Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск 
 
 
 
 
 
Главное меню
Главная страница
Первый шаг в генеалогии
Союз краеведов и генеалогов Урала и Зауралья
Газета "Союзная мысль"
Музей "Дети войны"
Об Ассоциации и о нашей библиотеке
Лидеры Ассоциации
Гость Ассоциации
Краеведы и генеалоги Курганской области
Краеведы и исследователи Оренбургской области
Исследователи Свердловской области
Краеведы и генеалоги Челябинской области
Летописи Курганской области
Летописи Челябинской области
Летописи Приуралья
Лучшие статьи журналистов
Забытые слова
Старообрядчество на Южном Урала
Территория Оренбургского казачьего войска
Народное творчество
Экологические бедствия Челябинской области
Работа сайта
Контакты
Поиск
Содружественные сайты
Гостевая книга
Баннеры
Авторизация





Забыли пароль?

Rambler's Top100
Главная страница arrow Юргамышский район arrow Село Скоблино arrow Топонимы села Скоблино и его жители*
Топонимы села Скоблино и его жители*

             Главы из книги «Живая летопись села Скоблино».

                                               ***

                 27. Топонимы села Скоблино и

                                       его жители*

         В Горелке (край села Скоблино)  жили Репины, Еланцевы, Дудины, Шумковы. Старожилы считают, что  этот край выгорал. Мурашёвка находится южнее Горелки, там жили Репины,         Дудины, Шумковы, Еланцевы. На правом берегу Таловки, там где сейчас  машинно-тракторные мастерские, был край села, называемый Заячьей  Слободкой. В 1970-1980 годы колхоз «Искра» застроил степь между  Скоблино и деревней Камаган. Образовавшуюся улицу назвали  Черёмушками, подражая в названии московской  новостройке. Край села  на правом берегу реки называют Пережогиным краем (в нем жили Пережогины и Багрецовы). На левой стороне дороги в село Гагарье, на          южном берегу лога, стоит Логовушка. Напротив Логовушки, за логом, был край Забегаловка. Логовушку иначе называют Чудиновым краем.

           В 1965 году исполком Скоблинского сельского Совета переименовал  улицы села: Пережогин край - улица Школьная, Логовушка -  улица  Мира, Горелка - Советская, Мурашёвка - Береговая, Черёмушки - улица Дружбы, задняя улица Пережогина края названа Озёрной. Жители   называют улицы по-старому.

        О переименовании улиц в селе Скоблине рассказал  Леонид

Иванович Савиных, который в 1964 году был председателем          Скоблинского сельсовета:  «Секретарём Юргамышского райисполкома в  то время был Григорий Макарович Шелепов. Он и был инициатором  переименования скоблинских улиц, названных нашими дедами. На  каждом совещании он критиковал меня за то, что сельсовет не переименовывает улицы, особенно Горелку, Мурашёвку и Одину в Камагане».

       - Григорий Макарович, старики не соглашаются переименовывать   улицы,  - возражал я.

       - Убеждай, настаивай, голова не для шапки, - следовал ответ.

       Фамилии коренных жителей села: Багрецовы, Дудины, Еланцевы,   Ивины,   Кармацкие,   Махнины,   Пережогины,   Репины,   Чудиновы,  Шестаковы.

       Жителей зовут скоблинцами или скоблянами.

       Прозвища жителей села: Пигалка, Кроты, Чеща, Матины, Савиха, Талабаи, Горшки, Жиряк, Шахонька, Бамбур, Котенок, Руфинин.

       

 «Примерно до 1930 года сохранялось расселение семей с

определёнными фамилиями на определённых улицах. А в 1930-е годы произошла ломка сложившихся устоев, понятий, взглядов, всего уклада крестьянской жизни. Все было поломано, разрушено, перемешано. Там, где жили одни, стали жить другие», - пишет И.В. Багрецов.

         В 1925 году из Скоблина и Гайной несколько семей выехали на выселку Тарасовку, которую основали на западном берегу озера Тарасова, в 8 км восточнее села. Там жили Чудиновы, Пережогины,  Букины, Шестаковы. К 1970 году жители вернулись в село.

       Решением облисполкома № 291 от 29.07.1970 г. деревня  Тарасовка исключена из административных списков. В том же 1925 году основана выселка Бельковка в 11 км западнее села, там жили Белоусовы, Пережогины,  Мальцевы. За ней в 2 км построена Новая деревня, и ещё дальше, через три километра, -  выселка Дудиновка, в ней жили Багрецовы, Дудины,       Шумковы, Пережогины, Кармацкие. «Приневоливали, просили  переехать на выселку, там земля хорошая», - вспоминают старожилы.

       За Дудиновкой - Казаков прудок, там жила семья казахов.

       Сведения о деревне Дудиновке и её топонимах сообщила 

Александра Трифоновна Небогатова (урождённая Дудина), 1930 года  рождения. Она родилась и выросла в Дудиновке, вышла замуж в деревню Лебяжье, сейчас живет в Юргамыше.

