Евгений Петрович
Рыжова Мая Петровна
Сергеев Сергей Александрович
Сухина Елена Николаевна
Фокина Стелла Андреевна
Фролов Александр Викторович
Чайко Григорий Иванович
Шалагин Анатолий Владимирович
Щеткова Ольга Анатольевна
Случайное изображение из галереи
Сейчас на сайте находятся:
6 гостей
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО