Если существует возрастная шкала в краеведении, то возраст серьёзных системных и последовательных исследований в области православной церковной истории в нашем городе весьма юн. Связано это со многими обстоятельствами. В частности, со сменой государственного устройства и недавним проявлением интереса православной общественности к духовному наследию, оставшемся, к сожалению, более на страницах архивных документов, чем в осязаемом виде, то есть в виде памятников архитектуры и храмостроительства.
К сожалению, это факт. На протяжении почти более чем полувекового периода времени ревнителями исчезнувшей не так давно из всеобщего употребления коммунистической мегаидеалогиии методично и старательно создавался новый образ некогда славного и передового уральского города. Постепенно второй по величине в Уфимской губернии, каким Златоуст вошёл в XX век, промышленный, религиозный и культурный центр её восточной окраины превратился к концу века просто в промышленный и культурный и уже далеко не центр. Причём культурная составляющая, некогда тесно связанная с богатой религиозной жизнью горожан, обрела весьма оригинальный, знакомый нам не понаслышке, универсальный и ничем не примечательный на общем фоне таких же «бывших центров» оттенок города заводов и фабрик. Уже к началу Великой Отечественной войны в городе и уезде были полностью уничтожены все видимые проявления религиозной жизни культурообразующего православного населения. Храмы и часовни закрыты или разрушены, система начального духовного образования в виде церковно-приходских школ и училищ полностью прекратила своё существование. А о том, что произошло с такими традициями, как городские крестные ходы и общественные молебны, думается, пояснять излишне.
Что говорить, ещё свежа легенда, на которой выросло не одно поколений наших современников, повествующая о том, какая идея изначально была заложена в название города. Тогда учителя, экскурсоводы и краеведы рассказывали о том, что в заповедных местах, на которых расположен Златоуст, в середине XVIII века были найдены золотоносные источники, некие «золотые устья». Интересно, что это предание и сегодня имеет немало сторонников и почитателей.
Однако, истина восторжествовала. Несмотря на титанические попытки её скрыть и утаить. На то, собственно, она и истина. И восторжествовала она впервые именно в начале нового XXI века. Сначала в узких сообществах и кругах, а затем и на официальном уровне был признан исторический факт происхождения названия города от имени величайшего православного богослова, экзегета и проповедника - святителя Иоанна Златоуста. А это уже сенсация мирового масштаба - единственный город на планете.
В то же время нужно отметить, что столь долгожданное торжество истины оказалось возможным благодаря новому этапу в развитии традиционно-православной религиозной традиции, что привело к приобщению большого числа людей православной системе ценностей.
Неоценимую, или даже вернее, главенствующую роль здесь сыграли храмы г. Златоуста, где самое первое и почётное место, по-праву, принадлежит Свято-Троицкой церкви, открытой по просьбам верующих в 1944 году и ставшей цитаделью духовной жизни златоустовцев на многие и многие десятилетия.
К месту стоит заметить, что такая тесная связь между православными храмами, будучи видимым и осязаемым проявлением духовной жизни жителей и историей того или иного населённого пункта, не случайна, а очень даже логична и оправдана. Глубокий и всесторонний анализ этой связи сегодня помогает ответить на многие вопросы, раскрывающие причинность и следствия поступков и событий, участниками которых были духовенство и прихожане, того или иного храма в той или иной местности. Анализ достоверно может показать и показывает - что было и остаётся дорогим для сердца человека и чему нужно посвятить время, силы и средства, ради чего стоит жить. Он показывает внутренний стержень, качественность духа тех, кто строил, посещал, трудился, заботился и служил в храме, а также и то, как внутренний мир этих людей влиял на мир внешний. Разрушал его или созидал и возделывал. Исторически храм всегда был связан с жизнью обывателя той местности, где он был возведён.
В этом высота и универсальность православного церковного краеведения. Оно способно оценить, а не просто зафиксировать события, так как в его арсенале есть чёткие критерии и границы и веками выверенные нравственные координаты.