         Деревня Дудиновка (выселка) основана в 1920-е годы на самых  дальних западных землях села Скоблина, в 1,5 км восточнее деревни  Лебяжье, на правом берегу речки Таловки. Таловка течет из Галкинских  лесов, из села Коровьего, возле Чечиной избушки. В деревне была одна  прямая улица, на которой стояло около 30 домов. В ней жили Багрецовы, Дудины (много семей), Еланцевы, Пережогины, Шумковы. Жители выкопали у своих домов 24 колодца, на реке соорудили пруд.

         В 1953-54 годах жители разъехались, большая часть из них вернулась в Скоблино, некоторые переехали в деревню Лебяжье.

         Топонимы в окрестностях деревни: урочище Моленка, пашня Зыковка на Песковской грани, Макарычев колодец и Макарычев колок,  Ефросиюшкин колодец, Фёклин колодчик.

       В 1930-е годы в деревне образован колхоз «Крестьянка».

       Умерших хоронили на кладбище деревни Лебяжье, которое находилось в степи, в полукилометре западнее Дудиновки.

        В полукилометре от деревни Дудиновки стояла деревня Гришевка.  В ней жили три Григория.

         У южной окраины села Скоблина протекает лог с крутыми берегами. Его перекрыли плотиной, и образовавшийся пруд называют Скоблинским озерком, иногда Пережогинским озерком, т.к. оно находится рядом с Пережогиным краем; называют и Школьным озерком, т.к. вблизи него стоит здание Скоблинской средней школы.

        Гайновское озерко, стоявшее несколько лет без воды, вновь наполняется. В 2 км западнее села в степи  расположено небольшое Ефимово озерко диаметром около 300 метров,

названо по имени крестьянина.

        Самое большое озеро в нарезке этого села - Ионичье, оно находится в  3 км севернее села Гагарье, рядом с ним озеро Тарасово, в 1,5 км северо-западнее озера Тарасова находится озеро Грошово; северо-восточнее озера Тарасова болото Слевны -  несколько низин, которые соединяются после таяния снега.   

Болот в нарезке села много, и названы они, в основном, по фамилиям и  именам крестьян: Ульяново, Марово, Гришечье, Екутаново, Чебычиха, Еланцево, Кармацкое, Маленькое Чудиново, Белоусово; Травное, Кочковатое, Крутенькое - названия отражают состояния болот; Согра  Грошовская,  Среднее - названия отражают положения болот. Название Медвежьего  болота, возможно, перенесенное. Не ясны названия болот  Обрядино и  Старый Лог.

       Леса в досоветский период были поделены между крестьянами села, и  многие из них имеют названия: Маслов колок (лес масловского   крестьянина, переселившегося в Скоблино), Падерин колок, Шаражков  лес (по прозвищу), Константина Петровича Тетрованова редник, Гришин  колок, Пономарёвы редники, Шумковых редники, Махнина редка,  Кудрёвка - лес госфонда, Андрея Васильевича редник, Петра Яковлевича Еланцева редник, Белоусовские редники, Флегошинский редник (от имени), Михаила Осиповича Дубровина редник, Осипа Васильевича  Репина редник, Петра Яковлевича редник, Багрецовы леса, Ульяновские  колки, Ивана Николаевича Багрецова редник, Долгий колок, Мелкушки,

колок Рапаки. Старожилы села рапаками называют кустарник, из которого  делают мётлы, подобный таволожкам. Сад восточнее села называется Садок.

       Названий полей сохранилось мало: Грошовская степь, Травновская  степь, Ульяново поле у Марова болота, Ефимовские поля, Штаны, Кунда,  поля у Чудинова болота, У Чебыкина болота, У Кармацкого болота, У Соснового болота, У ракит, У Садка.

      Лога в окрестностях села: Кобелев лог, Чудиновский лог, Чебыкинский  лог, Таловский лог, Воробьёв лог (назван, скорее всего, по прозвищу).

       Вокруг села были огорожены поскотины.

       Восточнее села рядом с колхозным садом два кладбища, разделённые  изгородью: одно из них - старообрядческое, другое - мирское.

        Колодцы и избушки в лесах нарезки: Михаила Никитича колодец, Шумковых колодец, Петра Михайловича Еланцева колодец, и там же избушка (где зимовали со скотом), Ивана Андреевича Пережогина  колодец и избушка, Федора Павловича Махнина колодец и избушка, Михаила Осиповича колодец и избушка, Андрея Васильевича колодец и избушка, Петра Яковлевича избушка, Степана Афанасьевича Дудина избушка, Кобелева избушка, Харина избушка, Семена Афанасьевича

избушка, Багрецов пятистен (Матиных), Белоусовы избушки и колодчик,  Ивана Пайвина избушка у ракит, Ваньшина избушка, Василия Афанасьевича Чудинова избушка, Гриши Батушкова колодчик.

       В период коллективизации в Горелке и Мурашёвке образована

коммуна «Страна Советов», в Логовушке - сельхозартель им.

