О РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ЧУВАШЕЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ . ( По материалам Московских Ведомос- тей № 45 и № 70 за 1890г.)
Чуваши каждую пятницу празднуют ПРНЯГОН. Это для них также, как и для нас, православных, воскресенье. Мужчины по пятницам одевают цветные рубахи, а женщины- вышитые полотенца - сюрпан. Постов чуваши не соблюдают. Пасху величают «ВЫРСЛА ИРИНГОН» - русский праздник. Самый большой праздник у них - СЕМИК, а следующий за ним - СИНЗЮ. В основании праздника Семика лежит придание хвалы Богу и торжество природы, возрождающейся после долгого сна весной. Празднуют его в пятницу перед Днем Святой Троицы. Они пируют его со всем торжеством и великолепием, воздают хвалу Богу Ириху, которого чуваши считают самым могущественным и самым злым. И поэтому боятся прогневать его хоть единым словом. Около Семика играют все свадьбы.
После Семика идет праздник СИНЗИ - отдохновение земли от конца пашни и до покоса. «Земля в это время спит и ее нельзя тревожить». В связи с неглубокой вспашкой земли, урожаи у чувашей и так невелики, так еще они и сорняков не пропалывают из-за своего праздника. Стоит у них пшеница поросшая травой. Никто дергать траву и не собирается. Во время праздника Синзи чувашки только доят коров, кормят скот, а все остальное время едят, спят и ничего не делают. Если вы спросите чуваша: « Что ты делаешь?», то он, скорее всего, ответит вам флегматически: «Нишава, клятим; глаз моя есть».( В переводе это значит: «Ничего, гляжу, на то у меня и глаза».) На свадьбе жених и невеста в первый день праздника незаметно для гостей расходятся , каждый отдельно по своим домам . А через неделю-другую молодой запрягает лихую тройку лошадей и вместе с гостями и родней направляется к невесте, там гуляют и пьянствуют на славу , потом едут к жениху, где их ожидают водка, мед, пиво. Так могут ездить друг к другу по нескольку раз. За невесту платится калым ( от 5 до 400 рублей). Калым в 150 рублей уже считается большим. Но если жених очень беден, то по сговору с родней он может выкрасть невесту, не заплатив калыма. Причем и жених, и родня с обеих сторон возмущаются, ищут невесту, плачут, даже и сама невеста голосит, чем приводят в недоумение власти и станового священника. Потом начинают дружно жить без венчания. Жених нередко ссылается на то, что денег на венчание в церкви у него нет. Живет жених с выкраденной невестой год-другой и только когда у них появляются дети, по настоянию священника, вступает в брачный союз. Чуваши очень боятся станового священника. Как только начался покос, так и СИНЗЯ кончилась. Так что, чуваши, формально числящиеся православными, остаются на самом деле в обычаях и в повседневной жизни вполне язычниками. (Стр.519 О.Е.В. за 1890г.). |