Оно перспективно. Так как даёт возможность не просто узнать судьбу того или иного храма, его прихожан и духовенства, но и даёт возможность реально поучаствовать в их судьбе. Это возможно благодаря тому, что в православном вероучении присутствует замечательный факт единства во Христе ныне живущих и тех, кто уже оставил земную жизнь. И единство это проявляется не только заупокойной молитвой за покойных, но и в осознании того, что являешься продолжателем и участником великого дела. А отсюда и ответственность за те события, участником которых являешься.
Метод, который может помочь в деле провинциального краеведения, определить можно как метод храмоцентричности.
Летом 2006 года мной на кафедре церковной истории Тобольской Православной Духовной Семинарии была представлена для защиты дипломная работа по истории храма в честь Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца г. Златоуста. Период его жизни с 1902 по 1960 гг. стал темой очерка «Дом Божий», опубликованного на пожертвования благотворителей в том же году. Материалом для глав книги послужили как свидетельства прихожан и старожилов, так и документы, хранящиеся в Златоустовском городском архиве. Именно они (документы) с большей долей вероятности могут показать реальную обстановку того или иного времени. Замечательно представлен дореволюционный период - это заслуга клировых ведомостей и метрических книг. Не мало можно почерпнуть и из периодического издания - «Епархиальные ведомости». Период времени от гражданской войны до 1944 года весьма скуден в информации. Документы требуют детальной систематизации. Однако он богат на биографические ресурсы. В анкетах, которые верующие 1 раз в 3 месяца предоставляли во властные структуры, значатся имена и фамилии тех, кто не боялся преследований и оберегал храм. Так как наш район железнодорожного вокзала своеобразен по положению и менталитету жителей, то для многих было целым семейным событием увидеть в списках прихожан Симеоновской церкви своих родственников.
Вместе с восстановлением истории храма удалось открыть интересные факты топографического свойства. Названия улиц железнодорожного посёлка до середины 20-х были совсем другими и именовались в честь церковных событий. Так были улицы: Казанская, Троицкая, Вознесенская, Крестовоздвиженская и др.
Замечательные события культурной жизни города тоже не обошли стороной Симеоновский храм. В начале XX века в квартире, которую снимал настоятель храма священник Лавр Фенелонов, проходили музыкальные вечера с участием любителей музыки. Одним из посетителей благородного собрания был капельмейстер Мокшанского полка Илья Шатров, в будущем автор вальса «На сопках Маньчжурии».
Находки продолжаются до сих пор. К моменту начала сбора информации о храме (2002 г.) в архиве была всего одна фотография дореволюционного времени. Сейчас фотоархив насчитывает более 20-ти наименований снимков разных исторических периодов. При храме формируется музей, двери которого откроются для желающих уже в этом году.
И последнее. Столь ценные сведения не хотелось бы терять. Ибо они собраны для восстановления исторической справедливости, в том числе и в краеведческой сфере. В выходящих в свет изданиях, как любительских, так и профессиональных (учебники и пособия для образовательных учреждений) очень скромно говорится о том, какой вклад внесла в жизнь городов и всей нашей родины Православная Церковь. Иначе те люди, которые строили своё миросозерцание, являясь Её чадами. Ведь Церковь - это не какая-то закрытая общественная организация, а, прежде всего, люди, народ, объединённый верой во Христа и святыми Таинствами. Поэтому было бы замечательно включать в курс краеведения отдельные главы о духовной жизни конкретных людей, экскурсы о судьбе храмов и просто малые рассказы о жизни населения с его религиозными традициями. Это было бы честно, нравственно и логично.
Священник Сергий Сергеев, клирик Свято-Симеоновского храма г. Златоуста.
*************************************************************
Редактирование: Ургина Юлия. http://www.uralgenealogy.ru/
05 декабря 2010 года.
Разрешение на публикацию № 22 на сайте http://www.uralgenealogy.ru/ и в газете «Союзная мысль».