Ворошилова, в Тарасовке - колхоз «Волна революции». Позднее все   хозяйства объединены в колхоз «Красное знамя». Сейчас в селе  расположена центральная усадьба ТОО «Искра».

_____________

 *С.В. Плотников, Знакомые потоки, Юргамыш, 2001 г.,

   С. 135-139.


 

        27.1.  Численность населения в селе Скоблино 

                                 с 1891 по 2008 годы.

 

Населённый пункт

   Ед. изм.

               Г                 о                   д                 ы

      1891

      1900

     2008*

Село Скоблино

  Душ/чел.

      1570

      1703

       337*

*число 

         дворов

  Ед.

           ?

        302

       143

  *ветряных

    мельниц

  Ед.

          31

          19

          -

 *водяных

   мельниц

 

  Ед.

            2 

            2

          -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________

*Следует принять во внимание то, что численность населения на 1 января 2008 года по селу Скоблино - 502 человека, в том числе 165 человек - больные психоневрологического диспансера, т.е. фактическая численность скоблинцев  составила на 1 января 2008 года 337 человек.

       Численность сельского населения  падает, как и по многим сёлам и деревням России. Это тревожный знак,  ведь деревня - основа жизнеспособности страны.


 

    27.2. Фотография жителей села Скоблино.

 1900-е годы.
Фотографии из архива Н.Б. Павлова. На нём изображены: Лавр Григорьевич Пережогин (сидит). Годы его жизни:
1850-1934. Рядом его дочери: Наталья (Статных) и Стефанида (Бакланова). Фото сделано в 1900-е годы в селе Скоблино.
 

       Немного о Пережогиных:      

 

       Л.Г. Пережогин родился в Скоблино, в бедной многодетной крестьянской семье. В 1871 году был взят рекрутом в Оренбургскую крепость, в линейный батальон. Служил рядовым солдатом в составе Северной колонны (группировки) под командованием генерал-майора Н.А.Верёвкина, принимал участие в Туркестанском  походе 1873 года, брал Хиву. После армии в 1878 году женился на Анастасии Мелентьевне Останиной (1860-1919 гг.),  которая впоследствии умерла от тифа. Она была единственной дочерью в богатой по тем временам  семье Останиных в селе Кипель. Там они и жили.



 

28. Фотография деревни Камаган.

 

                            29. Чудская деревня

                                                              С.В. Плотников

 

      На археологическую карту Курганской области нанесено Таловское селище, иначе «Чудская деревня». Этот археологический памятник находится «в 1 км ЮЮВ с. Таловка, по дороге в с. Скоблино, в урочище «Чудской» или «Ямный» бор.  Р.Г. Игнатьев в 1860-е гг. обнаружил древнее поселение из расположенных в ряд «115 подквадратных ям», из которых 30 им были раскопаны, при этом были найдены очаги («каменки»), угли и «черепки битой посуды».

       В 1939 г. К.В. Сальников обследовал памятник и установил, что впадины квадратной формы размерами 4 на 4 м, глубиной до 0,4 м расположены «рядами и образуют прямоугольник». Им было локализовано 50 впадин. Памятник не датирован».

       Игнатьев Р.Г. описал памятник в 1870 году, Кастанье И.А. - в 1910 г., Сальников К.В. исследовал его в 1938 и 1948 годах.

       ...Однажды в Ильин день я привез  К.В. Полынских в Никольскую церковь села Таловки. Было много свободного времени, день был солнечным и тёплым, и я решил поехать в Чудскую  деревню. Поехал через Табаковку. У последнего дома Табаковки сидел дедушка, я спросил его, как найти древнюю деревню.

        - Вам Кибитки надо посмотреть? - спросил он.

        Оказывается, таловцы Чудскую деревню называют Кибитками. Находятся Кибитки на нижней дорожке из Табаковки в бывшую деревню Гайную. При въезде в бор видна песочная яма, а за ней по обе стороны дорожки видны жилищные ямы Чудской деревни. На местности видно, какие из них раскопал Р.Г. Игнатьев. В одной из ям культурный слой нарушен и повсюду среди песка видны угольки. Но ни одного предмета на поселении исследователи не нашли, поэтому и не могут определить, когда здесь жили люди.

       Об этом археологическом памятнике писал мне доцент Курганского университета С.Н. Шилов. Его интересует, где же находится могильник этой деревни. По предметам из захоронений можно датировать памятник. Мне говорили в Таловке, что на верхней дорожке из Табаковки, восточнее Чудской деревни, есть кладбище. Мне найти его без проводника не удалось. Неизвестно, чьё это кладбище.

       Мне не удалось записать топоним Ямный бор. Рядом с бором находится Ямское (но не Ямное) займище. После исследования деревни Р.Г. Игнатьевым прошло 135 лет, и топоним Ямный бор исчез из памяти жителей.

