Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Щучанский район arrow Село Чистое arrow Дочь протоиерея
Дочь протоиерея

Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова

       
   Священник Михаил Фёдорович Троицкий был направлен на служение в село Чистое в 1883 году.1 До последних своих дней, до 4 сентября 1916 года он проживал в селе Чистое. Жена его Ольга Григорьевна, в девичестве Образцова, родила ему много детей: Григорий (~1877 г.р.), Лидия (~1880 г.р.), Николай (~1883 г.р.), Павел (~1885 г.р.), Иоанн (~1887 г.р.), Александра (~1889 г.р.), Фёдор (1891 г.р.), Евулла (~1893 г.р.), Пантелеимон (~1895 г.р.), Василий (~1897 г.р.).2 По удивительному стечению обстоятельств, чётко просматривается в журнале «Оренбургские епархиальные ведомости»3 судьба дочери священника Троицкого Евуллы. В 1901 году она, как и многие крестьянские дети, пошла учиться в первый класс Чистовской церковно-приходской школы, где закноучителем был её отец Троицкий Михаил Фёдорович. Он преподавал детям Закон Божий. Как могла выглядеть школа того времени? - Она не была похожа на современные учебные заведения. Во-первых, все ученики пели в церковном хоре, под руководством регента, псаломщика или священника.4 В 1909 году Михаил Троицкий был награждён грамотой за успехи по церковному пению в Чистовской школе Челябинского уезда. Некоторые школы в сёлах не имели отдельно стоящего здания и часто располагались в доме священника, зажиточного крестьянина или заведующего школой. Больше половины школьных помещений в уезде были признаны неудобными.5 Церковно-приходские школы по Челябинскому уезду получали финансовую помощь из следующих источников:

1. От епархиального училищного совета города Оренбурга.

2. От церквей Челябинского уезда Оренбургской Епархии.

3. От городских попечительств.

4. От частных попечителей и благотворителей.

     В сельских школах выдавались бесплатные обеды малоимущим ученикам.6 Обед, как правило, состоял из 1-2 блюд. Меню ученика состояло из  достаточного количества хлеба,  щей, каши, горошницы или похлёбки. Особенно крестьяне ценили эту помощь от Оренбургской Епархии в годы неурожая и голода. 

     Конечно, Евулла ни в чём не нуждалась, так протоиерей Михаил  Троицкий получал большие по тем временам деньги - 525 рублей (жалование от казны - 300 рублей и от прихода - 225 рублей). По-видимому, приход села Чистого был богатым, если имел возможность выплачивать своему батюшке такую большую денежную сумму. Ведь некоторые сельские священники получали от своего прихода лишь хлебную ругу.7 

         Проучившись 2 года в церковно-приходской школе села Чистого, Евулла Троицкая уехала в Оренбург, где поступила в женское Духовное Училище.  Жизнь в училище Оренбурга отличалась от деревенской.  В городе зажигались по вечерам ночные фонари. Они представляли собой столбы, окованные железом.8  «Для забития на зиму подпольных окон» в училище привозили «воз моху».  На входной двери в зданиях общежития и больницы висела кошма для удерживания тепла в помещении, а сами двери утеплялись войлоком.  «Для обмётывания пыли» девочки в училище использовали гусиные перья.  Для мытья полов рабочие доставляли «воз песку». Для тяжелобольных в больнице училища использовали специальную фаянсовую посуду - «ватер-клазет». Чугунные умывальники и железные тазы для бани - средства личной гигиены начала ХХ века. На партах учениц стояли фарфоровые чернильницы с механически закрывающимися крышками. На школьном дворе был «колодезь и железный якорь для вытаскивания» упавших в этот колодец предметов.

         Видимо, Евулла очень хорошо училась, так как по окончании Оренбургского Духовного женского Училища она поехала поступать на курсы в Петроград.9 Какие именно курсы закончила Евулла пока остаётся загадкой. Таких курсов в Петрограде  было несколько.

         Высшие женские курсы - высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.10

В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешён не был.

Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 года был открыт прием женщин в университет и политехнический институт. Царское правительство, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, «не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю», создало комиссию для обсуждения вопроса «о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде».

Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет, и участие в которой приняли широкие круги русской общественности.

Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор.

В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический.

В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878-82 годах).

В период контрреформ Александра III в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.

Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движения конца XIX - начала XX в.в. В Петербурге и в Москве. Были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году - Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905-16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

  Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского университета, в том числе выдающиеся русские ученые В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин. Как и другие женские курсы, курсы Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они открылись, имея в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический  и математический; в 1906 году был создан медицинский факультет.

   Бестужевские курсы были первым женским университетом в России. В 1906 году открылся ещё один факультет - юридический.Попытка добиться для девушек, окончивших курсы, правапреподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя высшие курсы давали знания в объеме историко-филологического факультета университета, выпускницам не присваивалось никакого звания.Сравнительно в меньшей степени, нежели другие учебные заведения, женские курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886-89 годах прием на Бестужевские курсы  был прекращен, но они были единственными женскими курсами, которые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 году правительство было вынуждено разрешить новый прием слушательниц на курсы, но лишило их автономии, которой они пользовались в первые годы: была повышена плата за обучение, слушательницам было разрешено проживание только у родных или в общежитии и так далее. После 1905 года на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году - уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в том числе действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, член-корреспондент АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева.После Октябрьского переворота все женские курсы были закрыты. Что стало с Евуллой Михайловной Троицкой (~1893 г.р) остаётся тайной за семью печатями.

__________________

1. ГУ  ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1850, л. 152-об.- 154-об., 157, 158.

2. ГУ  ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1755, л. 119-123.

3. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1909 год,стр. 329.

4. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1909 год,стр.3.

5. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1894 год,стр. 65-67.

6. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1894 год,стр. 62.

7. Руга - денежная выплата крестьян своему священнику,псаломщику, дьякону и дьячку «пшеницей и ярицей» вопределённой пропорции.

8. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1876 год,стр. 473. (Предметы быта описаны в расходной книге поДуховному Училищу города Челябинска).

9. ГУ  ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1850, л. 152-об.- 154-об., 157, 158(Имеются документальные данные о том, что Троицкая Евуллаобучалась на курсах в Петрограде с 1913 по 1915 гг.)

10.Боброва Л. А. Высшие женские курсы профессора Герье вМоскве (1872-1888) // Труды Московского историко-архивногоинститута. Т. 16. - М., 1961; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг. 3 из- [СПб], 1903; Григорьев В.В. Исторический очерк русскойшколы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. - М.,1900; Кудрявцева А.А., Цветаева Е.М. Высшие женскиеГолицинские сельскохозяйственные курсы // Вестник высшейшколы. 1958. № 10; Лихачева Е. Материалы для историиженского образования в России. [Кн.] 2. - СПб, 1893; НекрасоваЕ. Из прошлого женских курсов. - М., 1886; Мижуев П. Г.Женский вопрос и женское движение. - СПб, 1906; СавельевА.Я., Момот А.И., Хотеенков В.Ф. и др. Высшее образование вРоссии: Очерк истории до 1917 г. - М.: НИИ высш. образования,1995; Цирульников А.М. История образования в портретах идокументах: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. М., 2001.

Материал и фотография с сайта   http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13100

_____________________

04.04.2008 года. Город Челябинск. Южно-Уральское региональное отделение межрегиональной Ассоциации генеалогов-любителей.

 
« Пред.   След. »

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО