Впервые она нанесена на карту С.У. Ремезова 1698 года. Но автор карты ещё не представлял где протекают речки Окунёвка, Щучья и Карасья и поэтому ошибочно нанёс д. Шибанову на левом берегу речки Окунёвки между деревнями Черёмной и Кочегаровой. На карте С.У. Ремезова 1701 года деревня нанесена точно, а напротив неё стояли уже деревни Соколова и Борчанинова. Основал деревню управитель Воскресенской слободы, заселена деревня митрополичьими крестьянами. Крестьяне, во-первых, осваивали митрополичью землю, а во-вторых, охраняли её от государственных крестьян, которые рубили митрополичий лес, косили сено на митрополичьей земле, в общем, использовали её для своих целей. Даже не разрешали строит водяные мельницы на речке Окунёвке, т.к. государственные крестьяне платили налоги в Окунёвский острог, а не в Воскресенскую слободу. Откуда приехали крестьяне Шибановы в деревню Шибанову - мне не удалось выяснить, может быть, кто-нибудь из будущих исследователей родного края найдёт такие данные.
Борина деревня В «Летописи о давно минувшем» кировский краевед Максим Петрович Горбунов пишет: «Из 48 населённых пунктов (Воскресенской вотчины) совершенно исчезли такие деревни, как: Курганска, Красулька, Карабельна, Хаврина, вторые Варлакова и Шибанова, Захарова, Шорина и Вершинорассошна». Деревня «Шибанова ж» стояла на речке Окунёвке на левом берегу, в 30 верстах от Окунёвского острога и в 36 верстах от села Воскресенского, по переписи населения 1744 года в ней было 10 душ мужского пола, из них 6 тягловых крестьян. Эта деревня не исчезла, а сохранилась, только её переименовали - назвали деревней Бориной. Она стоит напротив деревни Окуловой. В годы советской власти она вошла в состав Окуловой, но в народе топоним сохранился, по крайней мере, мои родители всегда называли её Бориной. Сохранился и вторичный топоним - Боринский лог, который протекает по грани Боринской и Кислянской нарезками. Считаю, что деревня была названа по имени крестьянина Бориса Шибанова. Одно мне непонятно: однажды я разговаривал с Александром Дмитриевичем Шибановым и он сказал мне, что старики сказывали так - Шибановы в деревню приехали с Нижнетагильского завода. Как это понимать? Ясно, что старики не могли знать о событиях восемнадцатого века, могли помнить разве события 1833 - 1860-х годов. Надо смотреть списки переселенцев 1833 года или списки переселенцев после 1861 года, после отмены крепостного права. Я не записал, один или два рода Шибановых было в деревне. Вопросов много.
Шибанов мыс
Так его называют в островской округе. Это действительно мыс, или полуостров озера Большого Окунёвского, но в большую воду узкий перешеек, соединяющий мыс с берегом, заливает водой - тогда можно сказать: Шибанов остров. Длина его 1,8 км, ширина примерно 0,4 км, с юга к нему примыкает Берёзов мыс длиною 0,8 км и шириной 0,4 км. На Шибановом мысу в годы советской власти были обкомовские дачи. Мыс назван по фамилии крестьянина Шибанова, жившего на нём. Но когда это было? Впервые встретил упоминание об этом острове в грамоте Петра I от 1701 года об отводе земель, лежащих впусте, Тобольскому митрополичьему дому; северная граница этих земель прошла по речке Окуневки и закончилась на Окунёвском озере, «а на озере Окуневском островок небольшой Сосня Голова». Грамота эта содержала текст жалованной грамоты от 1682 года, сгоревшей во время пожара в Тобольске 4 июня 1701 года. Значит, ещё в период заселения нашего края остров и его имя уже были известны. «23 сентября 1732 года староста села Воскресенского Осип Калинин и 24 крестьянина объявили полковнику Парфентьеву, что группа крестьян Окунёвского острога «со товарищи» поселилась на острове озера, находившегося в границах села Воскресенского, построив там свои дома, завели пашни, ловили рыбу, то есть захватили эти земли... Через год туда поехал сам полковник А. Парфентьев и потребовал от И. Овчинникова дать подписку в том, что он «с товарищи» снесет свои дома и возвратится в земли Окунёвского острога. Однако крестьяне от дачи подобной подписки отказались наотрез и, закончив переговоры, отъехали от драгун на конях и «говорили с криком», что в случае ломки их дворов без убийства не обойдётся, «полно де у нас людей». Это была открытая угроза спорившим с ними людям - крестьянам села Воскресенского. А. Парфентьев в отписке Анне Иоанновне так обрисовал исход переговоров: «И за такою опасностью на другое место поехал, чтоб у них меж собою какого убийства не было и сам того от них опасаясь». Так описан межевой спор между крестьянами Шибанова острова и старостой села Воскресенского в книге «История земли курганской» (Курган, 1997. С. 151-152). Второй раз я встретил изображение острова на карте Исетской провинции 1755 года, выполненной Красильниковым, но имя его было уже другим - Шибанов остров. Почему изменилось название острова? Из краеведческой литературы известно, что в 1728 году на остров в Окунёвском озере сселяли крестьян деревни Щучьей из-за опасности разорения кочевниками. После постройки Уйской линии обороны, крестьяне вернулись в свою деревню. Они жили, возможно, на Шибановом острове. Но остров принадлежал Воскресенской вотчине и поэтому управитель села Воскресенского заселял митрополичьи земли митрополичьими же крестьянами. Они осваивали эти земли и охраняли леса от порубок государственными крестьянами. Для этого была основана деревня Шибанова, сейчас край села Фадюшино, затем заселена деревня Шибанова ж, но её переименовали в Борину, думаю, в честь крестьянина Бориса Шибанова. Из д. Бориной семью одного из крестьян Шибановых переселили на остров в Окунёвском озере, возможно, в 1730-х годах. С тех пор остров и зовут Шибановым. На озере Окунёвском, вероятно на Шибановом острове стояла Шорина деревня, о которой писал М.П. Горбунов, в ней было 8 крестьян мужского пола, из них 5 тягловых крестьян. Топоним Шорина деревня не сохранился, вероятно, в конце XVIII века жители покинули деревню.
Кто же из крестьян Шибановых остался жить в селе Воскресенском? Кто напишет родословную Шибановых, чья фамилия осталась на карте Юргамышского района?
Сергей Васильевич Плотников. 14 февраля 2008 года.
|