       Владимир Иванович Дюсюбаев, талантливый учитель, увлеченный краевед, сообщил мне, что в газете «Оренбургские губернские ведомости» за 1868 год имеется статья о древностях села Таловского. Мне удалось побывать в Челябинской областной библиотеке, но «Оренбургских губернских ведомостей» там нет. Прошло лет десять. Я приехал в Скоблинскую школу, директор школы и заведующий музеем Зинаида Александровна Махнина показала мне школьный краеведческий музей. И вдруг я вижу статью «Памятники древности села Таловского» на стенде краеведческого музея. Зинаида Александровна разрешила мне скопировать её.

       Предлагая читателю эту интересную статью, стоит отметить, что в ней трудно понять направления сторон света, и какие берега автор статьи называет левым и правым. 

 

_____________

Оренбургские губернские ведомости. Февраль 17, 1869 г., №7.* Памятники древности при селе Таловском Челябинского уезда

Статья Члена корреспондента Московского Археологического общества Р.Г. Игнатьева.

       Ни одна местность в пределах нынешней Оренбургской губернии не сохранила столько памятников курганного периода, как Челябинский уезд. Курганы все единообразной формы - круглые, встречаются беспрестанно близ селений, дорог, лесов и вод: народ их называет чудскими могилами, ямами, чудаками и чужками, в смысле конечно, принадлежности их народу чуждому, неизвестному, жившему в здешних местах. Курганы - это могильные памятники этого неизвестного, чуждого народа образуют целые кладбища там, где они являются группами, одно из таких кладбищ неизвестного народа, жившего в так называемый курганный период истории, существует при селе Таловском Челябинского уезда.

       В 2 1/2 верстах от селения, при дороге в дер. Скоблино и Камаган и близ речки Таловки, разбросано несколько курганов и видны остатки земляного вала, идущего в разных направлениях. На выезде из с. Таловского, на берегу речки Таловки, по правую сторону дороги, разбросано всего 5 курганов: 2 по направлению на СВ, а три на СЗ. Все эти курганы вышиной 11/2  до 3 аршин, в окружности от 10 до 15 сажень, в диаметре от 3 до 6 1/4  саж., грунт курганов черноземный и песчаный, все они поросли травою, полевыми цветами и даже сорными травами. Затем, следуя большою дорогою от  с. Таловского в д. Скоблино по направлению на ЮЗ к реке Таловка, направо от дороги, разбросаны курганы и заметны остатки земляного вала, соединённого с курганами. Мимо них, в 24 саж., идет дорога в дер. Камаган направляясь на СЗ; по левую сторону этой дороги находится курган, за которым следует вал, имеющий вид правильного треугольника; две стороны его имеют по 23 саж. длины, а третья сторона в 40 саж. подходит к кургану, соединяясь с ним; от самого кургана вал идет в дер. Скоблино и оканчивается курганом; здесь, вблизи вала, ещё два кургана, лицом на запад, где соединен с ними треугольник вала; после промежутка, вероятно, образовавшегося от совершенной осыпи от времени самого вала, за которым опять вал, идущий несколько косвеннее на запад и соединяющийся с курганом; этот последний вал в 33 саж.; от сего кургана в 8 саж. на СЗ находится ещё курган. Все эти 8 курганов вышиною от 2 аршин до 2 саж., в окружности от 10 до 14 саж., наверху насыпи имеют углубления на 1 и 2 аршина. Грунт курганов чернозёмный, с примесью песчаного и суглинистого. На насыпях растут сорные травы. Что такое знаменует этот вал, соединённый с могильными насыпями и курганами? Уж, конечно, это не вал, устроенный с военной целью, доказательством чего может служить следующие обстоятельства.

       В мае минувшего 1867 года, по поручению Московского Археологического общества и с разрешения Министерства Внутренних дел мною произведена раскопка курганов при г. Уфе, близ нынешнего магометанского кладбища. Здесь также земляной вал, вышиною от  1/2  арш., соединял между собою курганы. Я прокопал вал канавами поперек в разных местах, глубиною в 3 саж., и находил только много человеческих костей мужских, женских и детских, перемешанных между собой, тогда как в курганах находилось не более 2 или 3 костяков или скелетов. Вероятно, вал означал могильный памятник над общим кладбищем, а курганы составляли могилы людей именитых, почетных. В курганах найдены были разные мелкие вещи и остатки гробов, обитых серебряными вызолоченными скобочками; много этих серебряных вызолоченных скобочек найдено при промывке вынутой из курганов земли на ручных станках или вашгердак: раскопка курганов делана была канавами, причем находимы были остатки каменных склепов из белого плитняка, тут же близ курганов добываемого; раскрытие же вала, точнее, так же и в Уфе, как и здесь при селе Таловском, соединённого местами с курганами, не найдено ни склепов, ни признаков гробов и никаких вещей; сомнительно, чтобы эти уфимские курганы и вал возникли вследствие битвы на этом месте, тем  более, что оружия в них найдено не было, а это кладбище давно исчезнувших жителей здешнего места. Кроме курганов, соединённых валом в Уфе, точно так же, как при с. Таловском в Челябинском уезде, есть несколько курганов, отдельно стоящих и в расстоянии даже 100 саж. от вала, соединенного с прочими курганами. Эти отдельные курганы разбросаны в разных направлениях по возвышенности, образующей мыс по р. Белой. Так между этими курганами при г. Уфе и при с. Таловском Челябинского уезда нет никакой разницы; в с. Таловском чуждому народу чуди и потому называют их чудскими.

(Окончание в следующем номере).

 

______________

«Оренбургские губернские ведомости». 24 февраля 1868 г. № 8 (продолжение).

 

       Если бы при с. Таловском произведена была раскопка наподобие Уфимской, то, конечно, всего лучше бы открылось настоящее значение и здешних курганов и вала. По словам жителей с. Таловского никаких с какою бы ни было целью раскопок произведено не было. Мало того, жители говорят, что эти курганы трогать не следует, что на курганах в самое светлое воскресенье, как начинается благовест к заутрени, появляется свет..., что тех, кто тронет эти курганы, того накажет чудская Княгиня Анна, и не только того человека, но и весь его род искоренит с лица земли...

       Прибыв в с. Таловское для исполнения поручения Статистического комитета, я обратился с вопросом о древностях к заменявшему в это время волостного старшину кандидату, здешнему крестьянину Семену Максимовичу Махнину. Когда я повторил свой вопрос и просьбу указать на здешние древности, на лице почтенного кандидата в старшины выразился испуг, и он, сделавши мне и сам со своей стороны вопрос для чего, для какой цели мне это нужно, угрюмо мне отвечал, что никаких курганов чудаков или чудских могил при с. Таловском нет. Затем опять сделавши мне  несколько вопросов и несколько раз прочитавши мои документы и желания Статистического Комитета, предлагал мне лучших лошадей, чтобы я только скорее уехал из Таловского, что никаких древностей - хоть присягнуть готов - ей Богу нет... Не могу умолчать об этом случае: в лице почтенного кандидата в волостные старшины выразилось все верование народа в силу преданий, при которых вырос и возмужал почтенный кандидат, видевший перед собою человека незнакомого, приехавшего, по его мнению, посягать на святыню народа.

       Указанием на описываемые здесь мною древности я вполне обязан Благочинному Челябинского уезда священнику с. Таловского К.С. Протасову и преосвященному старожилу с. Таловского Н.И. Кудрину.

       Курганы и вал при селе Таловском расположены на равнине, мимо которой, как мною объяснено, проходят от села дороги в дер. Скоблино и Камаган, с С и В всю эту местность огибает речка Таловка, с Ю и 3 идут бор и перелесок, называемые «Чудскими», к бору и перелеску, с левой стороны дороги от с. Таловского в д. Скоблину, идет пашня; место же нахождения курганов - луг. Я не мог не обратить внимание на Чудской бор, он еще здесь в народе называется иначе «Ямным бором» от признаков 115 ям одинаковой, почти квадратной формы, с входом с восточной стороны. Здесь, говорят таловские жители, была Чудская деревня, и эти ямы суть, по мнению таловских жителей, основание домов, шалашей или шатров, а может быть, просто, чудь жила в этих ямах. Величина ям, по сделанному измерению, оказалась единообразною: 6 саж. в длину и около 3 саж. ширины. Я решился на раскопку некоторых ям, в чем уже не встретил никакого препятствия, это были не курганы, на которых является свет на день Св. Пасхи; напротив, тот же кандидат в волостные старшины очень обязательно и тотчас же достал мне 5 чел. рабочих, волостной писарь сам вызвался и даже с большей любезностью присутствовал при раскопке чудских ям вместе с о. Благочинным Протасовым и Г. Кудриным.

       Так раскопано было пять ям, и на глубине 1 саж. найдено было основание очагов или, лучше сказать, каменок, состоящих из массы глины и обратившихся от огня как бы в кирпич; на этих грудах обожженной глины лежали обгорелые головни  и  груды печной золы; по всему вероятно, дрова клались на груды сырой глины; эта сырая глина, служившая вместо очага, печи или каменки, наконец, обжигалась, обращаясь как бы в кирпич. Мы продолжали раскопку ещё на 1 аршин глубины и дошли до материка, не найдя ни камней, ни кирпичей, кроме такого же рода обожженной глины. Ясно, что это были землянки, имевшие, может быть, крыши с отверстием для дыма; все эти 115 землянок вытянуты в одну линию, составляя именно селение когда-то бывшего здесь народа.

       В перелеске перед Чудским или Ямным бором я не нашел никаких следов жилья; он, вероятно, зовется Чудским только по соседству с Чудским бором,  Ямный или Чудской бор в с. Таловском еще называют по поводу этих землянок «Чудскою деревней». Точно также под именем Чудской деревни слывет в Челябинском уезде одна местность, находящаяся по дороге из г. Челябы в г. Шадринск Пермской губернии, между селом Ивановым и слободою Воскресенскою или Митрополичьею. Я осматривал эту местность близ с. Иванова, там находятся несколько курганов и точно так же признаки землянок, как и в с. Таловском, жители с. Ивановки говорят, что многие признаки этих землянок уничтожены запашкою и что при этом находили также массы обожженной глины, курганов же по уважению к ним страха ради чудской княгини Анны они не трогали. Курганы более там расположены при самой Шадринской дороге, нежели на пашне, примыкающей к ней; пашня частию только захватила там места, где показывают следы так называемой Чудской деревни.

(Окончание в следующем номере).

________________

Оренбургские губернские ведомости. Марта 2 дня, 1868 г. № 9.

 

       Будучи в Челябинском уезде, я тщательно везде справлялся о народных преданиях по поводу чудских могил. На мой вопрос, признают ли здешние крестьяне неведомый и чуждый народ христианами, крестьяне отвечали, что они этого не знают. На вопрос мой, как же они признают чудеса над курганами в ночь на день Св. Пасхи и чудеса над теми, кто трогает курганы от Бога ли или супротивной силы? «И этого не знаем», - отвечали мне, а только всё это бывает и было над нашими дедами и прадедами. ...Кто же царица или княгиня Анна?

       «Кто Анна, толковали мне, Анна, значит, здесь царствовала над чудью, а вон там, в селе Островках Челябинского же уезда, похоронен в кургане их чудский царь или князь, Золотой Стул. А княгиня Анна весьма строгая, она является не во сне, а в «Явь» женскому полу; на ней белое одеяние, сама простоволосая, на руках младенец, должно быть, ея сын. Она велит женщинам, чтобы те говорили отцам, мужьям и братьям отнюдь не трогать чудских могил, это, говорит, мои подданные, и кто их тронет, того искореню со всем родом и племенем... «Чудский народ в наших местах, видно, был силён, - говорят Челябинские крестьяне - вона сколько могил по себе оставил, а город у них был около дер. Горохиной, где теперь виден земляной круглый вал с 2-мя входами или воротами». Вал этот действительно здесь в Челябинском уезде известен под именем «Чудского городка».

       Русское население Челябинского уезда явилось здесь не более

2-х столетий; башкиры же, считающие себя древними жителями, тоже в преданиях своих относят курганы и этот городок к чудскому, т. е. неизвестному народу.

_________________

ГАЧО. Ф. 627, оп. 1, ед. хр. 44.

Комментарий к статье Р. Г. Игнатьева.

       Расстояние между Таловкой и Скоблино чуть более 4 км. На расстоянии 2,5 км от Таловки, справа от дороги, на высоком месте, сейчас распаханном, стояло 5 курганов, 2 из них по направлению ЮЗ и 3 по направлению СЗ. При распашке курганов срыли только наземный грунт, а захоронение обычно ниже поверхности земли, поэтому погребения не тронуты, но только трудно сейчас отыскать их. Древние хоронили умерших недалеко от селения, но обычно на противоположном берегу речки. Поэтому селение необходимо искать на правом берегу речки Таловки; там, на берегу, у кромки бора, действительно открыт археологический памятник, названный VI Таловское поселение. Почти напротив него, на левом берегу речки Таловки, в 500 м ниже устья лога, находится V Таловское поселение; его насельники могли погребать покойных в этих же курганах, т. к. они находились за логом.

       Справа от дороги Таловское-Скоблино Р.Г. Игнатьев отмечает ещё восемь курганов, причем некоторые из них соединены валами. Эти курганы вблизи Скоблино и находятся на левой стороне от дороги в Камаган. Если дороги сохранились с тех пор, то эти курганы и валы надо искать у развилки этих дорог. К сожалению, они не сохранились. Курганы и валы могли быть могильником для V и VI Таловских поселений.

___________________

  *(Орфографические ошибки этой статьи исправлены редакцией и

    выделены курсивом). 

 

               25.  О чём бы поведал пропавший клад?...

                             Газета  «Советское Зауралье»,

                                                  22 октября 1993

 

      История эта началась более двадцати лет назад, когда несколько деревенских ребят, учившихся в начальной школе, наткнулись в селе Скоблино (Юргамышского района) на странный предмет. Осыпался край откоса у речушки Таловки, и на небольшой глубине показалась бронзовая стенка древнего котла. Когда же дети, торопясь и волнуясь, раскопали огромный котёл, то внутри его их ждал уникальный клад...

       Внутри, перемешанные с землёй и травой, лежали внушительные бронзовые наконечники копий, под ними - великолепный доспех из костяных пластин, скреплённых хрупкими красноватыми колечками, а в самом верху покоилась крупная бронзовая пластина (10 на 15 см) с изображением невиданного дракона с рыбьим хвостом, крыльями и шестью ногами.

     Все эти бесценные находки были перенесены в село, в амбар к отцу одного из ребят, а затем, наигравшись, дети... потеряли всё, что было в кладе. Пропали бронзовые наконечники; костяная кольчуга, которую могли даже примерить, несмотря на её многовековой возраст, также исчезла; потерялась и загадочная пластина.

     Так лишний раз было доказано, что безжалостнее Времени могут быть только люди.

     Даже тысячелетия пощадили сокровища, а люди в короткий срок растеряли безвозвратно всё. Уцелел лишь котёл, да и то потому, что один из колхозников рассчитывал вложить его в каменку в своей бане. И вложил бы, если б о редчайшем бронзовом котле не услышал юргамышский краевед Сергей Васильевич Плотников. Осознав уникальность древней находки, он приложил все усилия для спасения котла и вскоре перевёз его на хранение в запасники Юргамышского районного музея. Но и там котёл долго не залежался. Районный музей быстро разрушается, оставленный без внимания и поддержки районной администрации, экспонаты гибнут, бесполезно пылясь в крохотной комнатке Дома пионеров. И, опасаясь за дальнейшую судьбу бесценной находки, Сергей Васильевич передал её в руки курганских археологов. В настоящее время котёл - единственное, что уцелело от богатого клада, -  хранится в Курганском краеведческом музее (в постоянной экспозиции).

       Здесь интересная находка была тщательно изучена, датирована, и ей найдены широкие аналоги в других регионах нашей страны. Котёл очень крупный, на высоком полом поддоне с широким яйцевидным туловом. Верхняя часть его украшена орнаментом в виде двух линий ровной рельефной верёвочки. Котел снабжен двумя полукруглыми ручками, которые древний мастер украсил двумя шишечками, поместив между ними небольшой гвоздеобразный отросток. Высота Юргамышского котла - 40 см, а диаметр - 45 см.

     Особого труда не составило узнать, что похожие котлы были широко распространены у скифов. Они ценились очень дорого и нередко использовались в ритуальных целях, связанных с культом огня и варкой мяса жертвенных животных. Скифские котлы сохранили свою форму и в последующее время, и на большой территории - от Крыма до Сибири. Зауральские савроматы также переняли оригинальную форму скифских котлов. Особенно часто эти котлы, напоминавшие гигантскую рюмку, использовались в савроматскую эпоху - I века до н.э. - I века н. э. Археологам они попадаются чрезвычайно редко, в большинстве случаев только как случайные находки, и курганским ученым приходится только сожалеть о пропавшем содержимом юргамышского котла.

     Особенно жаль исчезнувшую пластину. Вовсе не обязательно быть археологом, чтобы понять, какую потерю понесла наука и искусство. Пластина с драконом была выполнена в знаменитом «зверином» стиле, который с VIII по III вв. до н.э. господствовал в искусстве племен степной Евразии. Эти красивые изделия с изображением хищных зверей и птиц, мифических драконов с оскаленными мордами, грифонов с телом льва и головой, и крыльями орла, змеевидных гидр и других ужасающих чудищ из давно забытых легенд ушедших народов, украшали оружие, конское снаряжение, ритуальные вещи и предметы быта скифов и савроматов. Часто украшения носили магический смысл и отражали социальный статус владельца. По-видимому, и упоминаемую нами пластинку вложили в котел с чисто магической целью - сохранить клад и отпугнуть грабителей. К тому же видно, что вещи из клада принадлежали не простому кочевнику, а богатому савроматскому вождю.

     На это указывает и сокрытый в земле костяной доспех, который мог принадлежать только тяжеловооруженному знатному коннику. В эпоху поздней античности они получили название катафрактиев. Они были защищены специальной курткой, обшитой пластинами наподобие рыбьей чешуи. Пластины делались из железа или бронзы, иногда они могли быть костяными (как, например, и было в кладе). Куртка облегала тело воина-сармата и была достаточно удобна, не стесняла свободу движений. На голову катафрактий надевал высокий остроконечный шлем с забралом. Лошади также были защищены чешуйчатым панцирем. Всем своим видом конный катафрактий походил на живую огромную и непробиваемую башню.

     Оружие катафрактиев также было внушительно - длинный тяжелый меч, носившийся, вероятно, или на левом боку, или за спиной, и контос - длинное копьё, которое можно было пустить в ход только двумя руками сразу. Копьё это было хотя и неудобным, но достаточно грозным оружием. Наконечники копий, найденные археологами на Кавказе, - тяжелые, в форме резного листа -  заставляют предположить, что контос был длиной от четырёх до четырёх с половиной метров. Катафракты фиксировали копьё на теле лошади при помощи привязей и особых ремней, так что в их удар вкладывалась вся сила коня и всадника. Именно отряды таких неуязвимых сарматских всадников с их грозным оружием быстро смели легкую кавалерию легендарных скифов с их слабыми луками.

     До сих пор поражает конная эквилибристика катафрактия, способного сражаться таким оружием и при этом сохранять равновесие, не имея жёсткого седла, стремян и лишённого возможности пользоваться поводьями. Шпор кочевники тоже не использовали, и нередко катафрактии сидели на коне «по-женски», боком (как изображали на древних рисунках). Всякий, кто хоть раз садился в седло, может понять, о чём я говорю. Несомненно, такое искусство было результатом продолжительной и упорной тренировки воина и его коня. Во время сражения конь подчинялся только голосу и коленям катафрактия.

     Воинственные сарматы, возможно, даже из наших родных степей, донесли этот доспех до других народов, и первая, кто заимствовала такую кавалерию, была сасанидская Персия, сокрушившая бронированным кулаком катафрактиев победоносное продвижение римских легионов. А ведь римские легионеры считаются лучшими солдатами древности! Затем этот особый вид конницы был заимствован в македонских и сирийских войсках. Даже в римской армии он нашел широкое распространение. Эти иноземные всадники, состоявшие на службе Рима, часто назывались «клибанариями» (от латинского - «панцирь»).

     История сохранила нам многочисленные изображения катафрактиев: в Риме на колонне Марка Аврелия, столкнувшегося с ними на Среднем Дунае во время Маркоманнских войн, на надгробных рельефах и росписях стен погребальных склепов Боспорского царства. Легионеры римской пограничной крепости Дура-Еуропос на Евфрате выцарапывали рисунки катафрактиев на стенах цитадели. Но вот сам целый доспех катафрактия почти невозможно найти. В сарматских могилах находят лишь отдельные части снаряжения катафрактиев - то  нескольких пластин от панциря, то почти разрушенную конскую катафракту, то истлевший шлем.

     И кто знает, может, судьба впервые давала нам возможность найти защитное вооружение знатного сарматского воина, сделать важное открытие в древнем оружеведении, восстановив костяной доспех - эту предтечу средневековых рыцарских лат! Но, увы...

     А сколько других древних находок не попадает в руки исследователей, сколько тайн так и остаются не открытыми! Создаётся впечатление, что люди начинают забывать о прошлом родного края, словно оно и не существовало. Исчезает память о своих истоках и нашей Истории, что непоправимо и приведет к тому, что наши имена могут также кануть в безвестии прошлого.

                      С. Шилов,

                      сотрудник археологической лаборатории КГПИ.

 

                                           ***

 

 

   На всей территории Урала находят интересные с научной точки зрения захоронения. Вот некоторые выдержки из находок местных краеведов:

...

       «...Ну, я ребят убедил: любой курган - это историческая ценность, нельзя трогать. Вот будет разрешение специалиста-археолога, тогда - пожалуйста. Не стали копать, запрос специалистам сделали. Но, увы, никто к нам не приехал. Так и считается сейчас: холм  "ханова могила". Ну, а на самом деле, что это? Сама ли природа его создала? Или какой человек нашел в нем последний приют? И если это так, кто он, когда умер, отчего? На холме уже ельник молодой вырос, сосны большие. Но место, где копали ребятишки, до сих пор не заросло...

                                            Записали от учителя истории

                                            М. Пескова, С. Степанова,

                                            Е. Говорухина, С. Акишев,

                                            О. Шарапова, В. Завьялов,

                                            Д. Пескова, С. Кузьминых.

                                            (школа, с. Килачево, Ирбитский

                                            район Свердловской области)».

 

                            « Да не троньте ПРАХ ушедших!

...

       Старики слышали от своих дедов такой рассказ. Когда-то давным-давно здесь жил неведомый народ чудь, или чудаки. Будто бы они были одноногие, и для того, чтобы ходить или бегать, им приходилось обниматься по двое. Сами они были чернокожие и боялись всего белого. И когда в их стране стало расти белое дерево береза, они решили, что скоро придут белые люди и завладеют ими. От страха чудаки подрубили стойки у землянок, и те, рухнув, погребли их под собой. Оттого образовались курганы. В других курганах чудаки погребали своих покойников. Разрывать их грешно и опасно: кто осмелится раскопать курган, тот умрет...

       За сохранностью курганов зорко следит таинственная сила - чудская княгиня Анна. Достаточно, чтоб кто-нибудь, польстившись на чудские клады, начал рыть курган,  как ночью во сне ему являлось видение. Таинственная красивая женщина с ребенком на руках. Из-под ног ее вылетала молния. Гневным голосом она приказывала: «Я, княгиня чудская, повелеваю тебе не трогать прах моего народа, иначе я тебя погублю, истреблю, искореню с лица земли». И самые смелые не могли выдержать. На другой день шли зарывать начатый курган. Такова легенда о происхождении курганов».                          

                                                (К.Сальников. "В глубине веков").

 
« Пред.

 
 
Летописи Курганской области
Город Курган
Карты сел и деревень Курганской области
Белозерский район
Варгашинский район
Далматовский район
Каргапольский район
Катайский район
Куртамышский район
Мишкинский район
Мокроусовский район
Половинский район
Целинный район
Шадринский район
Щучанский район
Юргамышский район
Случайное изображение из галереи
 
 
 
                
© 2008-2013 Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей. Город Челябинск
При использовании информации ссылка на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ обязательна.
Сайт работает на Joomla! Создание сайта - WEBSTRO STUDIO. Дизайн: Rami Ben-Ami, ВЕБСТРО